РАКУРС В ПОЭТИКЕ ИСКУССТВА ЭПОХИ РАННЕГО МЕТАЛЛА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению специфических особенностей построения изображений майкопской и новосвободненской культур Северного Кавказа. Видимая оригинальность изображений на сосудах из кургана Ошад, Сунженского могильника, плитах из погребения в урочище Клады, наличие малых скульптурных форм позволяет выйти на основы поэтики изобразительного искусства Северного Кавказа эпохи раннего металла. В статье предметно разбирается один из аспектов поэтики, связанный со своеобразием ракурса в изобразительности майкопской и новосвободненской культур. Своеобразие заключается в использовании приемов обратной перспективы, особой точке зрения (точка, от которой выстраиваются образы на плоскости) в картинах, совмещения в пределах одного изображения фронтальной и профильной подачи образов, суммирование общего впечатления от таких различных ракурсов. Обращается внимание на пластические формы искусства северокавказских культур, которые требуют особого восприятия, отличного от более архаичных времен. Все перечисленные особенности позволяют говорить о достаточно высокой степени мифологизированности сознания представителей майкопской и новосвободненской культур. Выявленные изобразительные приемы являются универсальными для культур определенной исторической стадии развития общества, и потому наблюдения над северокавказской изобразительностью позволяют понять своеобразие изобразительных памятников других культур Северной Евразии времен раннего металла и эпохи бронзы.
Скачивания
Metrics
Литература
Zhegin L.F. Yazyk zhivopisnogo proizvedeniya (Uslovnost’ drevnego iskusstva) [The Language of Painting (Convention of Ancient Art)]. M. : Iskusstvo, 1970. 236 p.
Kovtun I.V. Izobrazitelnye kompozicii sejminsko-turbinskih kinzhalov [Figurative Compositions of the Seima-Turbino Daggers]. Teoriya i praktika arheologicheskih issledovanij. Vyp. 4 [Theory and Ppractice of Archaeological Research. Issue 4]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2008. Pp. 18–30.
Korenevskij S.N. Zoomorfnyye i antropomorfnye obrazy v iskusstve plem’on majkopsko-novosvobodnenskoj obshchnosti [Zoomorphic and Anthropomorphic Images in the Art of the Tribes of the Maikop-Novosvobodnaya Community]. Mirovozzrenie drevnego naseleniya Evraziii [Worldview of the Ancient Population of Eurasia]. M. : Staryj Sad, 2001. Pp. 45–59.
Korol’kova E.F. Teoreticheskie problemy iskusstvoznaniya i «zverinyj stil’» skifskoj epohi. K formirovaniyu glossariya osnovnyh terminov i ponyatij [Theoretical Problems of Art History and the“Animal Style” of the Scythian Era. To the Formation of a Glossary of Basic Terms and Concepts]. SPb. : [B.i.], 1996. 78 p.
Kuzin-Losev V.I. Kompozicionnye osnovy drevnego izobrazitel’nogo iskusstva stepnoj Evrazii. Ch. 1 [Compositional Foundations of the Ancient Fine Art of the Eurasian Steppe. Part 1]. Arheologicheskij al’manah [Archaeological Almanac]. № 21. 2010. Pp. 35–77.
Kuzin-Losev V.I. Struktura izobrazitel’nogo teksta vtorogo serebryanogo sosuda iz majkopskogo kurgana Oshad [The Structure of the Pictorial Text of the Second Silver Vessel from the Maikop Mound Oshad]. Kul’tury stepnoj Evrazii i ih vzaimodejstvie s drevnimi civilizaciyami. Kn. 1 [The Cultures of Steppe Eurasia and Their Interaction with Ancient Civilizations. Book. 1]. SPb. : Periferiya, 2012. Pp. 200–205.
Piotrovskij Yu.Yu. Zametki o sosudah s izobrazheniyami iz Majkopskogo kurgana (Oshad) [Notes on the Vessels with Images from the Maikop Mound (Oshad)].Pamyatniki drevnego i srednevekovogo iskusstva: Problemy arheologii [The Sites of Ancient and Medieval Art: Problems of Archaeology]. SPb. : SPbGU, 1994. Pp. 85–92.
