ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Основное содержание статьи

Игорь Олегович Сидоренко Email: sidorenkoigor22@mail.ru

Аннотация

Процессы познания теории приверженности профессии преподавателя высшей школы для установки усовершенствованного высшего образования и сопутствующие им научные и экспертные дискуссии начались задолго до начала реформации XXI века, однако тотальный переход на новую форму повышения квалификации и инновационную работу университетов с 2021 г. актуализировал новый виток обсуждений того, как использование цифровых технологий меняет ландшафт высшей школы, а также роли и режимы работы профессионалов.


В статье на материале серии полуструктурированных интервью с преподавателями 3 университетов, чаще всего гуманитарной направленности, которые были собраны в два этапа с марта по апрель 2021 года и анкетирование преподавателей в июне 2023 г., обсуждаются трансформации преподавательской профессии в новых условиях после 2015 года. Ключевое внимание уделяется тому, что происходит с социальным механизмом управления в новых условиях, как меняются взаимоотношения между администрацией и преподавательским сообществом.


Показывается, что в условиях «вынужденной бюрократизации» намечаются два разнонаправленных аспекта. С одной стороны, в условиях беспрецедентного натурального эксперимента по массовому переводу всех рабочих процессов в смешенный формат обучения возрождаются традиционные формы проявления социального механизма управления через самоорганизацию преподавательского сообщества, появление сетей кооперации и взаимной поддержки между профессионалами. С другой стороны, преподаватели отмечают усиление административного контроля и бюрократизации образовательного процесса. В некоторых случаях это приводит к обострению конфликта между администрацией и преподавательским сообществом и воспринимается последним как угроза социального механизма управления. Таким образом актуализируются  научные алгоритмы в отношении будущего к профессии преподавателя высшей школы. Представленный анализ завершается обсуждением возможных мер, которые могут быть приняты для снижения потенциальных негативных эффектов выделенных аспектов для всей системы высшего образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Сидоренко, И. О. (2024). ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Society and Security Insights, 7(1), 178-199. https://doi.org/10.14258/SSI(2024)1-12
Раздел
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПЕРВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Биография автора

Игорь Олегович Сидоренко, Алтайский государственный педагогический университет

аспирант Института гуманитарных наук, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия.

postgraduate student, Institute of Humanities, Altai State University, Barnaul, Russia.

Литература

Абрамов Р. Н. Трансформации социального механизма управления // Вопросы образования. 2018. № 3. C.75–91.
Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 37–47.
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А., Захарова У. С., Григорьева А. В. Университетские преподаватели и приверженность профессии образования: накануне цифровых реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74.
Бляхер М. Гиперрегулирование в системе высшего образования // Отечественные записки. 2020. № 4. С. 49–59.
Дим Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 44–56.
Рогозин Д. М. (2021) Представления преподавателей вузов о будущем новой системы работы // Вопросы образования. № 1. С. 31–51.
Кочухова Е. С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. №. 2. С. 278–302.
Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Вынужденное повышение квалификации как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611–621.
Срничек Н. Капитализм платформ. М.: ИД ВШЭ, 2019. 200 с.
Форрат Н. В. Проблема качества высшего образования: мировые вызовы и их российские трансформации // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 121–138.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. С. 101–108.
Braverman H. (1988). Labor and Monopoly Capital: The Degradation of Work in the Twentieth Century. New York, NY: Monthly Review Press. P. 5–23.
Castells M. (2017). The Rise of the Network Society. Chichester: Wiley‑B lackwell. P. 25–42.
Fumasoli T., Goastellec G., Kehm B. M. (2015). Academic Careers and Work in Europe: Trends, Challenges, Perspectives. In: Fumasoli T., Goastellec G., Kehm B. (eds.) Academic Work and Careers in Europe: Trends, Challenges, Perspectives. The Changing Academy. Vol. 12. Cham: Springer. P. 201–214.
Hill J. R., Hannafin M. J. (2015). Teaching and Learning in Digital Environments: The Resurgence of Resource‑Based Learning. Educational Technology Research and Development. Vol. 49. No. 3. P. 37–52.
Hung A. C. Y. (2017). A Critique and Defense of Gamification. Journal of Interactive Online Learning. Vol. 15. No. 1. P. 57–72.
Kauppinen R., Lagstedt A., Lindstedt J. P. (2019). Expert‑Oriented Digitalization of University Processes. International Symposium on Emerging Technologies for Education. P. 60–69.
Len‑U rritia M., Cobos R., Dickens K. (2018). MOOCs and Their Influence on Higher Education Institutions: Perspectives from the Insiders. Journal of New Approaches in Educational Research (NAER Journal). Vol. 7. No. 1. P. 40–45.
Locke W., Bennion A. (2020). Satisfaction in Stages: The Academic Profession in the United Kingdom and the British Commonwealth. In: Bentley P. J., Coates H., Dobson I. R., Goedegebuure L., Meek V. L. (eds.) Job Satisfaction Around the Academic World. Berlin: Springer. P. 223–238.
Loeckx J. (2016). Blurring Boundaries in Education: Context and Impact of MOOCs. International Review of Research in Open and Distributed Learning. Vol. 17. No. 3. P. 92–121.
Marshall P. D., Kim B., Christopher M. (2017). Academic Persona: The Construction of Online Reputation in the Modern Academy. In: The Digital Academic. Critical Perspectives on Digital Technologies in Higher Education. Abingdon: Routledge. P. 47–62.
Mirrlees T., Alvi S. (2014). Taylorizing Academia, Deskilling Professors and Automating Higher Education: The Recent Role of MOOCs. Journal for Critical Education Policy Studies (JCEPS). Vol. 12. No. 2. P. 45–73.
Pardo A., Siemens, G. (2014). Ethical and Privacy Principles for Learning Analytics. British Journal of Educational Technology. Vol. 45. No. 3. P. 438–450.
Ugur N. G. (2020) Digitalization in Higher Education: A Qualitative Approach. International Journal of Technology in Education and Science. Vol. 4. No. 1. P. 18–25.
Van Merriënboer J. J., Kester L. (2014). The Four‑Component Instructional Design Model: Multimedia Principles in Environments for Complex Learning. In: The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. New York, NY: Cambridge University Press P. 104–148.

REFERENCES
Abramov, R. N. (2018). Transformations of the social mechanism of management. Issues of education, 3, 75–91. (In Russ.).
Abramov, R. N. (2017). Managerialism and the academic profession. Conflict and interaction. Sociological studies, 7, 37–47. (In Russ.).
Abramov, R. N., Gruzdev, I. A., Terentyev, E. A., Zakharova, U. S., Grigorieva, A. V. (2020). University teachers and commitment to the education profession: on the eve of digital reforms. University management: practice and analysis, 24, 2, 59–74. (In Russ.).
Blyakher, M. (2020). Hyperregulation in the system of higher education. Otechestvennye zapiski, 4, 49-59.
Dim, R. (2014). “New managerialism” and higher education: quality and productivity management in UK universities. Educational Issues, 3, 44–56. (In Russ.).
Rogozin, D. M. (2021). University teachers’ ideas about the future of the new work system. Issues of education, 1, 31–51.
Kochukhova, E. S. (2020). Academic profession through the eyes of teachers. Issues of education, 2, 278–302. (In Russ.).
Narbut, N.P., Aleshkovsky, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V. (2020). Forced advanced training a sa stimulus for technological changes in higher education in Russia. Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: sociology, 20, 3, 611–621. (In Russ.).
Srnicek, N. (2019). Platform capitalism. M.: ID HSE, 200. (In Russ.).
Vorrat, N.V. (2018). The problem of the quality of higher education: global challenges and their Russian transformations. Issues of education, 2, 121–138. (In Russ.).
Schwab, K. (2019). The Fourth Industrial Revolution. M.: Eksmo, 101-108. (In Russ.)
Braverman, H. (1988). Labor and Monopoly Capital: The Degradation of Work in the Twentieth Century. New York, NY: Monthly Review Press, 5–23.
Castells, M. (2017). The Rise of the Network Society. Chichester: Wiley‑B lackwell, 25-42.
Fumasoli, T., Goastellec, G., Kehm, B. M. (2015). Academic Careers and Work in Europe: Trends, Challenges, Perspectives. In: Fumasoli, T., Goastellec, G., Kehm, B. (eds.) Academic Work and Careers in Europe: Trends, Challenges, Perspectives. The Changing Academy, 12. Cham: Springer, 201–214.
Hill, J. R., Hannafin, M. J. (2015). Teaching and Learning in Digital Environments: The Resurgence of Resource‑Based Learning. Educational Technology Research and Development, 49, 3, 37–52.
Hung, A. C. Y. (2017). A Critique and Defense of Gamification. Journal of Interactive Online Learning, 15, 1, 57–72.
Kauppinen R., Lagstedt A., Lindstedt J. P. (2019). Expert‑Oriented Digitalization of University Processes. International Symposium on Emerging Technologies for Education, 60–69.
Len‑Urritia, M., Cobos, R., Dickens, K. (2018). MOOCs and Their Influence on Higher Education Institutions: Perspectives from the Insiders. Journal of New Approaches in Educational Research (NAER Journal), 7, 1, 40–45.
Locke, W., Bennion, A. (2020). Satisfaction in Stages: The Academic Profession in the United Kingdom and the British Commonwealth. In: Bentley, P. J., Coates, H., Dobson, I. R., Goedegebuure, L., Meek, V. L. (eds.) Job Satisfaction Around the Academic World. Berlin: Springer, 223–238.
Loeckx, J. (2016). Blurring Boundaries in Education: Context and Impact of MOOCs. International Review of Research in Open and Distributed Learning, 17, 3, 92–121.
Marshall, P. D., Kim, B., Christopher, M. (2017). Academic Persona: The Construction of Online Reputation in the Modern Academy. In the Digital Academic. Critical Perspectives on Digital Technologies in Higher Education. Abingdon: Routledge, 47–62.
Mirrlees, T., Alvi, S. (2014). Taylorizing Academia, Deskilling Professors and Automating Higher Education: The Recent Role of MOOCs. Journal For Critical Education Policy Studies (JCEPS), 12, 2, 45–73.
Pardo A., Siemens, G. (2014). Ethical and Privacy Principles for Learning Analytics. British Journal of Educational Technology, 45, 3, 438–450.
Ugur N. G. (2020). Digitalization in Higher Education: A Qualitative Approach. International Journal of Technology in Education and Science, 4, 1, 18–25.
Van Merriënboer, J. J., Kester, L. (2014). The Four‑Component Instructional Design Model: Multimedia Principles in Environments for Complex Learning. In: The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. New York, NY: Cambridge University Press, 104–148.