НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАПАДЕ ХРЕБТА ЦАГАН-ДАБАН (ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)
Аннотация
Западные отроги горного хребта Цаган-Дабан (Западное Забайкалье), окаймляющие правобережье долины р. Селенги от устья Хилка до устья мелкой речки Жиримки в археологическом плане изучены слабо. Только в последнее десятилетие здесь стали известны объекты древнего наскального искусства, большинство из которых труднодоступны — удалены от берега Селенги и находятся высоко над уровнем реки, что затрудняет их поиск. Все обнаруженные в настоящее время наскальные изображения в этой местности и ближайших окрестностях нарисованы охрой различных оттенков. Многие из наскальных рисунков плохой сохранности и видны на красноватой поверхности сиенитовых и гранитных скал в виде неразличимых пятен, что делает их простое визуальное исследование невозможным. Для исследования таких наскальных изображений применен метод цифровой обработки их фотографий, позволяющий выявить контуры древних рисунков. Одним из таких объектов является археологическое местонахождение, получившее название Каменная Баба — по названию скалистой вершины, расположенной рядом. Более половины рисунков этого местонахождения не различимы визуально, и общая компоновка всего скального панно без специальных методов исследования не прослеживается. В ходе изучения археологического объекта предложена гипотеза о разновременном появлении отдельных рисунков на поверхности скалы. Это подтверждается различными стилистическими особенностями рисунков, а также разной степенью их сохранности. Рисунки, обнаруженные на поверхности скалы, относятся к селенгинскому типу древних изображений, основу которых составляют антропоморфные и орнитоморфные изображения.
Скачивания
Metrics
Литература
Blagun Yu.Yu., Zotkina L.V. On Methods for Describing Monochrome Painting Images (based on rock art sites in Minusinsk basin). Vestnik NGU. Seriya: istoriya, fi lologiya = Bulletin NSU. Series: History and Philology. 2017;16(7):39–49. (In Russ.)
Blagun Yu.Yu., Zotkina L.V. Methods of Identifying “Controversial” Painted Rock Images (based on the materials of sites of the Minusinsk trough). Universum Humanitarium. 2018;1(6): 184–195. (In Russ.)
Kichigin D.E., Korostelev A.M., Kharinskii A.V. Petroglyphs of Cape Ludar (north-western coast of Lake Baikal): Results of Works 2016. Izvestiya Laboratorii drevnih tehnologij = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. 2018;14(1):20–39. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2415-8739-2018-1-20-39
Miklashevich E.A., Bove L.L. Engraving on the Rocks of Khakassia: New Technologies of Documentation. In: Proceedings of the IV (XX) All-Russian Archaeological Congress. Kazan : Otechestvo, 2014. Pp. 75–79. (In Russ.)
Miklashevich E.A., Solodeinikov A.K. New Opportunities for Documenting Rock Paintings Made by Paint (on the example of the Caucasian Pisanitsa in the Minusinsk trough). Nauchnoe obozrenie Sayano-Altaya = Scientifi c Review of Sayan-Altai. 2013;1(5):176–191. (In Russ.)
Okladnikov A.P. Petroglyphs of the Angara River Basin. Moskva ; Leningrad : Nauka, 1966. 322 p. (In Russ.)
Okladnikov A.P., Zaporozhskaya V.D. Petroglyphs of Transbaikalia. Volume 1. Leningrad: Nauka, 1969. 218 p. (In Russ.)
Okladnikov A.P., Zaporozhskaya V.D. Petroglyphs of Transbaikalia. Volume 2. Leningrad: Nauka, 1970. 263 p. (In Russ.)
Simukhin A.I., Marnuev P.E., Namsaraev D.V., Lbova L.V. Syrzha — New Object of Transbalkalia Rock Art (Experience of Contactless Documentation). Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geoarheologiya. Etnologiya. Antropologiya = Bulletin of Irkutsk State University. Geoarchaeology, Ethnology, and Anthropology Series. 2018;25:62–85. (In Russ.) DOI https://doi.org/10.26516/2227-2380.2018.25.62
Solodeynikov A.K. Strategy and Tactics of Documenting Rock Art Monuments. In: Archaeological Heritage of Siberia and Central Asia (problems of interpretation and preservation). Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2016. Pp. 200–211. (In Russ.)
Tashak V.I. The Rock art on the West of Tsagan-Daban Mountain Ridge in Western Transbaikalia. Izvestiya Laboratorii drevnih tehnologij = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. 2019;15(4):35–52. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2019-4-35-52
Tashak V.I. New Studies of the Rock Arts in the Oka Plateau. Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra SO RAN = The Bulletin of the Buryat Scientifi c Center of the SB RAS. 2020a;4(40):9–17. (In Russ.)
Tashak V.I. Rock Paintings of Mongol’jin Rock in Eastern Sayan Mountain Ridge as an Object of Research: from P.A. Kropotkin to Modern Times. Izvestiya Laboratorii drevnih tehnologij = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. 2020b;16(1):62–74. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-1-62-74
Tashak V.I., Antonova Yu.E. The Study of the Palimpsest in Transbaikalian Rock Art (a case of the Ulan-Tologoi mountain petroglyphs). Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra SO RAN = The Bulletin of the Buryat Scientifi c Center of the SB RAS. 2020;3(39):7–15. (In Russ.) DOI 10.31554/2222-9175-2020-39-7-15
Tivanenko A.V. New Sites with Ancient Rock Art in Western Transbaikalia (catalogue, supplement). Ulan-Ude : Sludyanskaya rajonnaya typografiya Irkutskogo oblastnogo upravleniya po delam izdatel’stv, poligrafi i I knizhnoi torgovli, 1984. 22 p. (In Russ.)
Tivanenko A.V. New Middle Age Petroglyphs of the Baikal and Western Transbaikal Region. In: Ethnocultural processes in Middle Age Siberia. Novosibirsk : Nauka, 1989. Pp. 79–84. (In Russ.)
Gunn R., Ogleby C., Lee D., Whear R.L. A Method to Visually Rationalise Superimposed Pigment Motifs. Rock Art Research. 2010;27:131–136.
Harman J. Using DStretch for Rock Art Recording. International Newsletter on Rock Art. 2015. No. 72. Pp. 24–30.
Hollmann J. Digital Technology in Research and Documentation of Hunter-Gatherer Rock Art in South Africa. African Archaeological Review. 2018. No. 35. Pp. 157–168. https://doi.org/10.1007/s10437-018-9296-0
Le Quellec J.-L., Duquesnoy F., Defrasne C. Digital Image Enhancement with DStretch ®: Is Complexity Always Necessary for Effi ciency? Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. 2015. Vol. 2. Is. 2–3. Pp. 55–67. doi:10.1016/j.daach.2015.01.003
Man-Estier E., Deneuve E., Paillet P., Loiseau L., Cretin C. Du nouveau aux Combarelles I (Les Eyzies-de-Tayac, Dordogne, France). PALEO. 2015. No. 26. Pp. 201–214.
Copyright (c) 2023 В.И. Ташак, Ю.Е. Антонова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи