РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ И ДУХОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АЗИАТСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ

Основное содержание статьи

Светлана Геннадьевна Максимова Email: svet-maximova@yandex.ru
Дарья Алексеевна Омельченко Email: daria.omelchenko@mail.ru
Оксана Евгеньевна Ноянзина Email: noe@list.ru
Максим Борисович Максимов Email: maxbmax69@gmail.com

Аннотация

Религиозная идентичность граждан России в современных условиях преобразуется под влиянием социально-культурных процессов глобального характера, зачастую принимая индивидуализированные формы и сочетаясь с практикой возрождения интереса к религии и ее защиты, компенсационные функции в условиях неопределенности. В 2022-2023 годах при поддержке Российского научного фонда было проведено социологическое исследование по изучению религиозной идентичности, религиозной практики и духовной безопасности в приграничных регионах (Алтайский край, Республика Алтай, Тыва и Новосибирская область, 1868 человек). Население приграничных регионов тяготеет к православию (36%), однако, имеются значительные различия в региональном преломлении религиозной мозаики. В Алтайском крае и Новосибирской области преобладает православие, в Тыве преобладает шаманизм (52%), в Алтайской Республике – бурханизм (16%). Кроме того, в исследовании был рассчитан индекс религиозности на основе методологии Хубера. Индекс основан на интеграции пяти структурных компонентов религиозности: интеллектуальной, идеологической, общественной и личной религиозной практики и религиозного опыта. Средний показатель религиозности составил 2,41 пункта, наиболее религиозным является население Республики Тыва (2,75), на втором месте по религиозности Республика Алтай (2,52), тогда как в Алтайском крае (2,45) и Новосибирской области (2,16) значения индекса минимальны. Представления о религиозности и духовности меняются и приобретают новое значение в свете изменения социальных отношений между верующими и неверующими, новых практик и религиозных организаций.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Максимова, С. Г., Омельченко, Д. А., Ноянзина, О. Е., & Максимов, М. Б. (2023). РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ И ДУХОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АЗИАТСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ РОССИИ. Society and Security Insights, 6(3), 75-95. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-04
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биографии авторов

Светлана Геннадьевна Максимова, Алтайский государственный университет

Светлана Геннадьевна Максимова – д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной и молодежной политики Института гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, Россия.

Дарья Алексеевна Омельченко, Алтайский государственный университет

Дарья Алексеевна Омельченко – канд. социол. наук, доцент кафедры социальной и молодежной политики, Институт гуманитарных наук, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия.

Оксана Евгеньевна Ноянзина, Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации

Оксана Евгеньевна Ноянзина – канд. социол. наук, доцент, начальник информационно-аналитического отдела ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Максим Борисович Максимов, Алтайский государственный университет

Максим Борисович Максимов – канд. мед. наук, научный сотрудник отдела сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия.

Литература

Гришаева Е. И. Религиозная идентичность как незавершенный проект. Перспективы применения дискурсивных подходов для социологического изучения идентичности в православных приходах // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 4 (1). С. 13-22. doi: 10.18413/2408-9338-2018-4-1-13-22
Иванов Р. В. Новая религиозность и религиозная идентичность среди молодёжи // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации. Материалы Всероссийского научного семинара / Под общей редакцией А.П. Романовой, Д.А. Черничкина. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. С. 137–143.
Лебедев С.Д. Социологическое измерение религиозности: к типологии основных подходов // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред.В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4962-4979. DOI 10.19181/kongress.2020.584.
Ноянзина О.Е., Максимова С.Г., Омельченко Д.А. Традиционное и модернизационное в конструировании ценностных оснований жизненных перспектив молодежи (Тува и другие регионы) // Новые исследования Тувы. 2023. № 1. С. 154-169.
Рыжова С.В. Особенности изучения религиозной идентичности россиян // Социологические исследования. 2016. №10(10). С. 118-127.
Рыжова С.В. Религиозность в контексте культуры доверия// Социологический журнал. 2017. № 3. С.44-63.
Синелина, Ю.Ю. Циклы секуляризации в истории России. Социологический анализ: конец XVII - начало XXI века. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 382 с.
Федорова М.В. Религиозная идентичность в концептуальном пространстве наук о религии. Манускрипт. 2016. №4-2(66). С.168-711.
Хлопкова О. В. Трансформация подходов к исследованию религиозности в социальных науках // Человек. Социум. Общество. 2020. № 2. С. 122-130.
Хубер Ш., Хубер О. Шкала центральности религиозности (CRS) //Социология: методология, методы, математическое моделирование (Sociology: 4M). 2018. № 47. С. 144-171.
Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с.
Ackert M, Prutskova E, Zabaev I. Validation of the Short Forms of Centrality of Religiosity Scale in Russia // Religions .2020. No. 11(11). Art. 577. https://doi.org/10.3390/rel11110577
Allport G.W., Ross J.M. Personal religious orientation and prejudice // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. V. 5. No. 4. P. 432–443.
Dubuisson D. The western construction of religion: Myths, knowledge, and ideology. JHU Press, 2003.
Faulkner D., De Jong G. Religiosity in Five Dimensions: An Empirical Analysis // Sociological Studies. 2011. No. 12. P. 69–76.
Glock C.Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. Vol. 57. Sup. 4. P. 98–110.
Glock C.Y. Religion in Sociological Perspective: Essays in the Empirical Study of Religion. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co., 1973.
Hastings A. et al. The construction of nationhood: Ethnicity, religion and nationalism. – Cambridge University Press, 1997.
Hervieu-Léger D. In search of certainty: the paradoxes of religiosity in developed modern societies // State, religion, church in Russia and abroad. 2015. No. 1 (33). pp. 254–268.
Howarth C. Identity in whose eyes?: the role of representations in identity construction //Journal for the theory of social behavior. 2002. Vol. 32. No. 2. P. 145-162.
Huber .S., Ackert M., Scheiblich H. Religiosität in unterschiedlichen Religionskulturen – Vergleiche auf der Basis der Centrality of Religiosity Scale // Cultura & psyche. 2020. Vol. 1. No. 1-2. P.171-185. Springer Nature Switzerland 10.1007/s43638-020-00007-3.
Huber S. Are Religious Beliefs Relevant in Daily Life? // Religion Inside and Outside Traditional Institutions / Ed. H. Streib. Lieden: Brill Academic Publishers, 2007. P. 211–230.
Huber S. Kerndimensionen, Zentralität und Inhalt. Ein interdisziplinäres Modell der Religiosität. // Journal fur Psychology. 2008 Vol. 16. No. 3. URL: https://www.journal-fuer-psychologie.de/index.php/jfp/article/view/202/105 (Accessed 1 of August 2023).
Huber S., Huber O.W. The centrality of religion scale (CRS) // Religions. 2012. Vol. 3. No. 3. P. 710-724.
Lichterman P. Religion and the construction of civic identity // American Sociological Review. 2008. Vol. 73. No. 1. P. 83-104
Taylor C. The Secular Age. Moscow: BBI, cop. 2017. 967 p.

