Пограничье: семиотика забора и ограды в художественном мире Юрия Олеши
Аннотация
Цель исследования – выявление семиотического потенциала образов забора и ограды в художественном мире Юрия Олеши. Материалом послужили художественные и мемуарные произведения писателя. Комплексный анализ текстов на основе структурно-семиотического метода позволил продемонстрировать, что хронотоп границы приобретает у Олеши разные оттенки значения. Установлено, что программной для писателя становится оппозиция «серый забор» – «дачная ограда». Проницаемая для взгляда посторонних ограда, в отличие от забора, имеет сугубо декоративную функцию, поэтому она не пугает и не угнетает чувств героев Олеши. Если спутник ограды – мечта и вера в ее осуществимость, то спутники забора «обида и зависть». В произведениях Олеши представители старого мира всегда остаются за пределами советского рая. Позицию на заборе занимают дети. Ребенок – медиатор между двумя мирами – реальным (миром взрослых) и фантазийным (миром детей). Для Олеши особенно важна возможность додумывания незримого мира за преградой, поэтому пространство за забором – область тайны, простор для воображения. Правда, за советским забором, как выясняется, нет ничего кроме внушающей страх и отчаяние пустоты.
Скачивания
Metrics
Литература
Беляков С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. 2004. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/ural/2004/10/evropeecz-v-russkoj-literature-nerusskij-pisatel-yurij-olesha.html (Дата обращения 07.02.2025)
Блум Г. Страх влияния: теория поэзии (Главы из книги) // Новое литературное обозрение. 1996. № 20.
Воспоминания о Юрии Олеше. М., 1975.
Гудкова В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». М., 2002.
Гуськов Н. А., Кокорин А. В. Чудотворец, завистник, и «истинный нищий» Олеша // Олеша Ю. К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша. СПб., 2017.
Катаев В. П. Алмазный мой венец // Катаев В. П. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.., 1984.
Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.
Перцов В. О. «Мы живем впервые». О творчестве Юрия Олеши. М., 1976.
Савчук В. Забор как искушение // Зборник Матице српске за славистику. Св. 88. Нови сад, 2015.
Ушакова А. Н. Символика крыльев/полета в прозе Ю. К. Олеши // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1(2).
Уэллс Г. Дверь в стене // Уэллс Г. Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы. М., 1982.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1994.
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 10. 1898–1903. М., 1986.
Чудакова М. О. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972.
Список источников
Олеша Ю. Избранное. М., 1974.
Олеша Ю. К. Книга прощания. М., 2006.
References
Belyakov S. Evropeecz v russkoj literature: nerusskij pisatel’ Yurij Olesha [The European in Russian literature: the non-Russian writer Yuri Olesha]. Ural [Ural]. 2004. No 10. URL: https://magazines.gorky.media/ural/2004/10/evropeecz-v-russkoj-literature-nerusskij-pisatel-yurij-olesha.html (accessed 07.02.2025).
Blum G. Strax vliyaniya: teoriya poezii (Glavy iz knigi) [Fear of influence: Theory of poetry (Chapters from the book)]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. 1996. No 20.
Vospominaniya o Yurii Oleshe [Memories of Yuri Olesha]. Moscow, 1975.
Gudkova V. Yurij Olesha i Vsevolod Mejerxol’d v rabote nad spektaklem «Spisok blagodeyanij» [Yuri Olesha and Vsevolod Meyerhold at work on the play “The List of Benefits”]. Moscow, 2002.
Gus’kov N. A., Kokorin A. V. Chudotvorecz, zavistnik, i «istinny`j nishhij» Olesha [Miracle worker, envious, and “true beggar” Olesha]. In: Olesha Yu. K. Zavist’. Zagovor chuvstv. Strogij yunosha [Envy. A conspiracy of feelings. Strict young man]. St. Petersburg, 2017.
Kataev V. P. Almaznyj moj venecz [My diamond crown]. In: Kataev V. P. Sobranie sochinenij: v 10 t. T. 7. [Collected works: in 10 volumes, vol. 7]. Moscow., 1984.
Klark K. Pejzazh v iskusstve [Landscape in art]. St. Petersburg, 2004.
Perczov V. O. «My zhivem vpervye». O tvorchestve Yuriya Oleshi [“We're living for the first time.” About the work of Yuri Olesha]. Moscow, 1976.
Savchuk V. Zabor kak iskushenie [The fence as a temptation]. Zbornik Matice srpske za slavistiku. Sv. 88 [Collection of Matica Srpska for slavistics. Vol. 88]. Novi sad, 2015.
Ushakova A. N. Simvolika kryl’ev/poleta v proze Yu. K. Oleshi [The symbolism of wings/ flight in the prose of Yu.K. Olesha]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod Lobachevsky University]. 2013. No 1(2).
Uells G. Dver’ v stene [The door in the wall]. In: Uells G. Chelovek-nevidimka. Mashina vremeni. Rasskazy [The Invisible Man. The time machine. The stories]. Moscow, 1982.
Chernyh P. Ya. Istoriko-etimologicheskij slovar’ russkogo yazyka. T. 1. [Historical and etymological dictionary of the Russian language. Vol. 1]. Moscow, 1994.
Chexov A. P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 10. 1898–1903 [Complete works and letters: in 30 volumes. Vol. 10. 1898-1903]. Moscow, 1986.
Chudakova M. O. Masterstvo Yuriya Oleshi [The skill of Yuri Olesha]. Moscow, 1972.
List of sourses
Olesha Yu. Izbrannoe [Selected works]. Moscow, 1974.
Olesha Yu. K. Kniga proshhaniya [The book of farewell]. Moscow, 2006
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

