ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Основное содержание статьи

Роман Владимирович Тищенко Email: trv_01@mail.ru

Аннотация

В работе предпринята попытка системного обзора теоретических и методологических подходов к определению понятия и особенностям формирования гражданской идентичности у граждан подросткового возраста. Актуальность данной темы связана с необходимостью формирования гражданского общества, идеологической, политической и общественной социализации подрастающего поколения, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, стимулирования участия различных социальных институтов в формировании гражданской идентичности подростков. Работа выполнена на основе системного анализа зарубежной литературы и контент-анализа публикаций, отражающих прикладные исследования гражданской идентичности подростков. Выделены индивидуальный и социальный уровни формирования гражданской идентичности, определена роль общественных организаций (прежде всего, волонтерских) в вопросах формирования мировоззрения, ценностных установок и пр. Проведенный обзор продемонстрировал, что гражданская идентичность подростков представляет собой широкий спектр социальных действий и взаимодействий: как формы активного гражданского участия в разнообразных социальных процессах, пассивные формы (отстраненность от участия), а также и протестные формы. Научная значимость работы заключается в некоторой систематизации зарубежных теоретических исследований по вопросам гражданской идентичности подростков, отражении исследовательских интересов и фокуса внимания с анализируемым процессам и явлениям. Прикладное значение работы определяется возможностью использования ее результатов в разработке концепций и программ работы с подростковым контингентом и организации системной многовекторной работы по формированию гражданской идентичности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тищенко, Р. В. (2023). ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ. Society and Security Insights, 6(2), 199-210. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)2-13
Раздел
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Биография автора

Роман Владимирович Тищенко, Белгородский университет кооперации, экономики и права

Роман Владимирович Тищенко — аспирант кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Россия.

Литература

Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3 (88). С. 97-103. doi: 10.21064/WinRS.2018.3.9.
Мозговая Е.И., Водолазова Ж.М., Горский А.А., Волкова О.А. Здоровый образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователей и представителей некоммерческих организаций // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S1. С. 763-767. doi: 10.32687/0869-866x-2021-29-s1-763-767.
Amiot C. E., de la Sablonnière, R., Terry, D. J., Smith, J. R. Integration of social identities in the self: Toward a cognitivedevelopmental model // Personality and Social Psychology Review, 2007. №11(4). Р. 364–388. doi:10.1177/1088868307304091.
Amnå E. How is civic engagement developed over time? Emerging answers from a multidisciplinary field // Journal of Adolescence. 2012. №35. Р.611–627. doi:10.1016/j.adolescence.2012.04.011.
Amnå E., Ekman J. Standby citizens: Diverse faces of political passivity // European Political Science Review. 2014. №6(2). Р.261–281.
Crocetti, E., Erentaite, R., Žukauskiene R. Identity styles, positive youth development, and civic engagement in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2014. №43(11). Р.1818–1828. doi:10.1007/s10964-014-0100-4.
Crocetti E., Jahromi P., Meeus W. Identity and civic engagement in adolescence // Journal of Adolescence. 2012. №3. Р. 521–532. doi:10.1016/j.adolescence.2011.08.003.
European Commission. (2014). Cordis programmes: Societal and political engagement of young people and their perspectives on Europe. http://cordis.europa.eu/programme/rcn/664964_en.html (дата обращения: 1.04.2023 г.)
Flanagan C. A., Christens B. D. Youth civic development: Work at the cutting edge. San Francisco, CA, US: Jossey-Bass. 2011.
Hardy S. A., Pratt M. W., Pancer S. M., Olsen J. A., Lawford H. L. Community and religious involvement as contexts of identity change across late adolescence and emerging adulthood // International Journal of Behavioral Development. 2011. №35. Р.125-135. doi:10.1177/0165025410375920.
Knefelkamp L. L. Civic identity: Locating self in community // Diversity & Democracy. 2008. №11(2). Р.1-3.
Luyckx K., Schwartz S. J., Berzonsky M. D., Soenens B., Vansteenkiste M., Smits I., Goossens L. Capturing ruminative exploration: Extending the four-dimensional model of identity formation in late adolescence // Journal of Research in Personality. 2008. №42(1). Р.58–82. doi:10.1016/j.jrp.2007.04.004.
Mann J., Casebeer D. Mapping civic engagement: A case study of servicelearning in Appalachia // Education, Citizenship and Social Justice. 2016. №11. Р.85-96. doi:10.1177/1746197915626089.
Meeus W. The study of adolescent identity formation 2000–2010: A review of longitudinal research // Journal of Research on Adolescence. 2011. №21. Р. 75–94. doi:10.1111/j.1532-7795.2010.00716.x.
Mycock A., Tonge J. The party politics of youth citizenship and democratic engagement // Parliamentary Affairs. 2012. №65. Р.138–161.
Pakulski J., Tranter B. Civic identity in Australia // Australian Journal of Social Issues. 2000. №35. Р.35-51.
Reid A., Deaux K. Relationship between social and personal identities: Segregation or integration // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. №71(6). Р.1084–1091. doi:10.1037/0022-3514.71.6.1084.
Rubin B. C. “There’s still not justice”: Youth civic identity development amid distinct school and community contexts // Teachers College Record. 2007. №109. Р. 449-481.
Schwartz S. J., Luyckx K., Crocetti E. What have we learned since Schwartz (2001)?: A reappraisal of the field of identity development. In K. C. McLean & M. Syed (Eds.), The Oxford handbook of identity development. New York, NY: Oxford University Press. 2015. Рp. 539–561.
Schwartz S. J., Montgomery M. J., Briones E. The role of identity in acculturation among immigrant people: Theoretical propositions, empirical questions, and applied recommendations // Human Development. 2006. №49(1). Р.1–30. doi:10.1159/000090300.
Serek J. What’s the matter with civil society? The declining effect of civic involvement on civic identity among Czech adolescents. Youth & Society. 2016. doi:10.1177/0044118X16637883.
Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1981
Vignoles V. L., Schwartz S. J., Luyckx K. Introduction: Toward an integrative view of identity. In S. J. Schwartz, K. Luyckx, V. L. Vignoles (Eds.). Handbook of identity theory and research. New York, NY: Springer. 2011. Рp. 1–27. doi:10.1007/978-1-4419-7988-9_1.
Youniss J. Civic education: What schools can do to encourage civic identity and action // Applied Developmental Science. 2011. №15. Р.98-103. doi:10.1080/10888691.2011.560814.
Youniss J., Yates M. Community service and social responsibility in youth. Chicago, IL: The University of Chicago Press. 1997.

