ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Основное содержание статьи
Аннотация
Статья представляет результаты анализа влияния внутренних факторов школьной среды (кадровая обеспеченность, профессиональное выгорание педагогов, учебная нагрузка, территориальная доступность) на удовлетворенность родителей и академическую успеваемость учащихся в Республике Башкортостан. На основе опроса 20 308 родителей (апрель 2025 г.) и применения экологической модели Бронфенбреннера, проанализированы гипотезы, связанные с микросистемой школы. Подтверждена критическая роль кадровой обеспеченности и выгорания педагогов в снижении успеваемости и удовлетворенности. Установлено, что кадровый дефицит и выгорание педагогов значимо снижают успеваемость школьников во всем регионе. Частично подтверждена гипотеза о ведущей роли учебной нагрузки в недовольстве родителей. Опровергнута гипотеза о низком качестве школ пригородов как причине выбора школ Уфы, в ходе оценки которой выявлено, что отсутствие школ шаговой доступности является структурным барьером в получении образования. Практические выводы акцентируют необходимость укрепления кадрового потенциала (повышение квалификации, диагностика и профилактика профессионального выгорания) и решения проблемы территориальной доступности школ в пригородах Уфы. Исследование вносит вклад в верификацию теорий человеческого капитала и социального неравенства в региональном контексте.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
Вачкова С. Н., Нехорошева Е. В., Салахова В. Б. Исследование стратегий семей в получении начального и основного общего образования: социально-психологический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17. №. 1. С. 66-95.
Григорьева Е.А. Пространственная справедливость в социологической перспективе // Социология. 2020. №5. С. 138-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennaya-spravedlivost-v-sotsiologicheskoy-perspektive (дата обращения: 02.06.2025). EDN: YYSZSW
Давыдова Ю. А., Каргаполова Е. В., Денисенкова Н. Н. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования // ЦИТИСЭ. 2020. №. 3. С. 228-242. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.3.20 URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%AE.%D0%90.-3-2020.pdf
Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Решение семей о смене школы: контексты выбора // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. №. 3 (181). С. 179-203.
Попов Е. А., Стерлядева Н. А., Ахмедова А. Р., Кода Е. А., Козлова В. А.. Удовлетворенность сельских и городских старшеклассников функционированием системы общего среднего образования // Социодинамика. 2023. №. 11. С. 1-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-selskih-i-gorodskih-starsheklassnikov-funktsionirovaniem-sistemy-obschego-srednego-obrazovaniya (дата обращения: 04.06.2025). DOI: 10.25136/2409-7144.2023.11.48480. EDN: YKIIGP
Столь А. В. Факторы профессионального выгорания учителей как системная управленческая проблема в сфере образования / А. В. Столь // Society and Security Insights. 2023. Т. 6, № 4. С. 108-124. DOI 10.14258/SSI(2023)4-07. EDN FCJFEJ.
Столь А.В. Подходы к оценкам условий образования и развития как элементам рейтинга качества жизни и детского благополучия в регионе // Вестник Пермского НИПУ. 2025. № 2. С. 78-89.
Фролова Е. В., Рогач О. В., Воронцова И. В., Рябова Т. М., Шалашникова В. Ю. Анализ удовлетворенности родителей школьным образованием: ключевые проблемы и точки роста // Перспективы науки и образования. 2020. №. 3 (45). С. 239-251. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-udovletvorennosti-roditeley-shkolnym-obrazovaniem-klyuchevye-problemy-i-tochki-rosta (дата обращения: 04.06.2025).
Хэтти Д. А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников //М.: Издательство «Национальное образование». 2017. 496 с.
Alhussam M. A. et al. Evaluating education quality as a research instrument: A systematic review //Multidisciplinary Reviews. 2024. Т. 7. №. 6. С. 2024115-2024115. https://doi.org/10.31893/multirev.2024115
Galang B. R., Basco J. G. Relationship between academic achievement and perceived learning environment among elementary pupils // Ignatian International Journal for Multidisciplinary Research, 2025. 3(2), 1018–1052. https://doi.org/10.31893/multirev.2024115 URL: https://icceph.com/wp-content/uploads/2025/03/PERCEIVED-LEARNING-ENVIRONMENT.pdf
Guy-Evans O. Bronfenbrenner’s Chronosystem Theory //Simply Psychology. – 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/383500583_Bronfenbrenner's_Ecological_Systems_Theory
Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Organizational Behavior. 1981. Vol. 2, № 2. P. 99–113. URL: https://www.researchgate.net/publication/227634716_The_Measurement_of_Experienced_Burnout
Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397–422. URL: https://psycnet.apa.org/record/2001-00511-015
https://orcid.org/0000-0002-9528-2893