ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Основное содержание статьи

Анна Ивановна Тащёва Email: annaivta@mail.ru
Петр Викторович Меньшиков Email: edeltanne@list.ru
Светлана Валерьевна Гриднева Email: annaivta@mail.ru
Мариям Равильевна Арпентьева Email: mariam_rav@mail.ru

Аннотация

Введение. Проблематика социально-психологической безопасности образования, профилактики и коррекции дидактогений, в том числе в условиях интенсивных инноваций, - одна из краеугольных для современной педагогики. Актуальность и целесообразность исследования обусловлена тем, что научно-практические дискуссии в оценке инновационного потенциала нейродидактического подхода, его возможностей и ограничений в профилактике и коррекции дидактогений и иных нарушений в инклюзивном, специальном и общем образовании, немногочисленны, также как и в инклюзивно-ориентированном профессиональном образовании. Цель исследования – оценить инновационный потенциал нейродидактического подхода в инклюзивном образовании, в том числе в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений, обеспечения социально-психологической безопасности образовательных отношений. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в анализе возможностей и ограничений нейродидактики в коррекции и профилактике дидактогений. Методология. Методологической основой выступил системный подход к анализу возможностей и ограничений нейрообразовательных технологий в инклюзивном образовании, в том числе в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений. Метод исследования – теоретический анализ инновационного потенциала (возможностей и ограничений) нейродидактического подхода в инклюзивном образовании. Результаты. Авторами представлены итоги анализа инновационного потенциала нецродидактики в контексте психопрофилактики и психокорреции дидактогений. В ходе исследования показано, что инновационный потенциал нейротехнологий в инклюзивном образовании ограничен: применение нейрологических знаний в педагогике часто носит формальный характер, а разработка и создание нейротехнологических устройств (нейроинтерфейсов и т.д.) сопряжены с многочисленными этическими, психологическими и социальными проблемами. Нейротехнологии как частный вид цифровых (и, в некоторых случаях, биотехнологий) представляют собой часть процесса цифровизации образования, которая приводит к многочисленным проблемам и издержкам, псевдоновациям, снижающим качество образования. Заключение. Осуществленный анализ позволяет заключить, что нейродидактические методы и концепции современности есть попытка терминологической переформулирования части традиционного репертуара методов, принципов и технологий общей и специальной дидактики. Перспективой исследования является дальнейший анализ постулатов и вариантов нейроцифровизации в инклюзивном образовании для поиска путей его использования в целях гармонизации и оптимизации инклюзивного образовательного процесса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тащёва, А. И., Меньшиков, П. В., Гриднева, С. В., & Арпентьева, М. Р. (2023). ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Society and Security Insights, 6(3), 174-189. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-10
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биографии авторов

Анна Ивановна Тащёва, Южный федеральный университет

Анна Ивановна Тащёва – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Петр Викторович Меньшиков, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Петр Викторович Меньшиков – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования, Институт психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.

Светлана Валерьевна Гриднева, Южный федеральный университет

Светлана Валерьевна Гриднева – канд. психол. наук, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия.

Мариям Равильевна Арпентьева, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

Мариям Равильевна Арпентьева – д-р психол. наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), независимый эксперт Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"», г. Калуга, Россия.

Литература

Иванов П.В. Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 180-182.
Касымова Г.К., Валева Г.В., Сетяева Н.Н., Флиндт Н., Арпентьева М.Р. Социально-психологические проблемы смарт-образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 2021. №2. С. 45-56.
Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета. 2019. 182 с.
Костромина С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 61-70.
Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика в России: развитие и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 149-151.
Местоева Е.А., Мальсагова М.Х. Нейродидактический подход в методологии педагогики Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 151-152.
Наумович Л.В. Использование принципов нейродидактики в современных учебниках// Актуальные проблемы гуманитарного образования. Материалы II международной научнопрактической конференции, (Минск, 22-23 окт., 2015 г.) в 2-х ч., Минск: Колоград, 2015, Ч.1, С. 146-148.
Нейродидактика: Монография / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2019. 282 с.
Степанова Г.А., Демчук А.В., Арпентьева М.Р. Современная стратегия обновления и развития образования: кризис, проблемы, пути решения // Гуманитарные науки. 2020. №4 (52). С. 19-31.
Тащёва А.И., Гриднева С.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Нейродидактические аспекты инклюзивного образования и проблемы психопрофилактики и психокорреции дидактогений // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №2. С. 134-147. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12.
Arnold M. Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente // Neurodidaktik / Herrmann, U. (Hrsg.). Beltz Verlag, Weinheim (2. Auflage), 2009. S. 182–195.
Arpentieva M.R., Retnawati H., Akhmetova T.A., Azman M.N.A., Kassymova G.K. Constructivist approach in pedagogical science // Challenges of Science, 2021. Vol. IV, pp. 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becke, N. & Roth G. Hirnforschung und Didaktik. Ein Blick auf aktuelle Rezeptionsperspektiven // Erwachsenenbildung, 2004. Jr. 50. H. 3. S. 106–110.
Blakemore S.-J. & Frith U. Wie wir lernen. Was die Hirnforschung darüber weiß. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2006. 320s.
Caine N. R., Caine G. C., McClintic J. K. 12 Brain Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain. Klimek, Thousand Oaks: Corwin Press, 2009. 285 p.
Caine, R.N. and Caine, G. 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded // Overview of the Systems Principles of Natural Learning Caine Learning Center, 2010. P. 1-6. https://docplayer.net/26505333-12-brain-mind-natural-learning-principles-renate-n-caine-ph-d-and-geoffrey-caine-ll-m.html, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021).
Chournazidi A. The Social Framework of Learning via Neurodidactics // Creative Education, 2016. Vol. 7. P. 2175-2192. https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. Allgemeine Didaktik und Neurodidaktik. Eine Untersuchung zur Bedeutung von Theorien und Konzepten des Lernens, besonders neurobiologischer, für die allgemeindidaktische Theoriebildung. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2005. 400 s.
Herrmann, U. Neurodidaktik Neurodidaktik Grundlagen und Vorschläge für gehirngerechtes Lehren und Lernen Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. S. 215–228
Stern E. Wie viel Gehirn braucht die Schule Neurodidactics // Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning/ Herrmann, U. (Hrsg.). Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2006. P. 116–133.

REFERENCES
Ivanov, P.V. (2020). Experimental verification of the neurodidactic model of the formation of information culture of adult learners. World of Science, Culture, Education, 2 (81), 180-182 (In Russ.).
Kasymova, G.K., Valeva, G.V., Setyaeva, N.N., Flindt, N., Arpentieva, M.R. (2021). Socio-psychological problems of smart education. Bulletin of the Irkutsk State University. Series "Psychology", 2, 45-56. (In Russ.)
Kostromina, S.N. (2019). Introduction to neurodidactics. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg university, 1-182. (In Russ.)
Kostromina, S.N., Bordovskaya, N.V., Iskra, N.N., Chuvgunova, O.A., Gnedykh, D.S., Kurmakaeva, D.M. (2015). Neuroscience, psychology and education: problems and prospects of interdisciplinary research. Psychological journal, 36(4), 61-70. (In Russ.)
Malsagov, A.A., Lezina, V.V. (2021). Neurodidactics in Russia: Development and Prospects, World of Science, Culture, Education, 4 (89), 149-151. (In Russ.)
Mestoeva, E.A., Malsagova, M.Kh. (2021). Neurodidactic approach in the methodology of pedagogy. World of science, culture, education, 4 (89), 151-152. (In Russ.)
Naumovich, L.V. (2015). Using the principles of neurodidactics in modern textbooks. Actual problems of humanitarian education. Materials of the II International Scientific and Practical Conference, (Minsk, October 22-23, 2015) in 2 parts, Kolograd, Minsk, Belarus, 1, 146-148. (In Russ.)
Karpenko, M.P. (ed.), (2019). Neurodidactics. Moscow: SSU Publishing House, 1-282.
Stepanova, G.A., Demchuk, A.V., Arpentieva, M.R. (2020). Modern strategy for the renewal and development of education: crisis, problems, solutions, Humanities, 4 (52), 19-31. (In Russ.)
Tashcheva, A.I., Gridneva, S.V., Menshikov, P.V., Arpentieva, M.R. (2022). Neurodidactic aspects of inclusive education and problems of psychoprophylaxis and psychocorrection of didactogeny, Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 8(2), 134-147, https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-12 (In Russ.)
Arnold, M. (2009). Brain-based Learning and Teaching Prinzipien und Elemente, in: Herrmann, U. (Hrsg.), Neurodidactics, Weinheim (2. Auflage). Germany: Beltz Verlag, 182–19(In Germ.).
Arpentieva, M.R., Retnawati, H., Akhmetova, T.A., Azman, M.N.A., Kassymova, G.K. (2021). Constructivist approach in pedagogical science. Challenges of Science, IV, 12-17, https://doi.org/10.31643/2021.02
Becker, N. & Roth, G. (2004). Brain Research and Didactics. A look at current reception perspectives, Adult Education, 50(3), 106–110 (In Germ.)
Blakemore, S.-J. & Frith, U. (2006). How we learn. What brain research knows about it. München, Germany: Deutsche Verlags-Anstalt,, 1-320. (In Germ.)
Caine, N. R., Caine, G. McClintic, C. Klimek, J. K. (2009). 12 Brain/Mind learning principles in action. Developing executive functions of the human brain, Thousand Oaks, USA: Corwin Press, 1-285.
Caine, R.N. and Caine, G. (2010). 12 Brain/Mind Natural Learning Principles Expanded. Overview of the Systems Principles of Natural Learning, Caine Learning Center, 1-6, www.cainelearning.com (accessed 05.09.2021)
Chournazidi, A. (2016). The Social Framework of Learning via Neurodidactics, Creative Education, 7, 2175-2192, https://doi.org/10.4236/ce.2016.715215.
Friedrich, G. (2006). General didactics and neurodidactics, in An investigation into the importance of theories and concepts of learning, especially neurobiological, for general didactic theory formation, Frankfurt am Main, Germany: Peter Lang, 1-400.
Herrmann, U. Neurodidaktik, in Herrmann, U. (Hrsg.), (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 215–228. (In Germ.).
Stern, E. Wie viel Gehirn braucht die Schule, in Herrmann, U. (Hrsg.) (2006). Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 116–133 (In Germ.).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)