КОЛЛЕКЦИЯ ИЛЬТАХАНОВ С СЕЛИТРЕННОГО ГОРОДИЩА

Евгений Михайлович Пигарёв

Аннотация


За пятидесятилетнюю историю изучения Селитренного городища (столица Улуса Джучи город Сарай (ал-Махруса, ал-Джедид) была сформирована многотысячная коллекция находок, характеризующих золотоордынскую культуру в ряде ее аспектов. Однако предметов, связанных с тюрко-монгольским кочевым миром, с этого памятника известно крайне небольшое количество. Строительство города приходится на время правления хана Узбека (1313-1341 гг.), при котором происходит большой приток мусульманского населения из Хорезма и Закавказья на Нижнюю Волгу. Активная политика по исламизации государства, и прежде всего нижневолжского ханского домена, не вызывает сомнений. Тем не менее на основании изучения отдельных предметов можно высказывать предположения о качестве и степени проникновения ислама у населения золотоордынских городов.

Статья посвящена атрибуции серии археологических находок — бронзовым человеческим фигуркам, найденным на Селитренном городище. Большинством исследователей эти фигурки считаются «ильтаханами» — символами духов-покровителей и духов-помощников у ряда тюркских и монгольских народов. Подобные находки показывают, что несмотря на проводимую ханами политику исламизации государства, часть золотоордынского населения тюркского и монгольского происхождения продолжала исповедовать традиционные для себя религиозные формы.

 

For fifteen years of researching Selitrennoehillfort (city Saray (al-Machrusa, al-Jedyd), the capital of Ulus Djuchi) was assembled big collection of findings, characterizing civilization of Golden Horde as in some of themaspects. But knownextremely small quantitythings which connected with Turcoman-Mongolian nomadic world, from this place. The development of the city falls for a while of ruling khan Uzbek (1313-1341), during which was took place a big influx of Muslim population from the Khorezm and Transcaucasia to the Lower Volga. The policy of active islamization of nation and, at first, khan domain in the Lower Volga, is not questioned. Nevertheless, in base of research some thing, we can make assumption about quality and stage of Islam pervasion in Golden Horde cities.

This study devoted to attribution series of archeological finds — bronze human's statuettes, who was faund in the Selitrennoehillfort. Better part of researches guesses that statuettes is "Iltakhan" — symbols of spirit-protector and spirit-assistant, who was esteemed Turcoman and Mongolian people. Similar finds indicate in despite activepolicyofislamization, the part of Turcoman and Mongolian population was adhered traditional religion.


Ключевые слова


Золотая Орда; религия; исламизация; онгон; ильтахан; бронзовая фигурка; Селитренное городище; Сарай

Полный текст:

PDF

Литература


Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов // Сочинения. Т. V. М. : Наука, 1968. 720 с.

Басилов В. Н. Кафтан с хвостом, «корона» с рогами [Электронный ресурс]. URL: http://costumer. narod. ru/text/sibir/shaman. Htm/ (дата обращения 15.07.2016).

Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование. Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. 192 с.

Глухов А. А. Археологические исследования отряда «Гюлистан» в 2007 г. // Нижневолжский археологический вестник. 2008. Вып. 9. С. 310-311.

Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1954. 838 с.

Кочкина А. Ф., Сташенков Д. А. Находки предметов религиозных культов на памятниках Самарской Луки // Краеведческие записки. Вып. XII. Самара, 2005. С. 107-117.

Масловский А. Н. Раскопки в г. Азове в 2002 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Вып. 19. Азов, 2004. С. 76-90.

Пигарёв Е. М. Отчет о разведках в Харабалинском районе Астраханской области в 2001 году // Архив АГОИАМЗ, НВ 14565. 78 с.

Пигарёв Е. М. Бронзовые фигурки человека с Селитренного городища // РА. 2011. № 2. С. 161-162.

Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М. : Наука, 1978. 136 с. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Бронзовые фигурки человека из средневековых памятников Поволжья // Новое в советской археологии. М., 1965. С. 275-277.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М. : Наука, 1994. 232 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Религия и верования в городах Золотой Орды // Историческая археология. М., 1998. С. 28-39.

Юрченко А. Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб. : Евразия, 2013. 432 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 296629 Яндекс.Метрика