Психолингвистические особенности восприятия концепта «идеальная лекция» абитуриентами поколения Z

  • Дарья Дмитриевна Старикова Уфимский университет науки и технологий Email: StarikovaDa@yandex.ru
  • Лада Алексеевна Селина Уфимский университет науки и технологий Email: lada.selina@mail.ru
Ключевые слова: психолингвистика, когнитивная лингвистика, концепт лекция, ассоциативный эксперимент, методы психолингвистики, поколение Z

Аннотация

Данная статья посвящена изучению особенностей восприятия абитуриентами поколения Z понятия ЛЕКЦИЯ, цель исследования – улучшить качество преподавания научных дисциплин. Задача исследования состоит в выделении наиболее ярких когнитивных классификаторов концепта ИДЕАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ через обработку ассоциаций, предоставленных абитуриентами современного поколения в ходе ассоциативного эксперимента. Описана методика ассоциативного эксперимента, а также использован прием когнитивной интерпретации его результатов: выделены когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, являющиеся индикаторами концептуализации конкретного понятия в сознании испытуемых. В ходе обработки данных эксперимента были выделены следующие когнитивные классификаторы концепта ИДЕАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ: увлекательность лекции, информативность лекции, общение преподавателя со студентами, структура лекции, комфортная атмосфера, подача лекции, образность лекции, личность преподавателя, отношения с одногруппниками. Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Уфимского университета науки и технологий (ПРИОРИТЕТ-2030).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Дарья Дмитриевна Старикова, Уфимский университет науки и технологий

Ассистент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации высшей школы зарубежной филологии, лингвистики и перевода Института гуманитарных и социальных наук, кандидат филологических наук

Лада Алексеевна Селина, Уфимский университет науки и технологий

Ассистент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии высшей школы психологии и педагогики Института гуманитарных и социальных наук,  

Литература

Архипова С. В. Методы исследования семантики в психолингвистике. 2013

Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании // Введение в гендерные исследования. СПб., 2001.

Жинкин Н.И. Грамматика и смысл // Язык и человек. Москва, 1970

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва, 2007.

Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya

Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-interpretatsii-rezultatov-assotsiativnyh-eksperimentov

Тренина П. Е., Неволина К. А., Харлова К. А. Особенности личностных черт поколения Z // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022.

Умарова Ф.К. Психолингвистические методики реконструкции концептов культуры (ассоциативный эксперимент) // Филологические науки. 2017. URL: http://novaum.ru/public/p122

Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. Москва, 2000

Strauss, W., Howe, N. The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. Broadway, Great Falls, 1997

Опубликован
2025-03-21
Как цитировать
Старикова Д. Д., Селина Л. А. Психолингвистические особенности восприятия концепта «идеальная лекция» абитуриентами поколения Z // Филология и человек, 2025, № 1. С. 188-196 DOI: 10.14258/filichel(2025)1-13. URL: https://journal.asu.ru/pm/article/view/15776.
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share