Псевдотворчество псевдоинтеллекта: философские основания соотношения человеческого и нейросетевого творчества
Аннотация
В настоящей статье представлены философские основания соотношения человеческого и нейросетевого творчества. Разработка данных оснований осуществляется на основе концептуальной системы аспектов творчества, к числу которых относятся онтологический, гносеологический, аксиологический, социокультурный, антропологический, праксиологический, этический и эстетический. В работе исследуются позитивные и негативные аспекты виртуализации и цифровизации творчества, рассматриваются преимущества и недостатки актуальной тенденции нейросетевизации творчества, обозначаются различные подходы к вопросу правового регулирования произведений искусственного интеллекта. На основе представленных полиаспектных оснований соотношения человеческого и нейросетевого творчества обозначены сущностные характеристики (онтологический аспект), а также специфические особенности источников (гносеологический аспект), субъекта (антропологический аспект), процесса (праксиологический аспект), направленности (социокультурный и этический аспекты) и результата (аксиологический и эстетический аспекты) нейросетевого творчества.
Скачивания
Литература
Алексеев Н.В. Концепция творческого стиля в эпоху нейросетевого искусства // Цифровые технологии и право: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т. Казань, 23 сент. 2022 г. Казань, 2022. Т. 6. С. 11-17.
Алиханова В.Л., Гаршин Н.А. Произведение искусства в условиях общества риска // Сфера культуры. 2021. № 1(3). С. 45-51. DOI: 10.48164/2713-301X_2021_3_45
Ахмедов Г.А., Войниканис Е.А., Глазунова К.Д. [и др.]. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита: коллективная монография. М.: РВК, 2017. 213 с.
Бакуменко М.А. Современные технологии искусственного интеллекта и сфера культуры // МедиаVектор. 2022. № 3. С. 4-9.
Барышев Р.А., Румянцев М.В. Киберпространство как зона отчуждения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. № 1. С. 34-36.
Беликова Е.К., Попов Е.А. Современные проблемы соотношения естественного и искусственного интеллекта в парадигме культуры // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 11. С. 9-13.
Белькова Е.Г. Произведения, созданные технологиями искусственного интеллекта // Академический юридический журнал. 2022. № 2(88). С. 153-160. DOI: 10.17150/1819-0928.2022.23(2).153-160.
Галкин Д.В., Коновалова К.В., Бобков С.П. К проблеме автоматизации творчества в сфере искусства и дизайна: инструментальный и генеративный подходы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 14-24. DOI: 10.17223/22220836/44/2
Гаршин Н.А., Алиханова В.Л. Переход от визуального поворота к цифровому в контексте социальных кризисов: ключевые трансформации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 3 (45). С. 3-10.
Канарейко Д.А. Трансформация культуры в цифровой среде // Эргодизайн. 2022. № 2(16). С. 108-113. DOI: 10.30987/2658-4026-2022-2108-113
Качай И.С. Культурфилософские основания разграничения творчества и псевдотворчества. Дисс. канд. филос. наук. Томск, 2024. 292 с.
Качай И.С. Онтологическая природа творчества: древневосточная, ренессансная и просветительская философские традиции // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 121-130. DOI: 10.17223/1998863Х/76/12
Мелихов И.С. Наличие творческого характера в произведениях, созданных нейросетью // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 08 дек. 2017 г. М.: Изд-во РУДН, 2020. С. 226-230.
Мильгизин И.Э., Баева Л.В. К вопросу о креативности в нейросетях искусственного интеллекта // Филос. проблемы информационных технологий и киберпространства. 2017. № 1(13). С. 62-71. DOI: 10.17726/philIT.2017.1.4
Равочкин Н.Н., Качай И.С., Петров М.А. Личные истории как результат творческой деятельности и инструмент преодоления фрагментированности повседневности: культурфилософский анализ // Философия и культура. 2023. № 12. С. 36-47. DOI: 10.7256/24540757.2023.12.69343
Томюк О.Н. Философские основания творчества как феномена культуры. Дисс. канд. филос. наук. М., 2020. 188 с.
Уланова А.Е. Роль творчества в адаптации человека к внедрению элементов искусственного интеллекта (на примере журналистики). Дисс. канд. филос. наук. М., 2021. 190 с.
Ярославцева Е.И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58-66. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-11-58-66.
Blok V. The Role of Human Creativity in Human-Technology Relations // Philosophy & Technology. 2022. Vol. 35, № 59. P. 1-19. DOI: 10.1007/s13347-022-00559-7
Coeckelbergh M. Can Machines Create Art? // Philosophy & Technology. 2017. Vol. 30. P. 285-303. DOI: 10.1007/s13347-016-0231-5
Davis N., Hsiao C.-P., Popova Y. [et. al.]. An Enactive Model of Creativity for Computational Collaboration and Co-creation // Creativity in the Digital Age / Ed. N. Zagalo, P. Branco. London: Springer, 2015. P. 109-133. DOI: 10.1007/978-1-4471-6681-8_7
Moruzzi C. Measuring creativity: An Account of Natural and Artificial Creativity // European Journal for Philosophy of Science. 2021. Vol. 11, № 1. P. 1-20. DOI: 10.1007/s13194-020-00313-w
Parchomovsky G., Stein A. Originality // Virginia Law Review. 2009. Vol. 96, № 6. P. 1505-1550.
Sandry E. Creative Collaborations with Machines // Philosophy & Technology. 2017. Vol. 30. P. 305-319. DOI: 10.1007/s13347-016-0240-4
Zagalo N., Branco P. The Creative Revolution That Is Changing the World // Creativity in the Digital Age / Ed. N. Zagalo, P. Branco. London: Springer, 2015. P. 3-15. DOI:10.1007/978-1-4471-6681-8_1

