Принципы применения комплексной методологии в исследовании искусства

  • Нургёзель Баймыратовна Якубова Лаборатория региональных социокультурных исследований им. Халбаиева, г. Магданлы Email: asbb@mail.ru

Аннотация

Современные подходы в исследовании социокультурных явлений и феноменов довольно разнообразны и продиктованы множеством обстоятельств, среди которых и ориентация наук на антропологический поворот, и изменение масштаба отношений человека и культуры, и необходимость рассматривать мир и его элементы на междисциплинарном уровне и т.д. В статье рассматривается опыт междисциплинарных отношений наук и знаний с акцентом на исследовании искусства. Выявлены следующие важнейшие принципы применения такого исследовательского ракурса: 1) общность объектно-предметного пространства; 2) схожесть или взаимодополняемость категориальных систем; 3) комплексная направленность методологических оснований без избыточности; 4) проблематизация в рассмотрении явлений, феноменов и процессов; 5) выбор адекватного методического обеспечения; 6) возможность использования результатов исследования в других научных областях или для изучения других объектов окружающей реальности; 7) следование законам научности, остающимся приоритетными для изучения мира и человека в нем.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нургёзель Баймыратовна Якубова, Лаборатория региональных социокультурных исследований им. Халбаиева, г. Магданлы

Кандидат исторических наук, руководитель отдела народной истории и культуры

Литература

Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 3-14.
Гессерт Дж. История искусства с привлечением ДНК // Логос. 2006. № 4. С. 127-147.
Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. 671 с.
Казанцева Ю.А. Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM =182355 (дата обращения: 16.05.2020).
Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт как феномен культуры // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 46-56.
Нехвядович Л.И. Многообразие подходов к определению понятия «этническая традиция» // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3. С. 179-184.
Никулина Е.Е. Стилевые особенности иконописи Карелии середины XVII – второй половины XVIII веков. По материалам коллекции музея изобразительных искусств Республики Карелия: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. URL: http://vak.ed.gov.ru/disdetails?xPARAM=180449 (дата обращения: 16.07.2021).
Розов Н.С. Новая актуальность философии истории и проблема согласования описаний прошлого // Общественные науки и современность. 2014. № 2. С. 150-160.
Семилет Т.А. Конструктивные стратегии выхода из тупика современной социокультурной ситуации: о книге А.В. Иванова, И.В. Фотиевой, М.Ю. Шишина «На путях к новой цивилизации (Очерки духовно-экологического мировоззрения)» // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 3 (87). С. 203-206.
Смирнов И.П. История мысли – история философии: проблема дифференциации // Философские науки. 2013. № 4. С. 8-19.
Принципы применения   комплексной методологии   в исследовании искусства
Опубликован
2025-10-07
Как цитировать
1. Якубова Н. Б. Принципы применения комплексной методологии в исследовании искусства // АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, 2025. № 3. С. 1-16. URL: https://journal.asu.ru/cc/article/view/17987.
Раздел
Статьи