Особенности и роль синестетических включений в художественном мире Дж. Харрис
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей и роли синестетических включений в художественном мире современной британской писательницы Дж. Харрис. Исследование выполнено на материале трех романов автора: «Пять четвертинок апельсина», «Шоколад» и «Ежевичное вино», порождающих обонятельные, вкусовые, осязательные, слуховые, зрительные ассоциации. Они служат основой процесса синестетических переносов, являясь либо их исходным, либо конечным пунктом. Большая их часть в анализируемом материале представлена метафорическими синестетическими образованиями, коррелирующими с перцептивными модусами ‘запах’ и ‘вкус’, посредством которых автору удается погрузить читателя в мир гастрономии, который определяет содержание, особенности развития сюжетных линий, индивидуальные характеристики персонажей в исследуемых произведениях. В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что синестетические включения в творчестве Дж. Харрис являются своеобразным стилистическим маркером, раскрывающим читателю специфику художественного мира автора, особенности индивидуального восприятия им окружающей действительности.
Скачивания
Литература
Агапова О.В. Синестезия в искусствоведческом дискурсе (на материале русского и французского языков): дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2022.
Али Фарис Хассун Али Синестезийная метафора в русской классической прозе: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж. 2017.
Баева Н.А., Фомин А.А. Модели синестетических сочетаний слов и их маркированность (на материале романов Терри Пратчетта) // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 3 (178). С. 111-122.
Бардовская А.И. Средства номинации синестетических соощущений: на материале английских и русских художественных текстов: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005.
Берестовская Д.С. Слово, цвет и звук как воплощение "закона всеобщей аналогии"(из наблюдений над образом крымского пейзажа) // Культура народов Причерноморья. 1997. № 1. С. 35-39.
Гутова Н.В. Семантический синкретизм вкусовых и осязательных прилагательных в языке и художественном тексте: дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.
Житков А.В. Функционально-семантическое поле восприятия запаха и синестезия одорической лексики в произведениях И. А. Бунина: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999.
Зыховская Н.Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: дис. … доктора филол. наук. Екатеринбург, 2016.
Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция : учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1999. 272 с.
Комина Э.В. Синестезийные опыты в творчестве В.Набокова: дис. … канд. философ. наук. Москва, 2006.
Кривенкова И.А. Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2006.
Левчина И.Б. Развитие семантической структуры синестезических прилагательных: дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2003.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2011. 351с.
Молодкина Ю.Н. Синестетическая метафора запаха: корпусное исследование: дис. … канд. филол. наук. Курск, 2010.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000-2001.
Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты: дис. … доктора филол. наук. Саратов, 2008
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 192 с.
Савинова А.Г. Синестезия как своеобразие миромоделирования и особенность стиля прозы Н.В. Гоголя: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2010.
Смолина А. Н. Синестезия как троп метафорического типа // Журнал Сибирского Федерального университета. Гуманитарные науки. 2009. Т. 2. С. 101-108.
Филиппова Г. Н. Узуальная и окказиональная синестезия в современном немецком языке: дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2010.
Чалей О.В. Концептуализация вкусовых ощущений в естественном языке: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2017.
Черняева А. Ю. Синестезия как объект междисциплинарных исследований // Сборник научных трудов SWORLD. 2012. № 1. С. 77-85.
Чибисова Е.А. Структурно-семантические и когнитивно-прагматические особенности синестетических сочетаний в маркетинговом дискурсе: дис. …канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2012.
Яницкая Н.И. Адъективная синестезия в английской и русской поэзии романтизма: дис. … канд. фил. наук. Москва, 2010.
Classen C. Worlds of sense. London and New York, 1993. 142 pp.
Day S. Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors // Psyche: An Interdisciplinary Journal of Research on Consciousness. 1996. № 2 (32). Электронный ресурс https://www.researchgate.net/publication/215974628_Synaesthesia_and_synaesthetic_metaphors
Список источников:
Харрис Дж. Шоколад = Chocolat. М.: Эксмо, 2021. 752 с.
Harris Joanne. Blackberry wine. Электронный ресурс https://www.rulit.me/books/blackberry-wine-read-248013-67.html
Harris Joanne. Five Quarters of the Orange. Электронный ресурс https://royallib.com/book/Harris_Joanne/Five_Quarters_of_the_Orange.html
References
Agapova O.V. Synesthesia Within the Discourse of Art Studies (A Comparative Analysis of Russian and French). Cand. of Philol. Diss, Saratov, 2022. (In Russian).
Ali Faris Khassun Ali Synesthetic Metaphor in Russian Classical Prose. Cand. of Philol. Diss, Voronezh, 2017. (In Russian).
Baeva N.A., Fomin A.A. Patterns of Synesthetic Word Combinations and Their Markedness (Based on Terry Pratchett’s Novels). Izvestiya UrFU. Seriya 2. Gumanitarnye nauki = Proceedings of Ural Federal University. Series 2. Humanities, 2018, vol. 20, no. 3 (178), pp.111-122. (In Russian).
Bardovskaya A.I. Means of Nomination of Synesthetic Co-Sensations: Based on English and Russian Literary Texts. Cand. of Philol. Diss, Tver', 2005. (In Russian).
Berestovskaya D.S. Word, Color and Sound as Embodiment of the ‘Law of Universal Analogy’ (From Observations on the Image of the Crimean Landscape). Kul'tura narodov Prichernomor'ya = Culture of the Peoples of the Black Sea Region, 1997, no. 1, pp. 35-39. (In Russian).
Gutova N.V.: Semantic Syncretism of Gustatory and Tactile Adjectives in Language and Literary Text. Cand. of Philol. Diss, Novosibirsk, 2005. (In Russian).
Zhitkov A.V. Functional-Semantic Field of Perception of Smell and Synesthesia of Odorous Lexis in the Works of I.A. Bunin. Cand. of Philol. Diss, Ekaterinburg, 1999. (In Russian).
Zykhovskaya N.L. The Olfactory in 19th Century Russian Prose. Doct. of Philol. Diss, Ekaterinburg, 2016. (In Russian).
Klyuev E.V. Rhetoric. Invention. Disposition. Elocution. Textbook for universities. Moscow, 1999. 272 pp. (In Russian).
Komina E.V. Synesthetic Experiences in the Works of V. Nabokov. Cand. of Philos. Diss, Moscow, 2006. ( In Russian).
Krivenkova I.A. Synesthesia in the Language of Literary Prose of M.A. Sholokhov. Cand. of Philol. Diss, Moscow, 2006. (In Russian).
Levchina I.B. Development of the Semantic Structure of Synesthetic Adjectives. Cand. of Philol. Diss, St. Petersburg, 2003. (In Russian).
Maklakov A. G. General Psychology. St. Petersburg, 2011. 351 pp. (In Russian).
Molodkina Yu.N. Synesthetic Metaphor of Smell: A Corpus Study. Cand. of Philol. Diss, Kursk, 2010. (In Russian).
New Philosophical Encyclopedia: In 4 vols. Moscow, 2000-2001. (In Russian).
Prokof'eva L.P. Sound-Color Associativity in Linguistic Consciousness and Literary Text: Universal, National, Individual Aspects. Doct. of Philol. Diss, Saratov, 2008. (In Russian).
Rubinshteyn, S.L. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg, 1998. 192 pp. (In Russian).
Savinova A.G. Synesthesia as a Peculiarity of World-Modeling and a Feature of the Style of N.V. Gogol’s Prose. Cand. of Philol. Diss, Tomsk, 2010. (In Russian).
Smolina A. N. Synesthesia as a Trope of Metaphorical Type. Zhurnal Sibirskogo Federal'nogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Journal of the Siberian Federal University. Humanities, 2009, no. 2. pp. 101-108. (In Russian).
Filippova G. N. Usual and Occasional Synesthesia in Modern German. Cand. of Philol. Diss, N. Novgorod, 2010. (In Russian).
Chaley O.V. Conceptualization of Taste Sensations in Natural Language. Cand. of Philol. Diss, Moscow, 2017. (In Russian).
Chernyaeva A. Yu. Synesthesia as an Object of Interdisciplinary Research. Sbornik nauchnykh trudov SWORLD = Collection of Scientific Works SWORLD, 2012, no. 1, pp. 77-85. (In Russian).
Chibisova E.A. Structural-Semantic and Cognitive-Pragmatic Features of Synesthetic Combinations in Marketing Discourse. Cand. of Philol. Diss, St. Petersburg, 2012. (In Russian).
Yanitskaya N.I. Adjective Synesthesia in English and Russian Poetry of Romanticism. Cand. of Philol. Diss, Moscow, 2010. (In Russian).
Classen C. Worlds of sense. London and New York, 1993, 142 pp.
Day S. Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors. Psyche: An Interdisciplinary Journal of Research on Consciousness, 1996, no. 2 (32). Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/215974628_Synaesthesia_and_synaesthetic_metaphors
Harris Joanne. Chocolate = Chocolat. Moscow, 2021, 752 pp.
Harris Joanne. Blackberry wine. Retrieved from https://www.rulit.me/books/blackberry-wine-read-248013-67.html
Harris Joanne. Five Quarters of the Orange. Retrieved from https://royallib.com/book/Harris_Joanne/Five_Quarters_of_the_Orange.html
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

