ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОЦЕНКАХ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основное содержание статьи

Ильдар Закиевич Гимаев Email: gimaev@yandex.ru

Аннотация

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что на основе эмпирических данных представлена картина нозологической ситуации в республике, дана оценка специального образования с позиции одного из акторов педагогического процесса – родителей и законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью, представлена оценка социальных факторов формирования образовательной среды, раскрываются основные проблемы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Цель исследования – при помощи социологических методов и на основе междисциплинарного подхода определить существующие проблемы организации образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью, их актуальность, объем и интенсивность; факторы, оказывающие влияние на качество образовательной среды для детей с ОВЗ в школах Республики Башкортостан. Новизна научного исследования заключается в том, что социологическая информация, полученная в результате анкетного опроса родителей и законных представителей детей с ОВЗ, проанализирована с позиции административно-территориального деления региона, с учетом вида образовательного учреждения и формы обучения. Дан социологический анализ кадрового обеспечения и востребованности образовательного процесса специалистами и педагогами коррекционно-развивающего и психолого-педагогического сопровождения.

Скачивания

Metrics

PDF views
23
Feb 07 '25Feb 10 '25Feb 13 '25Feb 16 '25Feb 19 '25Feb 22 '25Feb 25 '25Feb 28 '25Mar 01 '25Mar 04 '25Mar 07 '255.0
|

Детали статьи

Как цитировать
Гимаев, И. З. (2025). ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОЦЕНКАХ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Society and Security Insights, 7(4), 64-83. извлечено от http://journal.asu.ru/ssi/article/view/15790
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биография автора

Ильдар Закиевич Гимаев, Институт стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан

Гимаев Ильдар Закиевич – канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия.

Литература

Бокова О. А., Тарахов С. И. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 5 (78). С. 243-247.

Бруцкая К. А., Лазуренко С. Б. Практики включения родителей и прародителей в образование детей с ОВЗ: отечественный и зарубежный опыт инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 133-145.

Варнакова Ю.В. Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 99-101.

Гимаев И. З. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья как объект научного исследования // Society and Security Insights. 2024. Т. 7, № 2. С. 156–168.

Гимаев И.З., Латыпова М.Х. Оценка удовлетворенности условиями образовательной среды для детей с ОВЗ в школах Республики Башкортостан (результаты социологического исследования) // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №. 2. С.226–237.

Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ. 2023. 432 с.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Кузнецова и др.; Междунар. акад. наук пед. образования; ред. З. И. Васильева. Москва: Academia, 2001. 416 c.

Козырева, О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2024. 179 с.

Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 114–121.

Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 113-120.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 408 с.

Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. 2015. № 9. С. 10-17.

Ратнер Ф. Л. Влияние зарубежных ученых на развитие инклюзивного образования // Вестник ОГУ. 2017. № 10 (210). 138 с.

Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.

REFERENCES
Bokova, O. A., Tarakhov, S. I. (2019). Psychological and pedagogical support of students in the educational environment: modern theoretical prerequisites for research. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 5(78), 243-247. (In Russ.).

Brutskaya, K. A., Lazurenko, S. B. (2022). Practices of including parents and grandparents in the education of children with disabilities: domestic and foreign experience of inclusion. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 206, 133-145. (In Russ.).

Varnakova, Yu.V. (2010). Psychological assistance to families with disabled children. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 8, 99-101. (In Russ.).

Gimaev, I. Z. (2024). The education system for children with disabilities as an object of scientific research. Society and Security Insights. 7(2), 156–168. (In Russ.).

Gimaev, I. Z., Latypova, M. Kh. (2024). Assessment of satisfaction with the conditions of the educational environment for children with disabilities in schools of the Republic of Bashkortostan (results of a sociological study). Ufimskiy gumanitarnyy nauchnyy forum. 2, 226-237. (In Russ.).

Bondarenko, N.V., Varlamova, T.A., Gokhberg, L.M. Education indicators: 2023: statistical digest (2023) Moscow: National Research University Higher School of Economics. (In Russ.).

Andreeva, I. N., Butorina, T. S., Vasilyeva, Z. I., Kuznetsova, N. V. (2001). History of education and pedagogical thought abroad and in Russia: a textbook for university students. Moscow: Academia. (In Russ.).

Kozyreva, O.A. (2024). Problems of inclusive education: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).

Livenceva, N.A. (2011). Review of modern foreign research on the problems of inclusive education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 16(3), 114–121. (In Russ.).

Maksimova N.A. (2018). Inclusive education in Russia: history, state and risks. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 9, 113-120. (In Russ.).

Mastyukova, E. M., Moskovkina, A. G. (2003). Family education of children with developmental disabilities: Textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Humanitarian publishing center VLADOS. (In Russ.).

Nazarova, N. M. (2017). Inclusive education: historical dynamics and prospects. Pedagogika, 9. 10-17. (In Russ.).

Ratner, F. L. (2017). The influence of foreign scientists on the development of inclusive education. Vestnik OGU, 10(210). 138. (In Russ.).

Tkacheva, V. V. (2014). Family of a child with disabilities: diagnostics and counseling. Moscow: National Book Center. (In Russ.).