Rezepkin A.D. K interpretacii rospisi iz grobnicy majkopskoj kul’tury bliz stanicy Novosvobodnaya [On the Interpretation of the Painting from the Tomb of the Maikop Culture near the Village of Novosvobodnaya]. KSIA AN SSSR. Issue 192. M. : Nauka, 1987. Pp. 26–33.
Rezepkin A.D. Kurgan 31 mogil’nika Klady. Problemy genezisa i hronologii majkopskoj kul’tury [Kurgan 31 of the Klada Burial Ground. Problems of the Genesis and Chronology of the Maikop Culture]. Drevnie kul’tury Prikuban’ya (po materialam rabot v zonah melioracii Krasnodarskogo kraya) [Ancient Cultures of the Kuban Region (based on materials of work in the zones of reclamation of the Krasnodar Territory)]. L. : Nauka, 1991. Pp. 167–197.
Rezepkin A.D. Novosvobodnenskaya kul’tura (na osnove materialov mogil’nika «Klady») [Novosvobodnenskaya Culture (based on the Materials from the Klady Burial Ground)]. SPb. : Nestor-Istoriya, 2012. 344 p.
Savostina E.A. Fronton arhaicheskogo hrama: obraz universuma – Meduza Gorgona [Pediment of an Archaic Temple: the Image of the Universe – Medusa the Gorgon]. Obraz-smysl v antichnoj kul’ture [the Image-Meaning in the Ancient Culture]. M. : GMII im. A.S. Pushkina, 1990. Pp. 134–150.
Sovetova O.S., Ladygina Yu.M. Sceny s zhenskimi personazhami v naskal’nom iskusstve Sayano-Altaya [Scenes with Female Characters in the Rock Art of Sayano-Altai]. Kul’tury i narody Severnoj i Central’noj Azii v kontekste mezhdisciplinarnogo izucheniya. Vyp. 3 [Cultures and Peoples of North and Central Asia in the Context of Interdisciplinary Study. Issue 3]. Tomsk : TGU, 2013. Pp. 291–304.
Uspenskij B.A. K issledovaniyu yazyka drevnej zhivopisi [To the Study of the Language of Ancient Painting]. Zhegin L.F. Yazyk zhivopisnogo proizvedeniya (Uslovnost’ drevnego iskusstva) [Zhegin L.F. The Language of Painting (Convention of Ancient Art)]. M., 1970b. 314 p.
Uspenskij B.A. K sisteme peredachi izobrazheniya v russkoj ikonopisi [Uspensky B.A. To the System of Image Transmission in Russian Icon Painting]. Trudy po znakovym sistemam. T. II [Proceedings on Sign Systems. Vol. II]. Tartu, 1965. Pp. 248–257 (Uchenye zapiski TGU, vyp. 181) [(Scientific Notes of TSU, Issue 181)].
Uspenskij B.A. Poetika kompozicii. Struktura hudozhestvennogo teksta i tipologiya kompozicionnoj formy [Poetics of Composition: the Structure of Literary Text and Typology of Compositional Form]. M.: Iskusstvo, 1970a. 256 p.
Uspenskij B.A. Semiotika ikony [Semiotics of Icons]. Semiotika iskusstva [Semiotics of Art]. M.: Shkola «Yazyki russkoj kul’tury», 1995. Pp. 221–303.
Farmakovskij B.V. Arhaicheskij period v Rossii [Archaic Period in Russia]. MAR. №34. SPb., 1914. Pp. 50–76.
Florenskij P.A. Obratnaya perspektiva [Reverse Perspective]. Trudy po znakovym sistemam. T. III [Proceedings on Sign Systems. Vol. III]. Tartu, 1967. Pp. 381–416 (Uchenye zapiski TGU, vyp. 198) [(Scientific Notes of TSU, Issue 198)].
Formozov A.A. Pamyatniki pervobytnogo iskusstva na territorii SSSR [The Sites of Primitive Art on the Territory of the USSR]. M. : Nauka, 1966. 128 p.
Fursikova E.G. O stilisticheskih parallelyah v okunyovskom i skifo-sibirskom iskusstve [On Stylistic Parallels in the Okunevo and Scythian-Siberian Art]. Stepi Evrazii v drevnosti i srednevekov’e. Kn. 1 [The Steppes of Eurasia in Antiquity and the Middle Ages. Boo. 1]. SPb. : Izd-vo Gos. Ermitazha, 2002. Pp. 247–250.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи