СТРЕСС И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основное содержание статьи

Андрей Иванович Коробченко Email: korobchenko-1968@mail.ru
Игорь Геннадьевич Доровских Email: idorovskikh@yandex.ru
Николай Михайлович Владимиров Email: nik.vlad66@mail.ru
Мариям Равильевна Арпентьева Email: mariam_rav@mail.ru

Аннотация

Введение. Цель исследования – изучение развития учебной самостоятельности будущих профессионалов в ситуациях образовательных и иных стрессов средствами физической культуры. Научная новизна исследования заключается в разработке интегративного подхода к осмыслению процессов и результатов развития учебной самостоятельности будущих специалистов в области физической культуры и здоровьесбережения, которая позволяет успешно предотвращать и результативно справляться с образовательными и иными стрессами. Научные исследования в этой области фрагментарны, большинство существующих касаются либо самостоятельности школьников и студентов, в том числе на уроках физической культуры, в спорте и иных практиках здоровьесбережения, меньше исследований самостоятельности учеников в ситуациях (дистрессов), роли самостоятельности человека в обеспечении его социально-психологической безопасности. Исследователями отмечаются как значимость рассматриваемых проблем, так и многочисленные сложности и противоречия, включая недостаточное внимание, особенно в контексте профессионального образования, к задачам формирования и развития компетенций учеников в области физической культуры, стрессоустойчивости и здоровьесбережения, а также их учебной и профессиональной самостоятельности. Методология исследования опирается на системный и компетентностный подходы. Методы исследования – теоретический анализ и синтез проблем развития учебной самостоятельности в контексте профессиональной подготовки средствами физической культуры. Результаты. Суммируются результаты исследований вариантов и путей развития самостоятельности здоровьесбережения. Отмечается, что здоровьесбережение как системная деятельность развивается как в разной мере целенаправленная, осознанная / рефлексируемая и развивающая активность в сфере обеспечения совладания со стрессами и иных аспектов благополучия человека как целостности. Заключение. Подчеркивается важность системной работы субъектов профессионального образования в контексте развития учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения, направленной на профилактику и коррекцию стрессовых состояний и их последствий. Социально-психологически безопасный, здоровый субъект образования – самостоятельный, ответственный, полноценно функционирующий человек (личность, партнер ученик, профессионал), способный и готовый разрешать возникающие проблемы продуктивно и эффективно, не нанося вреда себе и окружающим отношениям с ними. Развитие учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения рассмотрено как системная, многокомпонентная и многоуровневая задача построения отношений различных субъектов и иных стейкхолдеров образования. Перспективой исследования является дальнейшая разработка интегративной модели формирования и развития самостоятельности субъектов профессионального образования посредством и в процессе занятий физической культурой и здоровьесбережением в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Коробченко, А. И., Доровских, И. Г., Владимиров, Н. М., & Арпентьева, М. Р. (2023). СТРЕСС И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Society and Security Insights, 6(3), 144-162. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-08
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биографии авторов

Андрей Иванович Коробченко, Иркутский государственный медицинский университет

Андрей Иванович Коробченко – канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет», г. Иркутск, Россия.

Игорь Геннадьевич Доровских, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

Игорь Геннадьевич Доровских – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация.

Николай Михайлович Владимиров, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

Николай Михайлович Владимиров – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация.

Мариям Равильевна Арпентьева, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

Мариям Равильевна Арпентьева – д-р психол. наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), независимый эксперт Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"», г. Калуга, Россия.

Литература

Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №4 (11). С. 14-36.
Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106-114.
Голубчикова М. Г., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры // Педагогический имидж. 2018. № 4 (41). С. 76-87.
Голубчикова М.Г., Коробченко А.И. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 125-131.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Готовность будущих педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2. С. 10-14.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Технология формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры для студентов // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 419-425.
Ермакова М. А., Меерзон Т. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов в процессе физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2013. №.10-6. С. 1341-1346.
Коробченко А. И., Лыженкова Р. С., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Ценность здоровьесбережения и режим двигательной активности студента как показатель физической культуры // Вестник спортивной науки, 2022. № 2. С. 37-42.
Коробченко А.И., Лыженкова Р.С., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 61-72.
Лунева Л. А. Использование образовательной среды колледжа для формирования культуры здоровьесбережения обучающихся // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 122-124.
Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб.: Евразия, 1999, 2001. 478 с.
Сетяева Н. Н., Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Арпентьева М. Р. Формирование и развитие самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры // Вестник спортивной науки. 2022. № 3. С. 53-56.
Черных З. Н., Степанова Г. А. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39).С. 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (дата обращения 10.04.2023)
Chang Y. K., Labban J. D., Gapin J. I., Etnier J. L. The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis // Brain Results. 2012. Vol. 1453. P. 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather A., Luz A. Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership // Higher Education Research & Development. 2015. Vol. 34(6). P. 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris M. T. Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper) / M. T. Dooris, J. Cawoon, S. Doherty, & S. Powell. London: UCLan. 2010. 120p.
Dusselier L., Dunn Br., Wang Y., Shelley M. C II & Whalen D. F. Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students // Journal of American College Health. 2005. Vol. 54(1). P. 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo I., Tejero-González C.M., Martinez-Gomez D. Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth // Journal of the Pediatric. 2014. Vol. 165(2). P. 306–312. https://doi.org/10.1111/ijpo.239.
Gieck D. J., Olsen S. Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students // Journal American College of the Health. 2007. Vol. 56(1). P. 29–36. https://doi.org/10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler U., Rojatz D., Simovska V., & Forster R. Effects of student participation in school health promotion: A systematic review // Health Promotion International. 2017. 32. P. 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag G., Zeegers M. P., Kok G., Hosman C., & Abu-Saad H. H. School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44(6). P. 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan B., Burns Sh. Stressors among young Australian university students: A qualitative study // Journal of American College Health. 2021. October. P.1. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver M. D., Baldwin D. R., Datta S. Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health // International Journal of the Health, Wellness, Socium. 2018. Vol. 9(1). P. 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D.R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health, 2020. Vol. 68(7). P. 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Pascoe M. C., Hetrick, & Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education // International Journal of Adolescence and Youth, 2020. 25:1. P. 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, 2012. November, 15. P.1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 12.04.2023)
Stults-Kolehmainen M.A., Sinha R. The effects of stress on physical activity and exercise // Sports Medicine (Auckland, N. Z.). 2014. Vol. 441. P. 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students // American Journal of the Health Promotion. 2013. Vol. 28(1). P. 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.

REFERENCES
Arpentieva, M. R. (2018) Health saving at the university: problems and prospects. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta, 4 (11), 14-36. (In Russ.)
Arshinova, V. V., Arpentieva, M. R., Kuznetsova, N. V., Novakov, A. V. (2019). Issues of psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 4, 1, 106-114. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2020). Readiness of future teachers for the use of health-saving technologies in the process of physical education of students. International Journal of Experimental Education, 2, 10-14. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2018). Technology of formation of readiness of future teachers to use means of adaptive physical culture for students. European Social Science Journal, 10, 419-425. (In Russ.)
Ermakova, M. A., Meerzon, T. I. (2013). Pedagogical conditions for the formation of health-saving competence among students in the process of physical education. Fundamental'nyye issledovaniya, 10(6), 1341-1346. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., (2019). Designing educational results of students in the field of self-sustaining health care based on the competence-activity approach. Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya, 2(36), 125-131. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., Golubchikov, G. M. (2018). Methodological aspects of the problem of development of educational independence of students by means of physical culture. Pedagogicheskiy imidzh, 4(41), 76-87. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). Students' attitude to physical culture and sports in the context of life activity strategies. Severnyy region: nauka, obrazovaniye, kul'tura, 1(49), 61-72. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). The value of health saving and the mode of motor activity of a student as an indicator of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 2, 37-42. (In Russ.)
Luneva, L. A. (2019). The use of the educational environment of the college for the formation of a culture of health saving students. Innovative science, 1, 122-124. (In Russ.)
Maslow, A. (1999, 2001). Motivation and personality. St. Petersburg: Eurasia, 1-478. (In Russ.)
Setyaeva, N. N., Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Arpentieva, M. R. (2022). Formation and development of independence of students with disabilities by means of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 3, 53-56. (In Russ.)
Chernykh, Z. N., Stepanova, G. A. (2016). Physical education as a factor of forming students' readiness for professional pedagogical activities. Uchenyye zapiski . Electronic scientific journal of Kursk State University, 3 (39), 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (accessed 10.04.2023)
Chang, Y. K., Labban, J. D., Gapin, J. I., Etnier, J. L. (2012). The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis. Brain Results. 1453, 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather, A., & Luz, A. (2015). Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership. Higher Education Research & Development. 34(6), 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris, M. T., Cawoon, J., Doherty, S., & Powell, S. (2010). Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper). London: UCLan, 1-120
Dusselier, L., Dunn, Br., Wang, Y., Shelley M. C. II & Whalen, D. F. (2005). Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students. Journal of American College Health, 54(1), 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo, I., Tejero-González, C. M., Martinez-Gomez, D. (2014). Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth. Journal of the Pediatric, 165(2), 306–312. https://doi.org/:10.1111/ijpo.239.
Gieck, D. J., Olsen, S. (2007). Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students. Journal American College of the Health. 56(1), 29–36. https://doi.org/:10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler, U., Rojatz, D., Simovska, V., & Forster, R. (2017). Effects of student participation in school health promotion: A systematic review. Health Promotion International, 32, 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag, G., Zeegers, M. P., Kok, G., Hosman, C., & Abu-Saad, H. H. (2006). School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis. Journal of School Psychology. 44(6), 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan, B. (2021). Stressors among young Australian university students: A qualitative study. Journal of American College Health. October, 1-12. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver, M. D., Morton, A. L., Baldwin, D. R., Datta, S. (2020). A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health. Journal of American College Health, 68(7), 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Oliver, M. D., Baldwin, D. R., Datta, S. (2018). Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health. International Journal of the Health, Wellness, Socium, 9(1), 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Pascoe, M. C., Hetrick, S. E., & Parker, A. G. (2020). The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth, 25(1), 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley, M. (2012). Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, november 15, p. 1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 22.08.2022)
Stults-Kolehmainen, M. A., & Sinha, R. (2014). The effects of stress on physical activity and exercise. Sports Medicine (Auckland, N.Z.), 441, 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. (2013). Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students. American Journal of the Health Promotion. 28(1), 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)