НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГОРЫ КАМУШЕК В ДОЛИНЕ РЕКИ СЕЛЕНГА (ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)
Аннотация
В статье приводится описание нового местонахождения наскальных рисунков, обнаруженного в 2024 г. в северо-западной части хребта Цаган-Дабан (Западное Забайкалье). Новый археологический памятник назван Камушек, по названию скалистой горы, на скалах которой обнаружены изображения, нарисованные охрой — минеральным красителем природного происхождения. В ходе исследования было установлено, что более половины наскальных рисунков при визуальном осмотре на поверхности скал были не видны. В связи с этим в процессе изучения наскальных рисунков применялся метод цифровой фильтрации фотографий с наскальными изображениями для выявления контуров рисунков плохой сохранности. Установлено, что Камушек является одним из крупнейших по количеству изображений археологических объектов с наскальными рисунками на западе хребта Цаган-Дабан. Показано, что в составе наскальных рисунков Камушка присутствуют изображения, типичные для писаниц (скал с рисунками) селенгинского типа, а также изображения, характерные для писаниц лесного типа. На основании этого предположено, что наполнение поверхностей скал горы Камушек рисунками происходило в течение бронзового века. Рисунки, типичные для селенгинских писаниц, такие как оградка с точками внутри, антропоморфные фигуры, нарисованные в ряд (хоровод), а также ряд орнитоморфных изображений появились на скалах горы Камушек в бронзовом веке, вероятно, его финале.
Скачивания
Metrics
Литература
Bazarov D.B. Quaternary Deposits and Main Stages of the Selenga Middle Mountains Relief. Ulan-Ude : Buryatskoe knizhnoe izd-vo, 1968. 166 p. (In Russ.)
Blagun Yu.Yu., Zotkina L.V. Methods of Identifying «Controversial» Painted Rock Images (based on the materials of sites of the Minusinsk trough). Universum Humanitarium. 2018;1(6):184–195. (In Russ.)
Gis-packet of the Immediate Geological Information]. www.karpinskyinstitute.ru. URL: http://atlaspacket.vsegei.ru/ (date of access: 18.09.2024). (In Russ.)
Miklashevich E.A., Bove L.L. Engraving on the Rocks of Khakassia: New Technologies of Documentation. In: Proceedings of the IV (XX) All-Russian Archaeological Congress. Kazan: Otechestvo, 2014. Pp. 75–79. (In Russ.)
Miklashevich E.A., Solodeinikov A.K. New Opportunities for Documenting Rock Paintings Made by Paint (based on the Caucasian Pisanitsa in the Minusinsk trough). Nauchnoe obozrenie Sayano-Altaya = Scientific Review of Sayan-Altai. 2013;1(5):176–191. (In Russ.)
Okladnikov A.P., Zaporozhskaya V.D. Petroglyphs of Transbaikalia. Part 2. Leningrad : Nauka, 1970. 263 p. (In Russ.)
Ponomareva I.A. On the Angara Petroglyphic Style. Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii = Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. 2016;44(2):69–80. (In Russ.) DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.2.069-080
Simukhin A.I., Marnuev P.E., Namsaraev D.V., Lbova L.V. Syrzha — New Object of Transbalkalia Rock Art (Experience of Contactless Documentation). Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geoarheologiya. Etnologiya. Antropologiya = Bulletin of Irkutsk State University. Geoarchaeology, Ethnology, and Anthropology Series. 2018;25:62–85. (In Russ.) DOI: 10.26516/2227-2380.2018.25.62
Tashak V.I. The Rock Art on the West of Tsagan-Daban Mountain Ridge in Western Transbaikalia. Izvestiya Laboratorii drevnih tehnologij = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. 2019;15(4):35–52. (In Russ.) DOI: https://doi. org/10.21285/2415-8739-2019-4-35-52
Tashak V.I. The Petroglyphs of Podzvonkaya — a New Rock Art Site of the Kyahta Type in the South-East of Western Transbaikalia. Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra SO RAN = The Bulletin of the Buryat Scientific Center of the SB RAS. 2023;4(52):9–20. (In Russ.) DOI: 10.31554/2222-9175-2023-52-9-20
Tashak V.I., Antonova Yu.E. New Investigations of Rock Art on the West of the Tsagan-Daban Ridge (Western Transbaikalia). Teoriya i praktika arheologicheskih issledovanij = Theory and Practice of Archaeological Research. 2023;35(2):114–129. (In Russ.) https://doi.org/:10.14258/tpai(2023)35(2).-07
Harman J. Using Dstretch for Rock Art Recording. International Newsletter on Rock Art. 2015;72:24–30.
Copyright (c) 2025 В.И. Ташак, Ю.Е. Антонова , В.Н. Черных

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи