ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Основное содержание статьи

А.В. Столь Email: stolavi@yandex.ru

Аннотация

Статья представляет результаты анализа влияния внутренних факторов школьной среды (кадровая обеспеченность, профессиональное выгорание педагогов, учебная нагрузка, территориальная доступность) на удовлетворенность родителей и академическую успеваемость учащихся в Республике Башкортостан. На основе опроса 20 308 родителей (апрель 2025 г.) и применения экологической модели Бронфенбреннера, проанализированы гипотезы, связанные с микросистемой школы. Подтверждена критическая роль кадровой обеспеченности и выгорания педагогов в снижении успеваемости и удовлетворенности. Установлено, что кадровый дефицит и выгорание педагогов значимо снижают успеваемость школьников во всем регионе. Частично подтверждена гипотеза о ведущей роли учебной нагрузки в недовольстве родителей. Опровергнута гипотеза о низком качестве школ пригородов как причине выбора школ Уфы, в ходе оценки которой выявлено, что отсутствие школ шаговой доступности является структурным барьером в получении образования. Практические выводы акцентируют необходимость укрепления кадрового потенциала (повышение квалификации, диагностика и профилактика профессионального выгорания) и решения проблемы территориальной доступности школ в пригородах Уфы. Исследование вносит вклад в верификацию теорий человеческого капитала и социального неравенства в региональном контексте.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Столь, А. (2025). ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН). Society and Security Insights, 8(3), 231-252. https://doi.org/10.14258/SSI(2025)3-13
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биография автора

А.В. Столь, Институт стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан

Столь Анна Викторовна – к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Научный центр изучения социального развития региона, Институт стратегических исследований Государственного бюджетного научного учреждения Академии наук Республики Башкортостан.

Литература

Беккер Г. Человеческий капитал: Теоретический и эмпирический анализ, с особым упоминанием образования = (Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education). – 3-е изд. – Чикаго: Изд-во Чикагского университета, 1993. 412 с. URL: https://www.researchgate.net/publication/37691458_Human_Capital_A_Theoretical_and_Empirical_Analysis_with_SpecialReference_to_Education

Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

Вачкова С. Н., Нехорошева Е. В., Салахова В. Б. Исследование стратегий семей в получении начального и основного общего образования: социально-психологический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17. №. 1. С. 66-95.

Григорьева Е.А. Пространственная справедливость в социологической перспективе // Социология. 2020. №5. С. 138-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennaya-spravedlivost-v-sotsiologicheskoy-perspektive (дата обращения: 02.06.2025). EDN: YYSZSW

Давыдова Ю. А., Каргаполова Е. В., Денисенкова Н. Н. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования // ЦИТИСЭ. 2020. №. 3. С. 228-242. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.3.20 URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%AE.%D0%90.-3-2020.pdf

Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Решение семей о смене школы: контексты выбора // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. №. 3 (181). С. 179-203.

Попов Е. А., Стерлядева Н. А., Ахмедова А. Р., Кода Е. А., Козлова В. А.. Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования // Социодинамика. 2023. №. 11. С. 1-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-selskih-i-gorodskih-starsheklassnikov-funktsionirovaniem-sistemy-obschego-srednego-obrazovaniya (дата обращения: 04.06.2025). DOI: 10.25136/2409-7144.2023.11.48480. EDN: YKIIGP

Столь А. В. Факторы профессионального выгорания учителей как системная управленческая проблема в сфере образования / А. В. Столь // Society and Security Insights. 2023. Т. 6, № 4. С. 108-124. DOI 10.14258/SSI(2023)4-07. EDN FCJFEJ.

Столь А.В. Подходы к оценкам условий образования и развития как элементам рейтинга качества жизни и детского благополучия в регионе // Вестник Пермского НИПУ. 2025. № 2. С. 78-89.

Фролова Е. В., Рогач О. В., Воронцова И. В., Рябова Т. М., Шалашникова В. Ю. Анализ удовлетворенности родителей школьным образованием: ключевые проблемы и точки роста // Перспективы науки и образования. 2020. №. 3 (45). С. 239-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-udovletvorennosti-roditeley-shkolnym-obrazovaniem-klyuchevye-problemy-i-tochki-rosta (дата обращения: 04.06.2025).

Хэтти Д. А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников //М.: Издательство «Национальное образование». 2017. 496 с.

Alhussam M. A. et al. Evaluating education quality as a research instrument: A systematic review //Multidisciplinary Reviews. 2024. Т. 7. №. 6. С. 2024115-2024115. https://doi.org/10.31893/multirev.2024115

Galang B. R., Basco J. G. Relationship between academic achievement and perceived learning environment among elementary pupils // Ignatian International Journal for Multidisciplinary Research, 2025. 3(2), 1018–1052. https://doi.org/10.31893/multirev.2024115 URL: https://icceph.com/wp-content/uploads/2025/03/PERCEIVED-LEARNING-ENVIRONMENT.pdf

Guy-Evans O. Bronfenbrenner’s Chronosystem Theory //Simply Psychology. – 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/383500583_Bronfenbrenner's_Ecological_Systems_Theory

Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Organizational Behavior. 1981. Vol. 2, № 2. P. 99–113. URL: https://www.researchgate.net/publication/227634716_The_Measurement_of_Experienced_Burnout

Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422. URL: https://psycnet.apa.org/record/2001-00511-015