ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОЦЕНКАХ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Основное содержание статьи
Аннотация
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что на основе эмпирических данных представлена картина нозологической ситуации в республике, дана оценка специального образования с позиции одного из акторов педагогического процесса – родителей и законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью, представлена оценка социальных факторов формирования образовательной среды, раскрываются основные проблемы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Цель исследования – при помощи социологических методов и на основе междисциплинарного подхода определить существующие проблемы организации образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью, их актуальность, объем и интенсивность; факторы, оказывающие влияние на качество образовательной среды для детей с ОВЗ в школах Республики Башкортостан. Новизна научного исследования заключается в том, что социологическая информация, полученная в результате анкетного опроса родителей и законных представителей детей с ОВЗ, проанализирована с позиции административно-территориального деления региона, с учетом вида образовательного учреждения и формы обучения. Дан социологический анализ кадрового обеспечения и востребованности образовательного процесса специалистами и педагогами коррекционно-развивающего и психолого-педагогического сопровождения.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Бруцкая К. А., Лазуренко С. Б. Практики включения родителей и прародителей в образование детей с ОВЗ: отечественный и зарубежный опыт инклюзии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 133-145.
Варнакова Ю.В. Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 99-101.
Гимаев И. З. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья как объект научного исследования // Society and Security Insights. 2024. Т. 7, № 2. С. 156–168.
Гимаев И.З., Латыпова М.Х. Оценка удовлетворенности условиями образовательной среды для детей с ОВЗ в школах Республики Башкортостан (результаты социологического исследования) // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №. 2. С.226–237.
Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ. 2023. 432 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева, Н. В. Кузнецова и др.; Междунар. акад. наук пед. образования; ред. З. И. Васильева. Москва: Academia, 2001. 416 c.
Козырева, О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2024. 179 с.
Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 114–121.
Максимова Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 113-120.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 408 с.
Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. 2015. № 9. С. 10-17.
Ратнер Ф. Л. Влияние зарубежных ученых на развитие инклюзивного образования // Вестник ОГУ. 2017. № 10 (210). 138 с.
Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
REFERENCES
Bokova, O. A., Tarakhov, S. I. (2019). Psychological and pedagogical support of students in the educational environment: modern theoretical prerequisites for research. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 5(78), 243-247. (In Russ.).
Brutskaya, K. A., Lazurenko, S. B. (2022). Practices of including parents and grandparents in the education of children with disabilities: domestic and foreign experience of inclusion. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 206, 133-145. (In Russ.).
Varnakova, Yu.V. (2010). Psychological assistance to families with disabled children. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. 8, 99-101. (In Russ.).
Gimaev, I. Z. (2024). The education system for children with disabilities as an object of scientific research. Society and Security Insights. 7(2), 156–168. (In Russ.).
Gimaev, I. Z., Latypova, M. Kh. (2024). Assessment of satisfaction with the conditions of the educational environment for children with disabilities in schools of the Republic of Bashkortostan (results of a sociological study). Ufimskiy gumanitarnyy nauchnyy forum. 2, 226-237. (In Russ.).
Bondarenko, N.V., Varlamova, T.A., Gokhberg, L.M. Education indicators: 2023: statistical digest (2023) Moscow: National Research University Higher School of Economics. (In Russ.).
Andreeva, I. N., Butorina, T. S., Vasilyeva, Z. I., Kuznetsova, N. V. (2001). History of education and pedagogical thought abroad and in Russia: a textbook for university students. Moscow: Academia. (In Russ.).
Kozyreva, O.A. (2024). Problems of inclusive education: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
Livenceva, N.A. (2011). Review of modern foreign research on the problems of inclusive education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 16(3), 114–121. (In Russ.).
Maksimova N.A. (2018). Inclusive education in Russia: history, state and risks. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 9, 113-120. (In Russ.).
Mastyukova, E. M., Moskovkina, A. G. (2003). Family education of children with developmental disabilities: Textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Humanitarian publishing center VLADOS. (In Russ.).
Nazarova, N. M. (2017). Inclusive education: historical dynamics and prospects. Pedagogika, 9. 10-17. (In Russ.).
Ratner, F. L. (2017). The influence of foreign scientists on the development of inclusive education. Vestnik OGU, 10(210). 138. (In Russ.).
Tkacheva, V. V. (2014). Family of a child with disabilities: diagnostics and counseling. Moscow: National Book Center. (In Russ.).