БИБЛЕЙСКИЙ ИСТОРИЗМ: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА

Основное содержание статьи

Лариса Ивановна Нехвядович Email: lar.nex@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается специфика понимания библейского историзма в русской культуре XIX века с позиции православного христианского мировоззрения, отмечается роль религии, текстов Священного Писания на идейно-художественную драматургию произведений. Установлено, что в социально-гуманитарном знании отсутствует общий подход, который позволял бы определить формы и результаты рецепции этого феномена в искусстве. Цель статьи заключается в стремлении проиллюстрировать тезис о том, что в русской культуре библейский историзм вытекает из восприятия истории как драмы взаимоотношений человека с Творцом. Исторический путь священных отношений Бога и человека представляется как историческое событие о выходе Бога к человеку и восхождении человека к Богу. Рассматриваются факторы формирования представлений о Священном Писании в России. Отмечается, что особенность ситуации состояла в том, что XIX век был временем профессионализации исторических исследований. Однако, именно в этот период определяется отличительная черта в интерпретации текстов Священного Писания в России – выход понимания за пределы строго научного изучения, преобразование христианской традиции в одно из базовых оснований российского историографического, теологического и художественного дискурсов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Нехвядович, Л. И. (2023). БИБЛЕЙСКИЙ ИСТОРИЗМ: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА. Society and Security Insights, 6(4), 31-38. https://doi.org/10.14258/SSI(2023)4-02
Раздел
ИНТЕГРАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Биография автора

Лариса Ивановна Нехвядович, Алтайский государственный университет

д-р искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Россия.

Литература

Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Москва: Директ-Медиа, 2012. Том II. 1867-1894. 1124 с.
Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.
Богданова О.А. Под созвездием Достоевского: (художественная проза рубежа XIX-XX веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы). М.: Изд-во Кулагиной Intrada, 2008. 311 с.
Герцен А. И. Об атеизме, религии и церкви / сост. В. С. Панова. М., 1976. с. 22.
Даймонт М.И. Евреи, Бог и история. И., 1989 URL: www.il4u.org.il/tradition/daimont (дата обращения: 19.10.2023).
Легеев, М. Добыкина А.А. Богословское осмысление историзма Ветхого Завета: ключевые темы // Христианские чтения. 2019. №2(85). С. 19-30
Милитарёв А.Ю. Воплощенный миф: "Еврейская идея" в цивилизации. М.: Наталис, 2003. 249 с.
Островский А. Представление об историческом времени в книге Берешит (опыт семиотического анализа) / Еврейская цивилизация: проблемы и исследования: Материалы конференции. М., 1998.
Рашковский Е.Б. Владимир Соловьёв и протоиерей Александр Мень в динамике истории российской // Соловьевские исследования. 2011. №2 (30). С. 33-44.
Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в 3-х томах. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / сост., текстологическая подготовка, коммент. и вст. ст. Л.А. Баренбойма. М.: Музыка. Т. 1. 1983. 214 с. Intrada, 2008.
Саврей В.Я. Методы интерпретации текста Священного Писания // Идеи и Идеалы № 4(30), т. 1. 2016. С. 9-22
Соловьев В.С. Сочинения: в двух томах М.: Мысль, 1988. Т. 2. 1988. 822 [2] с.
Синило Г.В. Библия как памятник культуры: В 2 ч. Ч. I: Минск: БГУ, 1999
Тихомиров Б.А. Решения по канону Ветхого Завета в русском академическом православном богословии ХІХ века // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (6). С. 140–154
Флоровский Г.В. Блаженство страждущей любви (К 100-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского) // Из прошлого русской мысли. М.: «Аграф», 1998. С. 68-73.

REFERECES
Barenboim, L.A. (2012). Anton Grigorievich Rubinstein. Life, artistic path, creativity, musical and social activity. Moscow: Director-Media. Volume II. 1867-1894 (In Russ).
Berdyaev, N.A. (1989). Types of religious thought in Russia. Paris: YMCA-Press. (In Russ.).
Bogdanova, O.A. (2008). Under the constellation of Dostoevsky: (artistic prose of the turn of the XIX-XX centuries in terms of genre poetry of Russian classical literature). Moscow: Izd-vo Kulagina Intrada. (In Russ.).
Gerzen, A. I. (1976). About atheism, religion and church. Edited by V. S. Panova. Moscow. (In Russ.).
Daimont, M.I. (1989). Jews, God and history. J.URL: www.il4u.org.il/tradition/daimont/ (In Russ.).

Legeev, M. Dovarkin, A.A. (2019). Theological Comprehension of Old Testament Historism: Key Themes. Christian Readings, 2(85), 19-30. (In Russ.).
Militarev, A. (2003). Embodied myth: "The Jewish idea" in civilization. M.: Natalis. (In Russ.).
Ostrovsky, A. (1998). Presentation of historical time in the book Bereshit (experience of semiotic analysis). In: Jewish civilization: problems and studies: Conference materials. Moscow (In Russ.).
Rashkovsky, E.B. (2011). Vladimir Solovyov and Archpriest Alexander Men in the dynamics of the history of Russian. Solov'evskie issledovanija, 2(30), 33-44. (In Russ.).
Rubinstein, A.G. (1983). Literary Heritage: in 3 volumes. Articles. Books. Memoirs. Speeches / ass. textual preparation, comments. and etc. of art. L.A. Barenboima. Moscow: Music. Vol. 1. Intrada. (In Russ.).
Savray, V.Y. (2016). Methods of Interpretation of the Text of the Holy Scriptures. Ideas and Ideals, 4(30), 9-22. (In Russ.).
Soloviev, V.S. (1988). Essays: in two volumes. Moscow: Thought. (In Russ.).
Sinilo, G.V. (1999). The Bible as a Cultural Monument. Minsk: BHU. (In Russ.).
Tikhomirov, B.A. (2020). Decisions on the canon of the Old Testament in the Russian academic Orthodox theology of the nineteenth century. Works of the Department of Theology of the Saint Petersburg Spiritual Academy, 2(6), 140-154. (In Russ.).
Florovsky, G.V. (1998). Bliss of suffering love (To the 100th anniversary of the birth of F.M. Dostoevsky). In: From the past of Russian thought. Moscow: «Agraf». (In Russ.).

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)