СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ (CRM) ОРГАНИЗАЦИИ JEL: F23 УДК: 339.562
Основное содержание статьи
Аннотация
В период цифровизации и глобальных изменений, когда потребители предъявляют более высокие требования к продукту или услуге, способность предприятия оперативно приспосабливаться к новым условиям и обеспечивать качественное обслуживание становится решающим фактором. В целях укрепления рыночных позиций в конкурентной борьбе современные компании проявляют больший интерес к решению вопроса эффективной организации системы стратегического управления взаимоотношениями с клиентами, как в концептуальной, так и в методической плоскости, в том числе с применением инструментовавтоматизации CRM-системы (Customer Relationship Management). Преимущества компании, способствующие росту объемов продаж и прибыли, становятся при этом более очевидными: повышение эффективности и результативности коммуникационных связей внутри компании и во взаимоотношениях с покупателем на всех этапах сотрудничества, оперативный и качественный сервис, предоставление актуальной информации и оперативное решение возникающих вопросов, анализ и применение данных для принятия обоснованных управленческих решений и создания индивидуализированных предложений, повышениеуровня удовлетворенности и лояльности клиентов.Статья посвящена исследованию стратегических аспектов управления взаимоотношениями в концептуальной и методической проекции в целях разработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса внедрения и адаптации стратегической CRM-системы к потребностям компании и ее клиентов.Авторами проведены анализ прикладных решений внедрения CRM-системы в российской и зарубежной практике, оценка системы управления взаимоотношениями с клиентами на примере компании — производителя широкого ассортимента товаров, предложен алгоритм внедрения CRM-системы с учетом стратегических целей компании, с одной стороны, кросс-культурных особенностей, технических возможностей и текущих потребностей клиентов, в том числе иностранных, с другой стороны. Получению практической и научной значимости исследования способствовало применение авторами методов дедукции, индукции, системного и сравнительного анализа, бизнес-моделирования и анализа научного и практического опыта отечественных и зарубежных экспертов в области стратегического управления, стратегического маркетинга и организации взаимоотношений с клиентами.
Скачивания
Детали статьи
Литература
ssrn. 2944477
Francis Buttle, Stan Maklan. Customer Relationship Management. 2nd edition. Routledge; 2008. 528 p.
Kohli A.K., Jaworski B. J. Market orientation: the construct, research propositions, and managerial implications. The Journal of Marketing, 1990;4:1–18.
Samppa S., Harri T., Alex Z., Rami O., Detmar W. Straub D. The impact of firm-level and project-level it capabilities on CRM system quality and organizational productivity. Journal of Business Research, 2021;127:108–122.
Suoniemi S., Zablah A., Terho H., Olkkonen R., Straub D. and Makkonen H. CRM system implementation and firm performance: the role of consultant facilitation and user involvement. Journal of Business & Industrial
Marketing, 2022;37 (13):19–32.
Voitkevich N.I., Solunina T.I. Evaluating the Cost-Effectiveness of Staff Motivation When Implementing a CRM System. In: International Online Forum named after A.Ya. Kibanov «Innovative Personnel Management».
Springer, Cham, 2020. Pр. 422–427.
Антонов Е.М. Управление взаимоотношениями с клиентами. СПб., 2021. 403 с. [Antonov E. M. Customer relationship management. St. Petersburg: 2021. 403 p. (In Russ.)].
Вансович А. CRM — ключ нового маркетинга. М. : Альпина Паблишер, 2012. 255 с. [Vansovich A. CRM — the key to new marketing. М. : Alpina Publisher, 2012. 255 p. (In Russ.)].
Веселова Ю.В. CRM-системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами // The Scientific Heritage. 2022. Т. 84. №5. С. 30–33 [Veselova Yu.V. CRM systems as a means of implementing
customer relationship marketing. The Scientific Heritage, 2022;84 (5):30–33 (In Russ.)].
Грушенко В.И. Эволюция концепций маркетинга в ориентации на объект бизнеса как основной источник дохода // Концепт. 2023. №8. С. 99–1045. [Grushenko V.I. Evolution of marketing concepts in focusing
on the business object as the main source of income. Кoncept = Concept, 2023;8:99–1045 (In Russ.)].
Искакова Б.А. Концепции совершенствования управления взаимоотношениями с клиентами // Молодой ученый. 2023. №17. С. 195–198 [IskakovaB.A.Concepts for improving customer relationship management. Molodoj uchenyj = Young scientist, 2023;17:195–198 (In Russ.)].
Клочкова А.В. CRM-система как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности организации // Экономика и экологический менеджмент. 2019. №4. С. 111–114 [Klochkova A.V. CRM
system as an innovative tool for increasing the competitiveness of an organization. Ekonomika i ekologicheskij menedzhment = Economics and environmental management, 2019;4:111–114 (In Russ.)].
Козлов А.А. Использование CRM-систем для автоматизации бизнес-процессов в сфере услуг // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. №4. С. 90–97 [Kozlov A.A. Using CRM systems to automate business
processes in the service sector. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and abroad, 2021;4:90–97. (In Russ.)].
Куянова Е.Ю., Горбунов Ю.В. Внедрение CRM-системы в торговой организации-импортере // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2022. №16. С. 29–35 [Kuyanova E.Yu.,
GorbunovYu.V.Implementation of a CRM system in an importing trade organization. Upravlenie sovremennoj organizaciej: opyt, problemy i perspektivy = Management of a modern organization: experience, problems and prospects, 2022;16:29–35 (In Russ.)].
Левитт Т. Маркетинг в корпорации // США: экономика, политика, идеология. 1989. №3 [Levitt T. Marketing in a corporation. SShA: ekonomika, politika, ideologiya = USA: economics, politics, ideology, 1989;3 (In Russ.)].
Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы: учебное пособие. М. : Академия, 2020. 185 c. [Mezentsev K.N. Automated information systems: textbook. M.: Academiya, 2020. 185 p. (In Russ.)].
Мешков А.В., Евдокимова Н.А., Калимуллина О.В., Гурьева Т.В. Отраслевой анализ рынка CRM-систем: вызовы и перспективы // Креативная экономика. 2022. Т. 16, №7. С. 2659–2678. [Meshkov A.V.,
Evdokimova N.A., Kalimullina O.V., Guryeva T.V. Industry analysis of the CRM systems market: challenges and prospects. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy. 2022; 16 (7):2659–2678. (In Russ.)].
Миролюбова А. А., Ксенофонтова О. Л., Астраханцева И. А. Менеджмент и маркетинг В2В: практикоориентированный учебник. М. : Директ-Медиа, 2023. 176 с. [Mirolyubova A.A. Ksenofontova O. L.,
Astrakhantseva I.A. Management and B2B marketing: a practice-oriented textbook. Moscow: Direkt-Media, 2023. 176 p. (In Russ.)].
Пепперс Д., Роджерс М. Управление отношениями с клиентами: Как превратить базу ваших клиентов в деньги. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2006. 336 с. [Peppers D., Rogers M. Customer relationship management:
How to turn your customer base into money. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2006. 336 p. (In Russ.)].
Родионова Е.В.,Рида А.Н., Ширшова Л.С. Стратегическое управление организациями: учебное пособие. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. 272 с. [Rodionova E.V., Rida A. N., Shirshova L. S. Strategic management of organizations: textbook. Yoshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2015. 272 p. (In Russ.)].
Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум. М. : Юрайт, 2020. 412 с. [Romanova Yu.D. Information technologies in management (management): textbook
and workshop. Moscow: Yurajt, 2020. 412 p. (In Russ.)].
Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь. 17-е изд. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 224 с. [Sewell K., Brown P. Clients for Life. 17th ed. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. 224 p. (In Russ.)].
Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов. М. : Гелиос, 2021. 301 с. [Titorenko G.A. Management information technologies. Textbook for universities. Moscow: Gelios,
2021. 301 p. (In Russ.)].
Торосян Е.К. Управление взаимоотношениями с клиентами как часть маркетинговой стратегии компании// Петербургский экономический журнал. 2016. №1. [Torosyan E.K. Customer relationship management
as part of the company's marketing strategy. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal = St. Petersburg Economic Journal, 2016;1 (In Russ.)].
Трофимов С.CRM для практиков. М.: Авто Код, 2016. 304 с. [Trofimov S.CRM for practitioners. Moscow: AvtoKod, 2016. 304 p. (In Russ.)].
https://orcid.org/0000-0002-8656-985X