СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основное содержание статьи

Ильдар Закиевич Гимаев Email: gimaev@yandex.ru

Аннотация

В статье актуализируются проблемы формирования образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Известные российские ученые – педагоги, дефектологи, неврологи, физиологи, психологи занимались и продолжают заниматься изучением природы и сущности детских заболеваний, препятствующих полноценному развитию, получению образования и социализации в обществе. В статье обобщен исторический и теоретико-методологический опыт российской педагогической мысли и конкретный вклад ученых и специалистов в изучение детской инклюзии. Новизна исследования заключается в том, что проблемы изучения и организации специального образования для детей с ОВЗ последних 150 лет представлены через педагогические теории и практики, послужившие основой и теоретико-методологической базой современной системы инклюзивного образовательного пространства. В статье предпринята попытка возрождения интереса к междисциплинарной науке о комплексном развитии детей – педологии, по мнению автора незаслуженно преданной забвению и внимание к которой проявляют начинают проявлять современные ученые-исследователи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Гимаев, И. З. (2024). СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Society and Security Insights, 7(2), 156-168. https://doi.org/10.14258/SSI(2024)2-09
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биография автора

Ильдар Закиевич Гимаев, Институт стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия.

Литература

Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 202 с.
Балашов Е. М. Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917-1941 годы // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х—1930-е годы). М., 2012. С. 435-493.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 4. С. 5–18.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В., Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2009. 278 с.
Кащенко Т.Л., Пилоян М.Г. У истоков коррекционного обучения в России: В.П. Кащенко и его педагогический опыт // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 4. – С. 44–51.
Крючкова Д.А. Некоторые проблемы инклюзивного образования в России // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000027 (дата обращения: 29.02.2024).
Кутепова Е.Н. История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России. 2016. URL: http://qps.ru/3c0Aq (дата обращения: 29.02.2024).
Лазурский А.Ф. Об естественном эксперименте // Экспериментальная психология. 2010. Том 3. № 2. С. 87–98.
Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски [// Педагогическое образование в России. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski (дата обращения: 29.02.2024).
Малофеев H.H. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. № 6. С. 3–10.
Муллер О.Ю. Реализация инклюзивного образования в условиях сетевого взаимодействия. Сургут. гос. ун-т. Сургут: ИЦ СурГУ. 2018. 88 с.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-genezis-i-problemy-vnedreniya (дата обращения: 12.03.2024).
Перевозникова И.В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестник ТГПУ. 2012. № 5. С. 103-109.
Россолимо Г.И. Общая характеристика психологических профилей психически недостаточных детей и больных нервными и душевными болезнями. М., Издательство И.Н. Кушнерев и К. 1910. 106 с.
Снегирева К.Л. В.М. Бехтерев о профилактике и коррекции отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2016. № 2. С. 84-88.

Смирнова Л.В. В.П. Кащенко и его вклад в становление отечественной дефектологии и специальной педагогики // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 2 (22). С. 56-67.
Смирнова Л.В. Коррекционно-педагогическое образование: история, традиции, современность // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 10-22.
Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 384 с.
Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов / под ред. Н.М. Назаровой. 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 385 с.

REFERENCES
Alyokhina, S. V. (2012). Development of inclusive education in Russia. In: Inclusive education of children with disabilities: status and prospects: Materials of the Republican Scientific and Practical Conference. Ufa: BSPU Publishing House. (In Russ.).
Balashov, E. M. (2016). Policy in the field of school, vocational and secondary special education, 1917-1941. In: Schedule of changes. Essays on the history of educational and scientific policy in the Russian Empire – USSR (late 1880s - 1930s). Moscow. (In Russ.).
Vygotsky, L. S. (1996). The problem of learning and mental development at school age. Psychological science and education, 1(4), 5–18. (In Russ.).
Goneev, A. D., Lifintseva, N. I., Yalpaeva, N. V. (2009). Fundamentals of correctional pedagogy. Moscow: Academy. (In Russ.).
Kashchenko, T. L., Piloyan, M. G. (2018). At the origins of correctional education in Russia: V.P. Kashchenko and his teaching experience. Journal of Historical Research, 3(4), 44–51. (In Russ.).
Kryuchkova, D. A. (2018). Some problems of inclusive education in Russia. In: Materials of the X International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”. https://scienceforum.ru/2018/article/2018000027. (In Russ.).
Kutepova, E. N. (2016). History of the development of inclusive education for children with disabilities in foreign countries and Russia. http://qps.ru/3c0Aq. (In Russ.).
Lazursky, A. F. (2010). About a natural experiment. Experimental psychology, 3(2), 87–98. (In Russ.).
Maksimova, N. A. (2018). Inclusive education in Russia: history, status and risks. Pedagogical education in Russia, 9. https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-sostoyanie-i-riski. (In Russ.).
Malofeev, N. N. (1997). Strategy and tactics of the transition period in the development of the domestic system of special education and the state system of assistance to children with special problems. Defectology, 6(3), 3–10. (In Russ.).
Muller, O. Yu. (2018). Implementation of inclusive education in conditions of network interaction: educational method. Surgut: Information Center of Surgut State University. (In Russ.).
Nazarova, N. M. (2009). Integrated (inclusive) education: genesis and problems of implementation. Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology, 3. https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-genezis-i-problemy-vnedreniya. (In Russ.).
Perevoznikova, I. V. (2012). Special education in Russia: history, modernity and legal foundations. Bulletin of the TSPU, 5, 103–109. (In Russ.).
Rossolimo, G. I. (1910). General characteristics of psychological profiles of mentally handicapped children and patients with nervous and mental illnesses. M., Publishing House I.N. Kushnerev and K. (In Russ.).
Snegireva, K. L. (2016). V.M. Bekhterev on the prevention and correction of deviations in the development of children of early and preschool age. Current problems of psychological and pedagogical support for children with disabilities, 2, 84–88. (In Russ.).
Smirnova, L. V. (2020). V.P. Kashchenko and his contribution to the development of domestic defectology and special pedagogy. Correctional pedagogical education, 2(22), 56–67. (In Russ.).
Smirnova, L. V. (2015). Correctional pedagogical education: history, traditions, modernity. Correctional pedagogical education, 1(1), 10–22. (In Russ.).
Sorokova, M. G. (2006). M. Montessori system: theory and practice: A textbook for students of higher educational institutions. 3rd ed. Moscow: Academy. (In Russ.).
Nazarova, N.N. (Ed.). Special pedagogy. 11th ed., revised. and additional. Moscow: Publishing Center “Academy”. (In Russ.).