А был ли Невский? Идеология и поэтика рассказа В. М. Шукшина «Беседы при ясной луне»
Аннотация
В статье рассматривается проблематика и поэтика рассказа Шукшина «Беседы при ясной луне». Хотя в названии рассказа есть слово «беседы», подлинно диалогические отношения между персонажами не складываются. Герои рассказа, по сути, говорят на разных языках. Им нужен переводчик, поскольку сами они плохо понимают речь собеседника. Появление между соотечественниками языкового барьера закономерно. Это следствие потери героями рассказа идентичности: национальной, социальной и даже гендерной. В облике, речах, ментальности главного героя рассказа старика Баева писатель делает акцент на чертах «нерусскости». Процесс утраты национальной идентичности заходит у Баева настолько далеко, что он даже выдвигает абсурдную гипотезу о своем американском происхождении. Собеседница Баева Марья Селезнева вообще теряет не только социальную, но и гендерную идентичность. Художественный мир рассказа «Беседы при ясной луне» в значительной мере симулятивен. Он иллюзорен настолько, что персонажи рассказа не могут отличить день от ночи, луну от солнца. Практически стерта в рассказе и граница между (псевдо)жизнью и смертью.
Скачивания
Metrics
Литература
Аннинский Л. Комментарии // Шукшин В.М.Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М., 1993.
Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.
Берелович А. Семидесятые годы XX века: реплика в дискуссии // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 4(66).
Битов А. Г. Пушкинский дом: Роман. М., 1990.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., 2015.
Ведина Т. Ф. Энциклопедия русских фамилий. М., 2008.
Зиновьева Н. Наш дом у горы Пикет // Шукшин В. М. Надеюсь и верую: Рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания. М., 1999.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения: в 8 т. Т. 7. М., 1994.
Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. 2-е изд. М., 2009.
Ломоносов М.В. Письмо к И. И. Шувалову 31 мая, 1753 года // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. Служебные документы. Письма. М.–Л., 1957.
Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
Мелехов И.С. М.В. Ломоносов и истоки науки о лесе и лесного образования в России // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2001. № 3.
Московкина Е.А. «Русский человек на rendez-vous»: конфликт мужского и женского в рассказах В. М. Шукшина // Филология и человек. 2017. № 3.
Скубач О.А. Штрихи к портрету ускользающего смысла. Рассказ В. М. Шукшина в свете особенностей творческой манеры писателя // Известия Алтайского государственного университета. 2002. № 3.
Фразеологический словарь современного русского литературного языка: в 2 т. Т. 1. М., 2004.
Список источников
Горький М. В людях // Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. Т. 15. М., 1972.
Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 9 т. Барнаул, 2014.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.