Псевдотворчество псевдоинтеллекта: философские основания соотношения человеческого и нейросетевого творчества

  • Илья Сергеевич Качай Сибирский федеральный университет Email: monaco-24-ilya@mail.ru
Ключевые слова: творчество, нейросетевое творчество, онтологические основания, гносеологические основания, аксиологические основания, социокультурные основания, антропологические основания, праксиологические основания, этические основания, эстетические основания

Аннотация

В настоящей статье представлены философские основания соотношения человеческого и нейросетевого творчества. Разработка данных оснований осуществляется на основе концептуальной системы аспектов творчества, к числу которых относятся онтологический, гносеологический, аксиологический, социокультурный, антропологический, праксиологический, этический и эстетический. В работе исследуются позитивные и негативные аспекты виртуализации и цифровизации творчества, рассматриваются преимущества и недостатки актуальной тенденции нейросетевизации творчества, обозначаются различные подходы к вопросу правового регулирования произведений искусственного интеллекта. На основе представленных полиаспектных оснований соотношения человеческого и нейросетевого творчества обозначены сущностные характеристики (онтологический аспект), а также специфические особенности источников (гносеологический аспект), субъекта (антропологический аспект), процесса (праксиологический аспект), направленности (социокультурный и этический аспекты) и результата (аксиологический и эстетический аспекты) нейросетевого творчества. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Илья Сергеевич Качай, Сибирский федеральный университет

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Литература

Авакова Э.Б., Покровская Н.Н. Социологический анализ инновационной деятельности как креативизации рутины и рутинизации творческого труда // Известия Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-та. 2017. № 4. С. 83-89.
Алексеев Н.В. Концепция творческого стиля в эпоху нейросетевого искусства // Цифровые технологии и право: сб. науч. трудов I Междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т. Казань, 23 сент. 2022 г. Казань, 2022. Т. 6. С. 11-17.
Алиханова В.Л., Гаршин Н.А. Произведение искусства в условиях общества риска // Сфера культуры. 2021. № 1(3). С. 45-51. DOI: 10.48164/2713-301X_2021_3_45
Ахмедов Г.А., Войниканис Е.А., Глазунова К.Д. [и др.]. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита: коллективная монография. М.: РВК, 2017. 213 с.
Бакуменко М.А. Современные технологии искусственного интеллекта и сфера культуры // МедиаVектор. 2022. № 3. С. 4-9.
Барышев Р.А., Румянцев М.В. Киберпространство как зона отчуждения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. № 1. С. 34-36.
Беликова Е.К., Попов Е.А. Современные проблемы соотношения естественного и искусственного интеллекта в парадигме культуры // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 11. С. 9-13.
Белькова Е.Г. Произведения, созданные технологиями искусственного интеллекта // Академический юридический журнал. 2022. № 2(88). С. 153-160. DOI: 10.17150/1819-0928.2022.23(2).153-160.
Галкин Д.В., Коновалова К.В., Бобков С.П. К проблеме автоматизации творчества в сфере искусства и дизайна: инструментальный и генеративный подходы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 14-24. DOI: 10.17223/22220836/44/2
Гаршин Н.А., Алиханова В.Л. Переход от визуального поворота к цифровому в контексте социальных кризисов: ключевые трансформации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 3 (45). С. 3-10.
Канарейко Д.А. Трансформация культуры в цифровой среде // Эргодизайн. 2022. № 2(16). С. 108-113. DOI: 10.30987/2658-4026-2022-2108-113
Качай И.С. Культурфилософские основания разграничения творчества и псевдотворчества. Дисс. канд. филос. наук. Томск, 2024. 292 с.
Качай И.С. Онтологическая природа творчества: древневосточная, ренессансная и просветительская философские традиции // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 121-130. DOI: 10.17223/1998863Х/76/12
Мелихов И.С. Наличие творческого характера в произведениях, созданных нейросетью // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 08 дек. 2017 г. М.: Изд-во РУДН, 2020. С. 226-230.
Мильгизин И.Э., Баева Л.В. К вопросу о креативности в нейросетях искусственного интеллекта // Филос. проблемы информационных технологий и киберпространства. 2017. № 1(13). С. 62-71. DOI: 10.17726/philIT.2017.1.4
Равочкин Н.Н., Качай И.С., Петров М.А. Личные истории как результат творческой деятельности и инструмент преодоления фрагментированности повседневности: культурфилософский анализ // Философия и культура. 2023. № 12. С. 36-47. DOI: 10.7256/24540757.2023.12.69343
Томюк О.Н. Философские основания творчества как феномена культуры. Дисс. канд. филос. наук. М., 2020. 188 с.
Уланова А.Е. Роль творчества в адаптации человека к внедрению элементов искусственного интеллекта (на примере журналистики). Дисс. канд. филос. наук. М., 2021. 190 с.
Ярославцева Е.И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58-66. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-11-58-66.
Blok V. The Role of Human Creativity in Human-Technology Relations // Philosophy & Technology. 2022. Vol. 35, № 59. P. 1-19. DOI: 10.1007/s13347-022-00559-7
Coeckelbergh M. Can Machines Create Art? // Philosophy & Technology. 2017. Vol. 30. P. 285-303. DOI: 10.1007/s13347-016-0231-5
Davis N., Hsiao C.-P., Popova Y. [et. al.]. An Enactive Model of Creativity for Computational Collaboration and Co-creation // Creativity in the Digital Age / Ed. N. Zagalo, P. Branco. London: Springer, 2015. P. 109-133. DOI: 10.1007/978-1-4471-6681-8_7
Moruzzi C. Measuring creativity: An Account of Natural and Artificial Creativity // European Journal for Philosophy of Science. 2021. Vol. 11, № 1. P. 1-20. DOI: 10.1007/s13194-020-00313-w
Parchomovsky G., Stein A. Originality // Virginia Law Review. 2009. Vol. 96, № 6. P. 1505-1550.
Sandry E. Creative Collaborations with Machines // Philosophy & Technology. 2017. Vol. 30. P. 305-319. DOI: 10.1007/s13347-016-0240-4
Zagalo N., Branco P. The Creative Revolution That Is Changing the World // Creativity in the Digital Age / Ed. N. Zagalo, P. Branco. London: Springer, 2015. P. 3-15. DOI:10.1007/978-1-4471-6681-8_1
Псевдотворчество псевдоинтеллекта
Опубликован
2025-04-01
Как цитировать
1. Качай И. С. Псевдотворчество псевдоинтеллекта: философские основания соотношения человеческого и нейросетевого творчества // АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, 2025. № 1. С. 1-20. URL: https://journal.asu.ru/cc/article/view/17169.
Раздел
Статьи