ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Основное содержание статьи
Аннотация
Введение. Проблематика социально-психологической безопасности образования, профилактики и коррекции дидактогений, в том числе в условиях интенсивных инноваций, - одна из краеугольных для современной педагогики. Актуальность и целесообразность исследования обусловлена тем, что научно-практические дискуссии в оценке инновационного потенциала нейродидактического подхода, его возможностей и ограничений в профилактике и коррекции дидактогений и иных нарушений в инклюзивном, специальном и общем образовании, немногочисленны, также как и в инклюзивно-ориентированном профессиональном образовании. Цель исследования – оценить инновационный потенциал нейродидактического подхода в инклюзивном образовании, в том числе в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений, обеспечения социально-психологической безопасности образовательных отношений. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в анализе возможностей и ограничений нейродидактики в коррекции и профилактике дидактогений. Методология. Методологической основой выступил системный подход к анализу возможностей и ограничений нейрообразовательных технологий в инклюзивном образовании, в том числе в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений. Метод исследования – теоретический анализ инновационного потенциала (возможностей и ограничений) нейродидактического подхода в инклюзивном образовании. Результаты. Авторами представлены итоги анализа инновационного потенциала нецродидактики в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений. В ходе исследования показано, что инновационный потенциал нейротехнологий в инклюзивном образовании ограничен: применение нейрологических знаний в педагогике часто носит формальный характер, а разработка и создание нейротехнологических устройств (нейроинтерфейсов и т.д.) сопряжены с многочисленными этическими, психологическими и социальными проблемами. Нейротехнологии как частный вид цифровых (и, в некоторых случаях, биотехнологий) представляют собой часть процесса цифровизации образования, которая приводит к многочисленным проблемам и издержкам, псевдоновациям, снижающим качество образования. Заключение. Осуществленный анализ позволяет заключить, что нейродидактические методы и концепции современности есть попытка терминологической переформулирования части традиционного репертуара методов, принципов и технологий общей и специальной дидактики. Перспективой исследования является дальнейший анализ постулатов и вариантов нейроцифровизации в инклюзивном образовании для поиска путей его использования в целях гармонизации и оптимизации инклюзивного образовательного процесса.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Тащёва, А. И., Меньшиков, П. В., Гриднева, С. В., & Арпентьева, М. Р. (2023). ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Society and Security Insights, 6(3), 174-189. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-10
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Иванов П.В. Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 180-182.
Касымова Г.К., Валева Г.В., Сетяева Н.Н., Флиндт Н., Арпентьева М.Р. Социально-психологические проблемы смарт-образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 2021. №2. С. 45-56.
Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета. 2019. 182 с.
Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 61-70.
Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика в России: развитие и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 149-151.
Местоева Е.А., Мальсагова М.Х. Нейродидактический подход в методологии педагогики Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 151-152.
Наумович Л.В. Использование принципов нейродидактики в современных учебниках// Актуальные проблемы гуманитарного образования. Материалы II международной научнопрактической конференции, (Минск, 22-23 окт., 2015 г.) в 2-х ч., Минск: Колоград, 2015, Ч.1, С. 146-148.
Нейродидактика: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2019. 282 с.
Степанова Г.А., Демчук А.В., Арпентьева М.Р. Современная стратегия обновления и развития образования: кризис, проблемы, пути решения // Гуманитарные науки. 2020. №4 (52). С. 19-31.
Тащёва А.И., Гриднева С.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Нейродидактические аспекты инклюзивного образования и проблемы психопрофилактики и психокорреции дидактогений // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №2. С. 134-147. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12.
Arnold M. Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente // Neurodidaktik / Herrmann, U. (Hrsg.). Beltz Verlag, Weinheim (2. Auflage), 2009. S. 182–195.
Arpentieva M.R., Retnawati H., Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science, 2021. Vol. IV, pp. 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becke, N. & Roth G. Hirnforschung und Didaktik. Ein Blick auf aktuelle Rezeptionsperspektiven // Erwachsenenbildung, 2004. Jr. 50. H. 3. S. 106–110.
Blakemore S.-J. & Frith U. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006. 320s.
Caine N. R., Caine G. C., McClintic J. K. 12 Brain Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain. Klimek, Thousand Oaks: Corwin Press, 2009. 285 p.
Caine, R.N. and Caine, G. 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded // Overview of the Systems Principles of Natural Learning Caine Learning Center, 2010. P. 1-6. https://docplayer.net/26505333-12-brain-mind-natural-learning-principles-renate-n-caine-ph-d-and-geoffrey-caine-ll-m.html, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021).
Chournazidi A. The Social Framework of Learning via Neurodidactics // Creative Education, 2016. Vol. 7. P. 2175-2192. https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. Allgemeine Didaktik und Neurodidaktik. Eine Untersuchung zur Bedeutung von Theorien und Konzepten des Lernens, besonders neurobiologischer, für die allgemeindidaktische Theoriebildung. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2005. 400 s.
Herrmann, U. Neurodidaktik Neurodidaktik Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lehren und Lernen Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. S. 215–228
Stern E. Wie viel Gehirn braucht die Schule Neurodidactics // Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning/ Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. P. 116–133.
REFERENCES
Ivanov, P.V. (2020). Experimental verification of the neurodidactic model of the formation of information culture of adult learners. World of Science, Culture, Education, 2 (81), 180-182 (In Russ.).
Kasymova, G.K., Valeva, G.V., Setyaeva, N.N., Flindt, N., Arpentieva, M.R. (2021). Socio-psychological problems of smart education. Bulletin of the Irkutsk State University. Series "Psychology", 2, 45-56. (In Russ.)
Kostromina, S.N. (2019). Introduction to neurodidactics. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg university, 1-182. (In Russ.)
Kostromina, S.N., Bordovskaya, N.V., Iskra, N.N., Chuvgunova, O.A., Gnedykh, D.S., Kurmakaeva, D.M. (2015). Neuroscience, psychology and education: problems and prospects of interdisciplinary research. Psychological journal, 36(4), 61-70. (In Russ.)
Malsagov, A.A., Lezina, V.V. (2021). Neurodidactics in Russia: Development and Prospects, World of Science, Culture, Education, 4 (89), 149-151. (In Russ.)
Mestoeva, E.A., Malsagova, M.Kh. (2021). Neurodidactic approach in the methodology of pedagogy. World of science, culture, education, 4 (89), 151-152. (In Russ.)
Naumovich, L.V. (2015). Using the principles of neurodidactics in modern textbooks. Actual problems of humanitarian education. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, (Minsk, October 22-23, 2015) in 2 parts, Kolograd, Minsk, Belarus, 1, 146-148. (In Russ.)
Karpenko, M.P. (ed.), (2019). Neurodidactics. Moscow: SSU Publishing House, 1-282.
Stepanova, G.A., Demchuk, A.V., Arpentieva, M.R. (2020). Modern strategy for the renewal and development of education: crisis, problems, solutions, Humanities, 4 (52), 19-31. (In Russ.)
Tashcheva, A.I., Gridneva, S.V., Menshikov, P.V., Arpentieva, M.R. (2022). Neurodidactic aspects of inclusive education and problems of psychoprophylaxis and psychocorrection of didactogeny, Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 8(2), 134-147, https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12 (In Russ.)
Arnold, M. (2009). Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente, in: Herrmann, U. (Hrsg.), Neurodidactics, Weinheim (2. Auflage). Germany: Beltz Verlag, 182–19(In Germ.).
Arpentieva, M.R., Retnawati, H., Akhmetova, T.A., Azman, M.N.A., Kassymova, G.K. (2021). Constructivist approach in pedagogical science. Challenges of Science, IV, 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becker, N. & Roth, G. (2004). Brain Research and Didactics. A look at current reception perspectives, Adult Education, 50(3), 106–110 (In Germ.)
Blakemore, S.-J. & Frith, U. (2006). How we learn. What brain research knows about it. München, Germany: Deutsche Verlags-Anstalt,, 1-320. (In Germ.)
Caine, N. R., Caine, G. McClintic, C. Klimek, J. K. (2009). 12 Brain/Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain, Thousand Oaks, USA: Corwin Press, 1-285.
Caine, R.N. and Caine, G. (2010). 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded. Overview of the Systems Principles of Natural Learning, Caine Learning Center, 1-6, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021)
Chournazidi, A. (2016). The Social Framework of Learning via Neurodidactics, Creative Education, 7, 2175-2192, https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. (2006). General didactics and neurodidactics, in An investigation into the importance of theories and concepts of learning, especially neurobiological, for general didactic theory formation, Frankfurt am Main, Germany: Peter Lang, 1-400.
Herrmann, U. Neurodidaktik, in Herrmann, U. (Hrsg.), (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 215–228. (In Germ.).
Stern, E. Wie viel Gehirn braucht die Schule, in Herrmann, U. (Hrsg.) (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 116–133 (In Germ.).
Касымова Г.К., Валева Г.В., Сетяева Н.Н., Флиндт Н., Арпентьева М.Р. Социально-психологические проблемы смарт-образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 2021. №2. С. 45-56.
Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета. 2019. 182 с.
Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 61-70.
Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика в России: развитие и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 149-151.
Местоева Е.А., Мальсагова М.Х. Нейродидактический подход в методологии педагогики Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 151-152.
Наумович Л.В. Использование принципов нейродидактики в современных учебниках// Актуальные проблемы гуманитарного образования. Материалы II международной научнопрактической конференции, (Минск, 22-23 окт., 2015 г.) в 2-х ч., Минск: Колоград, 2015, Ч.1, С. 146-148.
Нейродидактика: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2019. 282 с.
Степанова Г.А., Демчук А.В., Арпентьева М.Р. Современная стратегия обновления и развития образования: кризис, проблемы, пути решения // Гуманитарные науки. 2020. №4 (52). С. 19-31.
Тащёва А.И., Гриднева С.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Нейродидактические аспекты инклюзивного образования и проблемы психопрофилактики и психокорреции дидактогений // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №2. С. 134-147. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12.
Arnold M. Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente // Neurodidaktik / Herrmann, U. (Hrsg.). Beltz Verlag, Weinheim (2. Auflage), 2009. S. 182–195.
Arpentieva M.R., Retnawati H., Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science, 2021. Vol. IV, pp. 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becke, N. & Roth G. Hirnforschung und Didaktik. Ein Blick auf aktuelle Rezeptionsperspektiven // Erwachsenenbildung, 2004. Jr. 50. H. 3. S. 106–110.
Blakemore S.-J. & Frith U. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006. 320s.
Caine N. R., Caine G. C., McClintic J. K. 12 Brain Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain. Klimek, Thousand Oaks: Corwin Press, 2009. 285 p.
Caine, R.N. and Caine, G. 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded // Overview of the Systems Principles of Natural Learning Caine Learning Center, 2010. P. 1-6. https://docplayer.net/26505333-12-brain-mind-natural-learning-principles-renate-n-caine-ph-d-and-geoffrey-caine-ll-m.html, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021).
Chournazidi A. The Social Framework of Learning via Neurodidactics // Creative Education, 2016. Vol. 7. P. 2175-2192. https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. Allgemeine Didaktik und Neurodidaktik. Eine Untersuchung zur Bedeutung von Theorien und Konzepten des Lernens, besonders neurobiologischer, für die allgemeindidaktische Theoriebildung. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2005. 400 s.
Herrmann, U. Neurodidaktik Neurodidaktik Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lehren und Lernen Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. S. 215–228
Stern E. Wie viel Gehirn braucht die Schule Neurodidactics // Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning/ Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. P. 116–133.
REFERENCES
Ivanov, P.V. (2020). Experimental verification of the neurodidactic model of the formation of information culture of adult learners. World of Science, Culture, Education, 2 (81), 180-182 (In Russ.).
Kasymova, G.K., Valeva, G.V., Setyaeva, N.N., Flindt, N., Arpentieva, M.R. (2021). Socio-psychological problems of smart education. Bulletin of the Irkutsk State University. Series "Psychology", 2, 45-56. (In Russ.)
Kostromina, S.N. (2019). Introduction to neurodidactics. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg university, 1-182. (In Russ.)
Kostromina, S.N., Bordovskaya, N.V., Iskra, N.N., Chuvgunova, O.A., Gnedykh, D.S., Kurmakaeva, D.M. (2015). Neuroscience, psychology and education: problems and prospects of interdisciplinary research. Psychological journal, 36(4), 61-70. (In Russ.)
Malsagov, A.A., Lezina, V.V. (2021). Neurodidactics in Russia: Development and Prospects, World of Science, Culture, Education, 4 (89), 149-151. (In Russ.)
Mestoeva, E.A., Malsagova, M.Kh. (2021). Neurodidactic approach in the methodology of pedagogy. World of science, culture, education, 4 (89), 151-152. (In Russ.)
Naumovich, L.V. (2015). Using the principles of neurodidactics in modern textbooks. Actual problems of humanitarian education. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, (Minsk, October 22-23, 2015) in 2 parts, Kolograd, Minsk, Belarus, 1, 146-148. (In Russ.)
Karpenko, M.P. (ed.), (2019). Neurodidactics. Moscow: SSU Publishing House, 1-282.
Stepanova, G.A., Demchuk, A.V., Arpentieva, M.R. (2020). Modern strategy for the renewal and development of education: crisis, problems, solutions, Humanities, 4 (52), 19-31. (In Russ.)
Tashcheva, A.I., Gridneva, S.V., Menshikov, P.V., Arpentieva, M.R. (2022). Neurodidactic aspects of inclusive education and problems of psychoprophylaxis and psychocorrection of didactogeny, Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 8(2), 134-147, https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12 (In Russ.)
Arnold, M. (2009). Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente, in: Herrmann, U. (Hrsg.), Neurodidactics, Weinheim (2. Auflage). Germany: Beltz Verlag, 182–19(In Germ.).
Arpentieva, M.R., Retnawati, H., Akhmetova, T.A., Azman, M.N.A., Kassymova, G.K. (2021). Constructivist approach in pedagogical science. Challenges of Science, IV, 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becker, N. & Roth, G. (2004). Brain Research and Didactics. A look at current reception perspectives, Adult Education, 50(3), 106–110 (In Germ.)
Blakemore, S.-J. & Frith, U. (2006). How we learn. What brain research knows about it. München, Germany: Deutsche Verlags-Anstalt,, 1-320. (In Germ.)
Caine, N. R., Caine, G. McClintic, C. Klimek, J. K. (2009). 12 Brain/Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain, Thousand Oaks, USA: Corwin Press, 1-285.
Caine, R.N. and Caine, G. (2010). 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded. Overview of the Systems Principles of Natural Learning, Caine Learning Center, 1-6, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021)
Chournazidi, A. (2016). The Social Framework of Learning via Neurodidactics, Creative Education, 7, 2175-2192, https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. (2006). General didactics and neurodidactics, in An investigation into the importance of theories and concepts of learning, especially neurobiological, for general didactic theory formation, Frankfurt am Main, Germany: Peter Lang, 1-400.
Herrmann, U. Neurodidaktik, in Herrmann, U. (Hrsg.), (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 215–228. (In Germ.).
Stern, E. Wie viel Gehirn braucht die Schule, in Herrmann, U. (Hrsg.) (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 116–133 (In Germ.).