REFERENCES
Volkova, O.A., Basov, D.V. (2018). The image of a female programmer in films and TV series. Woman in Russian society. No. 3 (88). pp. 97-103. doi: 10.21064/WinRS.2018.3.9.
Mozgovaya, E.I., Vodolazova, Zh.M., Gorsky, A.A., Volkova, O.A. (2021). Healthy lifestyle of the population in a pandemic: expert opinions of researchers and representatives of non-profit organizations. Problems of social hygiene, healthcare and the history of medicine. Vol. 29. no. S1. pp. 763-767. doi: 10.32687/0869-866x-2021-29- s1-763-767.
Amiot, C. E., de la Sablonnière, R., Terry, D. J., Smith, J. R. (2007). Integration of social identities in the self: Toward a cognitive develop mental model. Personality and Social Psychology Review, 11(4), 364–388. doi:10.1177/1088868307304091.
Amnå, E. (2012). How is civic engagement developed over time? Emerging answers from a multidisciplinary field. Journal of Adolescence, 35, 611–627. doi:10.1016/j.adolescence.2012.04.011.
Amnå, E., Ekman, J. (2014). Standby citizens: Diverse faces of political passivity. European Political Science Review, 6(2), 261–281.
Crocetti, E., Erentaite, R., Žukauskiene, R. (2014a). Identity styles, positive youth development, and civic engagement in adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 43(11), 1818–1828. doi:10.1007/s10964-014-0100-4.
Crocetti, E., Jahromi, P., Meeus, W. (2012). Identity and civic engagement in adolescence. Journal of Adolescence, 35, 521–532. doi:10.1016/j.adolescence.2011.08.003.
European Commission. (2014). Cordis programmes: Societal and political engagement of young people and their perspectives on Europe. http://cordis.europa.eu/programme/rcn/664964_en.html (дата обращения: 1.04.2023 г.)
Flanagan, C. A., Christens, B. D. (2011). Youth civic development: Work at the cutting edge. San Francisco, CA, US: Jossey-Bass.
Hardy, S. A., Pratt, M. W., Pancer, S. M., Olsen, J. A., Lawford, H. L. (2011). Community and religious involvement as contexts of identity change across late adolescence and emerging adulthood. International Journal of Behavioral Development, 35, 125-135. doi:10.1177/0165025410375920.
Knefelkamp, L. L. (2008). Civic identity: Locating self in community. Diversity & Democracy, 11(2), 1-3.
Luyckx, K., Schwartz, S. J., Berzonsky, M. D., Soenens, B., Vansteenkiste, M., Smits, I., Goossens, L. (2008). Capturing ruminative exploration: Extending the four-dimensional model of identity formation in late adolescence. Journal of Research in Personality, 42(1), 58–82. doi:10.1016/j.jrp.2007.04.004.
Mann, J., Casebeer, D. (2016). Mapping civic engagement: A case study of servicelearning in Appalachia. Education, Citizenship and Social Justice, 11, 85-96. doi:10.1177/1746197915626089.
Meeus, W. (2011). The study of adolescent identity formation 2000–2010: A review of longitudinal research. Journal of Research on Adolescence, 21, 75–94. doi:10.1111/j.1532-7795.2010.00716.x.
Mycock, A., Tonge, J. (2012). The party politics of youth citizenship and democratic engagement. Parliamentary Affairs, 65, 138–161.
Pakulski, J., Tranter, B. (2000). Civic identity in Australia. Australian Journal of Social Issues, 35, 35-51.
Reid, A., Deaux, K. (1996). Relationship between social and personal identities: Segregation or integration. Journal of Personality And Social Psychology, 71(6), 1084–1091. doi:10.1037/0022-3514.71.6.1084.
Rubin, B. C. (2007). “There’s still not justice”: Youth civic identity development amid distinct school and community contexts. Teachers College Record, 109, 449-481.
Schwartz, S. J., Luyckx, K., Crocetti, E. (2015). What have we learned since Schwartz (2001)?: A reappraisal of the field of identity development. In K. C. McLean & M. Syed (Eds.), The Oxford handbook of identity development. New York, NY: Oxford University Press. pp. 539–561
Schwartz, S. J., Montgomery, M. J., Briones, E. (2006). The role of identity in acculturation among immigrant people: Theoretical propositions, empirical questions, and applied recommendations. Human Development, 49(1), 1–30. doi:10.1159/000090300.
Serek, J. (2016). What’s the matter with civil society? The declining effect of civic involvement on civic identity among Czech adolescents. Youth & Society. doi:10.1177/0044118X16637883.
Tajfel, H. (1981). Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
Vignoles, V. L., Schwartz, S. J., Luyckx, K. (2011). Introduction: Toward an integrative view of identity. In S. J. Schwartz, K. Luyckx, V. L. Vignoles (Eds.), Handbook of identity theory and research. New York, NY: Springer. pp. 1–27. doi:10.1007/978-1-4419-7988-9_1.
Youniss, J. (2011). Civic education: What schools can do to encourage civic identity and action. Applied Developmental Science, 15, 98-103. doi:10.1080/10888691.2011.560814.
Youniss, J., Yates, M. (1997). Community service and social responsibility in youth. Chicago, IL: The University of Chicago Press.