References
Ackert, M, Prutskova, E, & Zabaev, I. (2020). Validation of the Short Forms of Centrality of Religiosity Scale in Russia. Religions, 11(11), 577. https://doi.org/10.3390/rel11110577
Allport, G.W, & Ross, J.M (1967). Personal religious orientation and prejudice. Journal of Personality and Social Psychology, 5(4), 432–443.
Dubuisson, D. (2003). The western construction of religion: Myths, knowledge, and ideology. JHU Press.
Glock, C.Y. (1962). On the Study of Religious Commitment. Religious Education, 57(4) 98–110.
Glock, C.Y. (1973). Religion in Sociological Perspective: Essays in the Empirical Study of Religion. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co.
Hastings, A. et al. (1997). The construction of nationhood: Ethnicity, religion and nationalism. Cambridge University Press.
Howarth, C. (2002). Identity in whose eyes?: the role of representations in identity construction. Journal for the theory of social behavior, 32(2), 145-162.
Huber, S., & Huber, OW (2012). The centrality of religion scale (CRS). Religions, 3(3), 710-724.
Huber, S. (2007). Are Religious Beliefs Relevant in Daily Life? Religion Inside and Outside Traditional Institutions. In:H. Streib (Ed.). Lieden: Brill Academic Publishers (pp. 211–230).
Huber, S. (2008). Kerndimensionen, Zentralität und Inhalt. Ein interdisziplinäres Modell der Religiosität. Journal fur Psychology, 16(3). URL: https://www.journal-fuer-psychologie.de/index.php/jfp/article/view/202/105.
Huber, S., Ackert, M., Scheiblich, H. (2020). Religiosität in unterschiedlichen Religionskulturen. Vergleiche auf der Basis der Centrality of Religiosity Scale. cultura & psyche, 1(1-2), 171-185. Springer Nature Switzerland 10.1007/s43638-020-00007-3.
Lichterman, P. (2008). Religion and the construction of civic identity. American Sociological Review, 73(1), 83-104.
Grishaeva, E.I. (2018). Religious identity as an unfinished project. Prospects for the use of discursive approaches for the sociological study of identity in Orthodox parishes. Research Result. Sociology and management, 4(1), 13–22. (In Russ.).
Ivanov, R.V. (2020). New religiosity and religious identity among youth. Religious identity and intercultural communications (pp.137-143). (In Russ.).
Lebedev, S.D. (2020). The sociological dimension of religiosity: towards a typology of basic approaches. Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: Collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress, Tyumen, October 14–16, Tyumen: Russian Society of Sociologists (pp. 4962-4979). doi: 10.19181/kongress.2020.584. (In Russ.).
Noyanzina, O.E., Maksimova, S.G., & Omelchenko, D.A. (2023) Traditional and modernization in the construction of value bases for the life prospects of young people (Tuva and other regions). New studies of Tuva, 1, 154-169. (In Russ.).
Ryzhova, S.V. (2017). Religiosity in the context of a culture of trust. Sociological journal, 3б 44-63. (In Russ.).
Ryzhova, S.V. (2016). Features of the study of the religious identity of Russians. Social Research, 10(10), 118-127. (In Russ.).
Sinelina, Yu. Yu. (2011). Cycles of secularization in the history of Russia. Sociological analysis: the end of the XYII – the beginning of the XXI century. Saarbrücken: LAP Lambert Academia Publishing. (In Russ.).
Taylor, C. (2017). The Secular Age. Moscow: BBI.
Fedorova, M.V. (2016). Religious identity in the conceptual space of the sciences of religion. Manuscript, 4-2(66), 168-171. (In Russ.).
Faulkner, D., & De Jong, G. (2011). Religiosity in Five Dimensions: An Empirical Analysis. Sociological Studies, 12, 69–76.
Khlopkova, O.V. (2020). Transformation of approaches to the study of religiosity in the social sciences. Chelovek. Society. Society, 2, 122-130. (In Russ.).
Huber, Sh., Huber, O. (2018). Religiosity Centrality Scale (CRS). Sociology: methodology, methods, mathematical modeling (Sociology: 4M), 47, 144-171. (In Russ.).
Chesnokova, V.F. (2005). In a Close Way: The Process of the Churching of the Population of Russia at the End of the 20th Century. Moscow: Academic Project. (In Russ.).
Hervieu-Léger, D. (2015). In search of certainty: the paradoxes of religiosity in developed modern societies. State, religion, church in Russia and abroad, 1(33), 254–268.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>