Символика грозы в произведениях И.С. Тургенева
Аннотация
Впервые гроза как символ появилась в произведениях русской классики не А. Островского, как это принято считать, а Тургенева. Цель исследования – обнаружить, имеются ли в русской литературе описания грозы, предшествующие появлению «Грозы» Островского. В исследовании применяется литературно- и культурно-исторический методы исследования. Научная и практическая значимость работы состоит в выявлении деталей и нюансов литературной эстетической мысли писателей-классиков 19 века, отраженной в их творчестве. Функция грозы в романах и повестях имеет символическое значение. Литературный символ и полемика вокруг него при этом имеют многовековую историю. Первые попытки определения понятия символа предпринимались в Древней Греции, впоследствии немецкие философы посвятили множество своих работ дефиниции и интерпретации символа. Это значимо для произведений И.С. Тургенева. В его работах отражена наиболее важная гегелевская идея о соотношении и взаимосвязи художественно прекрасного и природы, хотя и несколько видоизмененно. Философская система понимания жизни и творчества сформировалась у писателя в том числе и как отражение жизненных реалий, в которых жил Тургенев. Символ грозы как поэтический элемент довольно часто используется автором, проходит сквозным моментом через основные его произведения, поэтому есть смысл говорить о его определенной смысловой и композиционной роли в произведениях писателя. В эмоциональном отношении символ грозы отражает различные психологические состояния героя, его переживания; наконец, описание грозы – само по себе элемент, приумножающий художественное богатство произведения. Результаты исследования могут использованы в курсе лекций и семинарах по истории русской литературы 19 века.
Скачивания
Metrics
Литература
Анненский И.Ф. Книга отражений. Умирающий Тургенев. // Art, 1906.
Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968. Т. 2.
Курбакова М.А. Об универсальном плане «Отцов и детей» Ивана Тургенева. // Язык. Филология. Культура. 2015. № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23857288_48498513.pdf (дата обращения 28.06.2018).
Страхов Н.Н. Критические статьи о Тургеневе. // Современник. M., 1984.
Толстой. 1850-1860. // Материалы, статьи под ред. В.И. Срезневского. Труды Толстовского музея Академии наук СССР. Л., 1927.
Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 12-и тт. М., 1979.
Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. По поводу «Отцов и детей». М., 1978.
Фишер К. История новой философии. М.-Л., 1933. Т. 8.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

