СТРЕСС И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основное содержание статьи
Аннотация
Введение. Цель исследования – изучение развития учебной самостоятельности будущих профессионалов в ситуациях образовательных и иных стрессов средствами физической культуры. Научная новизна исследования заключается в разработке интегративного подхода к осмыслению процессов и результатов развития учебной самостоятельности будущих специалистов в области физической культуры и здоровьесбережения, которая позволяет успешно предотвращать и результативно справляться с образовательными и иными стрессами. Научные исследования в этой области фрагментарны, большинство существующих касаются либо самостоятельности школьников и студентов, в том числе на уроках физической культуры, в спорте и иных практиках здоровьесбережения, меньше исследований самостоятельности учеников в ситуациях (дистрессов), роли самостоятельности человека в обеспечении его социально-психологической безопасности. Исследователями отмечаются как значимость рассматриваемых проблем, так и многочисленные сложности и противоречия, включая недостаточное внимание, особенно в контексте профессионального образования, к задачам формирования и развития компетенций учеников в области физической культуры, стрессоустойчивости и здоровьесбережения, а также их учебной и профессиональной самостоятельности. Методология исследования опирается на системный и компетентностный подходы. Методы исследования – теоретический анализ и синтез проблем развития учебной самостоятельности в контексте профессиональной подготовки средствами физической культуры. Результаты. Суммируются результаты исследований вариантов и путей развития самостоятельности здоровьесбережения. Отмечается, что здоровьесбережение как системная деятельность развивается как в разной мере целенаправленная, осознанная / рефлексируемая и развивающая активность в сфере обеспечения совладания со стрессами и иных аспектов благополучия человека как целостности. Заключение. Подчеркивается важность системной работы субъектов профессионального образования в контексте развития учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения, направленной на профилактику и коррекцию стрессовых состояний и их последствий. Социально-психологически безопасный, здоровый субъект образования – самостоятельный, ответственный, полноценно функционирующий человек (личность, партнер ученик, профессионал), способный и готовый разрешать возникающие проблемы продуктивно и эффективно, не нанося вреда себе и окружающим отношениям с ними. Развитие учебной самостоятельности студентов в сфере физической культуры и здоровьесбережения рассмотрено как системная, многокомпонентная и многоуровневая задача построения отношений различных субъектов и иных стейкхолдеров образования. Перспективой исследования является дальнейшая разработка интегративной модели формирования и развития самостоятельности субъектов профессионального образования посредством и в процессе занятий физической культурой и здоровьесбережением в целом.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Коробченко, А. И., Доровских, И. Г., Владимиров, Н. М., & Арпентьева, М. Р. (2023). СТРЕСС И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Society and Security Insights, 6(3), 144-162. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)3-08
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №4 (11). С. 14-36.
Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106-114.
Голубчикова М. Г., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры // Педагогический имидж. 2018. № 4 (41). С. 76-87.
Голубчикова М.Г., Коробченко А.И. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 125-131.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Готовность будущих педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2. С. 10-14.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Технология формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры для студентов // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 419-425.
Ермакова М. А., Меерзон Т. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов в процессе физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2013. №.10-6. С. 1341-1346.
Коробченко А. И., Лыженкова Р. С., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Ценность здоровьесбережения и режим двигательной активности студента как показатель физической культуры // Вестник спортивной науки, 2022. № 2. С. 37-42.
Коробченко А.И., Лыженкова Р.С., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 61-72.
Лунева Л. А. Использование образовательной среды колледжа для формирования культуры здоровьесбережения обучающихся // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 122-124.
Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб.: Евразия, 1999, 2001. 478 с.
Сетяева Н. Н., Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Арпентьева М. Р. Формирование и развитие самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры // Вестник спортивной науки. 2022. № 3. С. 53-56.
Черных З. Н., Степанова Г. А. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39).С. 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (дата обращения 10.04.2023)
Chang Y. K., Labban J. D., Gapin J. I., Etnier J. L. The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis // Brain Results. 2012. Vol. 1453. P. 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather A., Luz A. Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership // Higher Education Research & Development. 2015. Vol. 34(6). P. 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris M. T. Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper) / M. T. Dooris, J. Cawoon, S. Doherty, & S. Powell. London: UCLan. 2010. 120p.
Dusselier L., Dunn Br., Wang Y., Shelley M. C II & Whalen D. F. Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students // Journal of American College Health. 2005. Vol. 54(1). P. 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo I., Tejero-González C.M., Martinez-Gomez D. Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth // Journal of the Pediatric. 2014. Vol. 165(2). P. 306–312. https://doi.org/10.1111/ijpo.239.
Gieck D. J., Olsen S. Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students // Journal American College of the Health. 2007. Vol. 56(1). P. 29–36. https://doi.org/10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler U., Rojatz D., Simovska V., & Forster R. Effects of student participation in school health promotion: A systematic review // Health Promotion International. 2017. 32. P. 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag G., Zeegers M. P., Kok G., Hosman C., & Abu-Saad H. H. School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44(6). P. 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan B., Burns Sh. Stressors among young Australian university students: A qualitative study // Journal of American College Health. 2021. October. P.1. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver M. D., Baldwin D. R., Datta S. Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health // International Journal of the Health, Wellness, Socium. 2018. Vol. 9(1). P. 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D.R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health, 2020. Vol. 68(7). P. 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Pascoe M. C., Hetrick, & Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education // International Journal of Adolescence and Youth, 2020. 25:1. P. 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, 2012. November, 15. P.1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 12.04.2023)
Stults-Kolehmainen M.A., Sinha R. The effects of stress on physical activity and exercise // Sports Medicine (Auckland, N. Z.). 2014. Vol. 441. P. 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students // American Journal of the Health Promotion. 2013. Vol. 28(1). P. 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.
REFERENCES
Arpentieva, M. R. (2018) Health saving at the university: problems and prospects. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta, 4 (11), 14-36. (In Russ.)
Arshinova, V. V., Arpentieva, M. R., Kuznetsova, N. V., Novakov, A. V. (2019). Issues of psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 4, 1, 106-114. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2020). Readiness of future teachers for the use of health-saving technologies in the process of physical education of students. International Journal of Experimental Education, 2, 10-14. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2018). Technology of formation of readiness of future teachers to use means of adaptive physical culture for students. European Social Science Journal, 10, 419-425. (In Russ.)
Ermakova, M. A., Meerzon, T. I. (2013). Pedagogical conditions for the formation of health-saving competence among students in the process of physical education. Fundamental'nyye issledovaniya, 10(6), 1341-1346. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., (2019). Designing educational results of students in the field of self-sustaining health care based on the competence-activity approach. Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya, 2(36), 125-131. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., Golubchikov, G. M. (2018). Methodological aspects of the problem of development of educational independence of students by means of physical culture. Pedagogicheskiy imidzh, 4(41), 76-87. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). Students' attitude to physical culture and sports in the context of life activity strategies. Severnyy region: nauka, obrazovaniye, kul'tura, 1(49), 61-72. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). The value of health saving and the mode of motor activity of a student as an indicator of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 2, 37-42. (In Russ.)
Luneva, L. A. (2019). The use of the educational environment of the college for the formation of a culture of health saving students. Innovative science, 1, 122-124. (In Russ.)
Maslow, A. (1999, 2001). Motivation and personality. St. Petersburg: Eurasia, 1-478. (In Russ.)
Setyaeva, N. N., Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Arpentieva, M. R. (2022). Formation and development of independence of students with disabilities by means of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 3, 53-56. (In Russ.)
Chernykh, Z. N., Stepanova, G. A. (2016). Physical education as a factor of forming students' readiness for professional pedagogical activities. Uchenyye zapiski . Electronic scientific journal of Kursk State University, 3 (39), 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (accessed 10.04.2023)
Chang, Y. K., Labban, J. D., Gapin, J. I., Etnier, J. L. (2012). The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis. Brain Results. 1453, 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather, A., & Luz, A. (2015). Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership. Higher Education Research & Development. 34(6), 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris, M. T., Cawoon, J., Doherty, S., & Powell, S. (2010). Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper). London: UCLan, 1-120
Dusselier, L., Dunn, Br., Wang, Y., Shelley M. C. II & Whalen, D. F. (2005). Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students. Journal of American College Health, 54(1), 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo, I., Tejero-González, C. M., Martinez-Gomez, D. (2014). Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth. Journal of the Pediatric, 165(2), 306–312. https://doi.org/:10.1111/ijpo.239.
Gieck, D. J., Olsen, S. (2007). Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students. Journal American College of the Health. 56(1), 29–36. https://doi.org/:10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler, U., Rojatz, D., Simovska, V., & Forster, R. (2017). Effects of student participation in school health promotion: A systematic review. Health Promotion International, 32, 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag, G., Zeegers, M. P., Kok, G., Hosman, C., & Abu-Saad, H. H. (2006). School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis. Journal of School Psychology. 44(6), 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan, B. (2021). Stressors among young Australian university students: A qualitative study. Journal of American College Health. October, 1-12. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver, M. D., Morton, A. L., Baldwin, D. R., Datta, S. (2020). A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health. Journal of American College Health, 68(7), 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Oliver, M. D., Baldwin, D. R., Datta, S. (2018). Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health. International Journal of the Health, Wellness, Socium, 9(1), 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Pascoe, M. C., Hetrick, S. E., & Parker, A. G. (2020). The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth, 25(1), 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley, M. (2012). Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, november 15, p. 1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 22.08.2022)
Stults-Kolehmainen, M. A., & Sinha, R. (2014). The effects of stress on physical activity and exercise. Sports Medicine (Auckland, N.Z.), 441, 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. (2013). Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students. American Journal of the Health Promotion. 28(1), 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.
Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106-114.
Голубчикова М. Г., Коробченко А. И., Голубчиков Г. М. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры // Педагогический имидж. 2018. № 4 (41). С. 76-87.
Голубчикова М.Г., Коробченко А.И. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 125-131.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Готовность будущих педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2. С. 10-14.
Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Технология формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры для студентов // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 419-425.
Ермакова М. А., Меерзон Т. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов в процессе физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2013. №.10-6. С. 1341-1346.
Коробченко А. И., Лыженкова Р. С., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Ценность здоровьесбережения и режим двигательной активности студента как показатель физической культуры // Вестник спортивной науки, 2022. № 2. С. 37-42.
Коробченко А.И., Лыженкова Р.С., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 61-72.
Лунева Л. А. Использование образовательной среды колледжа для формирования культуры здоровьесбережения обучающихся // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 122-124.
Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб.: Евразия, 1999, 2001. 478 с.
Сетяева Н. Н., Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Арпентьева М. Р. Формирование и развитие самостоятельности студентов с ОВЗ средствами физической культуры // Вестник спортивной науки. 2022. № 3. С. 53-56.
Черных З. Н., Степанова Г. А. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39).С. 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (дата обращения 10.04.2023)
Chang Y. K., Labban J. D., Gapin J. I., Etnier J. L. The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis // Brain Results. 2012. Vol. 1453. P. 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather A., Luz A. Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership // Higher Education Research & Development. 2015. Vol. 34(6). P. 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris M. T. Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper) / M. T. Dooris, J. Cawoon, S. Doherty, & S. Powell. London: UCLan. 2010. 120p.
Dusselier L., Dunn Br., Wang Y., Shelley M. C II & Whalen D. F. Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students // Journal of American College Health. 2005. Vol. 54(1). P. 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo I., Tejero-González C.M., Martinez-Gomez D. Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth // Journal of the Pediatric. 2014. Vol. 165(2). P. 306–312. https://doi.org/10.1111/ijpo.239.
Gieck D. J., Olsen S. Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students // Journal American College of the Health. 2007. Vol. 56(1). P. 29–36. https://doi.org/10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler U., Rojatz D., Simovska V., & Forster R. Effects of student participation in school health promotion: A systematic review // Health Promotion International. 2017. 32. P. 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag G., Zeegers M. P., Kok G., Hosman C., & Abu-Saad H. H. School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44(6). P. 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan B., Burns Sh. Stressors among young Australian university students: A qualitative study // Journal of American College Health. 2021. October. P.1. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver M. D., Baldwin D. R., Datta S. Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health // International Journal of the Health, Wellness, Socium. 2018. Vol. 9(1). P. 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Oliver M. D., Morton A. L., Baldwin D.R., Datta S. A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health // Journal of American College Health, 2020. Vol. 68(7). P. 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Pascoe M. C., Hetrick, & Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education // International Journal of Adolescence and Youth, 2020. 25:1. P. 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley M. Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, 2012. November, 15. P.1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 12.04.2023)
Stults-Kolehmainen M.A., Sinha R. The effects of stress on physical activity and exercise // Sports Medicine (Auckland, N. Z.). 2014. Vol. 441. P. 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students // American Journal of the Health Promotion. 2013. Vol. 28(1). P. 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.
REFERENCES
Arpentieva, M. R. (2018) Health saving at the university: problems and prospects. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta, 4 (11), 14-36. (In Russ.)
Arshinova, V. V., Arpentieva, M. R., Kuznetsova, N. V., Novakov, A. V. (2019). Issues of psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 4, 1, 106-114. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2020). Readiness of future teachers for the use of health-saving technologies in the process of physical education of students. International Journal of Experimental Education, 2, 10-14. (In Russ.)
Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Ivanov, O. N. (2018). Technology of formation of readiness of future teachers to use means of adaptive physical culture for students. European Social Science Journal, 10, 419-425. (In Russ.)
Ermakova, M. A., Meerzon, T. I. (2013). Pedagogical conditions for the formation of health-saving competence among students in the process of physical education. Fundamental'nyye issledovaniya, 10(6), 1341-1346. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., (2019). Designing educational results of students in the field of self-sustaining health care based on the competence-activity approach. Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya, 2(36), 125-131. (In Russ.)
Golubchikova, M. G., Korobchenko, A. I., Golubchikov, G. M. (2018). Methodological aspects of the problem of development of educational independence of students by means of physical culture. Pedagogicheskiy imidzh, 4(41), 76-87. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). Students' attitude to physical culture and sports in the context of life activity strategies. Severnyy region: nauka, obrazovaniye, kul'tura, 1(49), 61-72. (In Russ.)
Korobchenko, A. I., Lyzhenkova, R. S., Golubchikov, G. M., Arpentieva, M. R. (2022). The value of health saving and the mode of motor activity of a student as an indicator of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 2, 37-42. (In Russ.)
Luneva, L. A. (2019). The use of the educational environment of the college for the formation of a culture of health saving students. Innovative science, 1, 122-124. (In Russ.)
Maslow, A. (1999, 2001). Motivation and personality. St. Petersburg: Eurasia, 1-478. (In Russ.)
Setyaeva, N. N., Dorovskikh, I. G., Vladimirov, N. M., Arpentieva, M. R. (2022). Formation and development of independence of students with disabilities by means of physical culture. Vestnik sportivnoy nauki, 3, 53-56. (In Russ.)
Chernykh, Z. N., Stepanova, G. A. (2016). Physical education as a factor of forming students' readiness for professional pedagogical activities. Uchenyye zapiski . Electronic scientific journal of Kursk State University, 3 (39), 1-6. https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1975 (accessed 10.04.2023)
Chang, Y. K., Labban, J. D., Gapin, J. I., Etnier, J. L. (2012). The effects of acute exercise on cognitive performance: a meta-analysis. Brain Results. 1453, 87–101. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2012.02.068
Cook-Sather, A., & Luz, A. (2015). Greater engagement in and responsibility for learning: What happens when students cross the threshold of student-faculty partnership. Higher Education Research & Development. 34(6), 1097–1109. https://doi.org/10.1080/07294360.2014.911263
Dooris, M. T., Cawoon, J., Doherty, S., & Powell, S. (2010). Healthy universities: Concept, model and framework for applying the healthy settings approach within higher education in England. (Working Paper). London: UCLan, 1-120
Dusselier, L., Dunn, Br., Wang, Y., Shelley M. C. II & Whalen, D. F. (2005). Personal, Health, Academic, and Environmental Predictors of Stress for Residence Hall Students. Journal of American College Health, 54(1), 15-24. https://doi.org/10.3200/JACH.54.1.15-24
Esteban-Cornejo, I., Tejero-González, C. M., Martinez-Gomez, D. (2014). Independent and combined influence of the components of physical fitness on academic performance in youth. Journal of the Pediatric, 165(2), 306–312. https://doi.org/:10.1111/ijpo.239.
Gieck, D. J., Olsen, S. (2007). Holistic wellness as a means to developing a lifestyle approach to health behavior among college students. Journal American College of the Health. 56(1), 29–36. https://doi.org/:10.3200/JACH.56.1.29-36.
Griebler, U., Rojatz, D., Simovska, V., & Forster, R. (2017). Effects of student participation in school health promotion: A systematic review. Health Promotion International, 32, 195–206. https://doi.org/10.1093/heapro/dat090
Kraag, G., Zeegers, M. P., Kok, G., Hosman, C., & Abu-Saad, H. H. (2006). School programs targeting stress management in children and adolescents: A meta-analysis. Journal of School Psychology. 44(6), 449–472. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022440506000690 (accessed 22.08.2022)
Logan, B. (2021). Stressors among young Australian university students: A qualitative study. Journal of American College Health. October, 1-12. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1947303
Oliver, M. D., Morton, A. L., Baldwin, D. R., Datta, S. (2020). A pilot study exploring the relationship between wellness and physical fitness: an examination into autonomic health. Journal of American College Health, 68(7), 712-719. https://doi.org/10.1080/07448481.2019.1596919
Oliver, M. D., Baldwin, D. R., Datta, S. (2018). Health to wellness: a review of wellness models and transitioning back to health. International Journal of the Health, Wellness, Socium, 9(1), 41–56. https://doi.org/10.18848/2156-8960/CGP/v09i01/41-56
Pascoe, M. C., Hetrick, S. E., & Parker, A. G. (2020). The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth, 25(1), 104-112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Ridley, M. (2012). Student Development (A Personal View). Exploring the Information Ecology. Toronto, ON: ORION, november 15, p. 1. http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/news-events/blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 22.08.2022)
Stults-Kolehmainen, M. A., & Sinha, R. (2014). The effects of stress on physical activity and exercise. Sports Medicine (Auckland, N.Z.), 441, 81–121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24030837 (accessed 22.08.2022)
VanKim N.A., Nelson T. F. (2013). Vigorous physical activity, mental health, perceived stress, and socializing among college students. American Journal of the Health Promotion. 28(1), 7–15. https://doi.org/10.4278/ajhp.111101-QUAN-395.