Психолингвистические особенности восприятия концепта «идеальная лекция» абитуриентами поколения Z
Аннотация
Данная статья посвящена изучению особенностей восприятия абитуриентами поколения Z понятия ЛЕКЦИЯ, цель исследования – улучшить качество преподавания научных дисциплин. Задача исследования состоит в выделении наиболее ярких когнитивных классификаторов концепта ИДЕАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ через обработку ассоциаций, предоставленных абитуриентами современного поколения в ходе ассоциативного эксперимента. Описана методика ассоциативного эксперимента, а также использован прием когнитивной интерпретации его результатов: выделены когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, являющиеся индикаторами концептуализации конкретного понятия в сознании испытуемых. В ходе обработки данных эксперимента были выделены следующие когнитивные классификаторы концепта ИДЕАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ: увлекательность лекции, информативность лекции, общение преподавателя со студентами, структура лекции, комфортная атмосфера, подача лекции, образность лекции, личность преподавателя, отношения с одногруппниками. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Уфимского университета науки и технологий (ПРИОРИТЕТ-2030).
Скачивания
Metrics
Литература
Архипова С. В. Методы исследования семантики в психолингвистике. 2013
Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования. СПб., 2001.
Жинкин Н.И. Грамматика и смысл // Язык и человек. Москва, 1970
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва, 2007.
Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya
Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-interpretatsii-rezultatov-assotsiativnyh-eksperimentov
Тренина П. Е., Неволина К. А., Харлова К. А. Особенности личностных черт поколения Z // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022.
Умарова Ф.К. Психолингвистические методики реконструкции концептов культуры (ассоциативный эксперимент) // Филологические науки. 2017. URL: http://novaum.ru/public/p122
Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. Москва, 2000
Strauss, W., Howe, N. The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. Broadway, Great Falls, 1997
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

