Экспертная оценка современных проблем формирования инклюзивной образовательной среды (результаты социологического исследования)

Основное содержание статьи

Ильдар Закиевич Гимаев Email: gimaev@yandex.ru

Аннотация

С введением статистического учета в 1996 году и по настоявшее время в России фиксируется непрерывный рост числа детей с ОВЗ и с инвалидностью в возрасте от 0 до 15 лет. Негативная тенденция носит устойчивый характер и привела к увеличению численности детей с ОВЗ и с инвалидностью за этот период на 63,5 %. На современную систему специального и инклюзивного образования наряду с основной задачей передачи знаний возложены функции абилитаци и социализации, психолого-педагогической коррекции ребенка. Цель исследования – выявить современные проблемы формирования образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью и получить экспертную оценку системы факторов, оказывающих влияние на ее формирование. Материалы и методы. Региональное социологическое исследование, сбор информации методом экспертного опроса. В качестве экспертов выступили представители специального и инклюзивного образования – педагоги и специалисты интегрированного и инклюзивного образования, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы. Результаты. Выявлены и охарактеризованы проблемы развития кадрового потенциала и обеспеченность квалифицированными кадрами в области специального образования. Дана экспертная оценка навыков и компетенций педагогов и специалистов, уровень психологической готовности, эмпатии и адаптивности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Рассмотрены вопросы нормативно-правовой, учебно-методической, материально-технической обеспеченности образовательной среды, а также представление экспертного сообщества о глубине и значимости существующих проблем.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Гимаев, И. З. (2025). Экспертная оценка современных проблем формирования инклюзивной образовательной среды (результаты социологического исследования). Society and Security Insights, 8(1), 102-115. https://doi.org/10.14258/SSI(2025)1-07
Раздел
ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СТАБИЛЬНОСТЬ
Биография автора

Ильдар Закиевич Гимаев, Институт стратегических исследований ГБНУ Академии наук Республики Башкортостан

канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия.

Литература

Алехина, С. В. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 213-233.

Гимаев И.З. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья как объект научного исследования // Society and Security Insights. 2024. Т. 7, № 2. С. 156-168.

Горбунова Н.В. Готовность учителя к психолого-педагогическому сопровождению школьников в инклюзивной образовательной среде // Инклюзивное образование — путь к успеху: материалы третьей международной научно-практической конференции. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2022. С. 208–221.

Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с.

Калашникова, М.Б. Психологическая готовность педагога как ресурс профессиональной успешности // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика. 2022. №1. С. 33-37.

Калашникова, С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного подхода в образовании: формирование и оценка в процессе обучения / С. А. Калашникова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 4. С. 95-106.

Скребкова, Е. А. Основные причины нехватки кадров в сфере образования // Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы : сборник научных трудов по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Майкоп, 31 мая 2024 года. Майкоп: ООО «Электронные издательские технологии», 2024. С. 266-270.

Левитская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России // Социальная педагогика. 2009. №1. С. 4–7.

Миронова М.В., Смолина Н.С., Новгородцева А.Н. Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ Российской Федерации) // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 349-359.

Поташник М.М. Почему учителя уходят из школы // Народное образование. 2019. № 6 (1477). С. 93-101

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации / Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019. 118 с.

Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Представления будущих учителей о проблемах качества образования // Вектор науки ТГУ. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 181.

Светличная Д. А., Волобуева Е. В. Проблема профессионального выгорания педагогов и пути ее разрешения // Экономика и социум. 2023. № 4 (107). С. 869-872.

Фуряева, Т. В. Социальная инклюзия: Учебное пособие / Т. В. Фуряева. 2-е изд., пер. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 189 с. (Авторский учебник). ISBN 978-5-534-07465-9. – EDN ZBHGKV.

Яковлева И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 20011 г., Москва). М.: МГИИУ, 2011. С. 242-243.

REFERENCES
Alekhina, S. V. (2023). Parents' assessment of the inclusive educational environment of the school and their participation in its creation. Clinical and Special Psychology,12(3), 213-233. (In Russ.).

Gimaev, I. Z. (2024). The education system for children with disabilities as an object of scientific research. Society and Security Insights, 7(2), 156–168. (In Russ.).

Gorbunova, N.V. (2022). Teacher readiness for psychological and pedagogical support of schoolchildren in an inclusive educational environment. Inclusive Education - the Path to Success: Materials of the Third International Scientific and Practical Conference. Yakutsk: Severo-Vostochnyy federal'nyy universitet imeni M.K. Ammosova (pp. 208-221). (In Russ.).

Bondarenko, N.V., Varlamova, T.A., Gokhberg, L.M. Education indicators: 2023: statistical digest (2023) Moscow: National Research University Higher School of Economics. (In Russ.).

Kalashnikova, M.B. (2022). Psychological readiness of a teacher as a resource for professional success. Strategies and Resources for Personal and Professional Development of a Teacher: Modern Interpretation and Systemic Practice. 1, 33-37. (In Russ.).

Kalashnikova, S. A. (2021). Psychological readiness of future teachers to implement an inclusive approach in education: formation and assessment in the learning process. Scientific notes of the Zabaikalsky State University. 16(4), 95-106. (In Russ.).

Skrebkova, E. A. (2024). The main reasons for the shortage of personnel in the field of education. Economy and management in modern conditions: problems and prospects: collection of scientific papers based on the materials of the XI All-Russian scientific and practical conference. 2024. 266-270.

Levitskaya A.A. (2009). The state and prospects of inclusive education in Russia. Social Pedagogy. 1, 4-7. (In Russ.).

Mironova M.V., Smolina N.S., Novgorodtseva A.N. (2019). Inclusive education at school: contradictions and problems of organizing an accessible environment (on the example of schools in the Russian Federation). Prospects of Science and Education. 6(42), 349-359. (In Russ.).

Potashnik M.M. (2019). Why teachers leave school. Public education. 6(1477). 93-101. (In Russ.).

Eliseeva, I., Ersarina, A. (2019). Psychological and pedagogical support for children with special educational needs in a comprehensive school: method. recommendations. Almaty: NNPTS KP. (In Russ.).

Romanovskaya, I.A., Khafizullina, I.N. (2012). Ideas of future teachers about the problems of education quality. Vector of Science TSU. Pedagogy and Psychology. 3, 181. (In Russ.).

Svetlichnaya, D. A., Volobueva, E. V. (2023). The problem of professional burnout of teachers and ways to resolve it. Economy and Society. 4(107). 869-872.

Furyayeva, T. (2019). Social inclusion: Textbook. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).

Yakovleva, I.M. (2011). Preparing teachers for the implementation of inclusive education. Inclusive Education: Methodology, Practice, Technology: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Moscow. MGIIU, 242-243. (In Russ.).