Репрессии против служителей культа на Алтае в первые годы советской власти

  • Гульнара Бахтияровна Эшматова Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова
Ключевые слова: советское государство, репрессивная политика, церковь, служители культа, православие, старообрядчество, бурханизм, шаманизм, мусульманство

Аннотация

Репрессивная политика советского государства в разные периоды была направлена против определенных категорий и групп населения. Актуальным является исследование государственной репрессивной политики в регионах страны, включающее выявление механизмов ее реализации на местах.

В первые месяцы своего существования советское государство определило отношение к религии. Основные составляющие антирелигиозной политики государства выражались в идейно-теоретических взглядах основоположников марксизма-ленинизма, программных установках партии, постановлениях ее руководящих органов по вопросам религии, церкви, атеизма; законодательно-правовых, регулировавших отношения государства и церкви, положениях религиозных организаций в стране, правах верующих и атеистов. Исследуется деятельность партийных, государственных и общественных органов и учреждений, связанная с решением религиозного вопроса в стране — от формирования систем атеистического воспитания и антирелигиозной пропаганды до репрессий.

На основе научной литературы и архивных материалов рассмотрены основные направления репрессивной политики по отношению к духовенству на примере Горного Алтая. Раскрыты способы осуществления политических репрессий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Гульнара Бахтияровна Эшматова, Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института алтаистики им. С. С. Суразакова, Горно-Алтайск

Литература

Арляпова В. Рождественские чтения // Сельчанка. 2016. 18 ноября. С. 3.
Балакин Г. О состоянии православной церкви в Горном Алтае // Макарьевские чтения. Горно-Алтайск, 2005. С. 47-51.
Бурханистское духовенство: от репрессии к реабилитации // Бурханизм — Ак-Тан: документы и материалы. Горно-Алтайск, 2004. С. 45-49.
Бухтуева Л. В. «Счастлив тот, кто ... оставил потомкам чекан души своей» (по документам архивной коллекции документов «Из рода Атамановых») // История Горного Алтая по документальным источникам. Горно-Алтайск, 2016. С. 11-14.
Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай (ГАСПД РА). Ф. Р — 37. Оп. 1.
Жданова Г. Д. «Большой террор» в Алтайском крае и Усть-Коксинском районе // Усть-Коксинские чтения. Барнаул, 2007. С. 63-68.
Екеев Н. В. Репрессированные священнослужители бурханизма // Возвращенные имена и события. Горно-Алтайск, 2007. С. 44-47.
Еркинова Р. М. Музейная память о годах репрессий // Возвращенные имена и события. Горно-Алтайск, 2007. С. 47-55.
Как убивали храмы. По материалам книги протоиерея Г. Крейдуна «Храмы Горно-Алтайска и его окрестностей», кандидатской диссертации к.и.н. Н. В. Расовой, архивных материалов ГАС РА // Звезда Алтая. 2014. 27 мая. С. 4.
Книга памяти жертв политических репрессий Республики Алтай. Т. I. Горно-Алтайск, 1996. 285 с.
Книга памяти жертв политических репрессий Республики Алтай. Т. II. Горно-Алтайск, 1998. 336 с.
Книга памяти жертв политических репрессий Республики Алтай. Т. III. Горно-Алтайск, 2003. 246 с.
Крейдун Г. Алтайская духовная миссия в 1919-1930 гг.: структура и деятельность. М., 2008. 200 с.
Крейдун Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XX — начале XXI в. Барнаул, 2010. 202 с.
Крейдун Ю. А. Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX — начала XX в. Барнаул, 2013. 262 с.
Крейдун Ю. А., Орехов А. С. История закрытия православных приходов Горно-Алтайская в середине XX в. // Макарьевские чтения. Горно-Алтайск, 2009. С. 10-19.
Кучуганова Р. П. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. 141 с.
Кызыл Ойрот. 1928. № 32 (276).
Личный архив Л. П. Клепикова, с. Дубровка Майминского района Республики Алтай.
Личный архив А. Д. Кобдобаева, Горно-Алтайск Республики Алтай.
Мальцева Т. Г. Сведения по истории заселения и освоения Усть-Коксинского района (по документам Центра хранения архивного фонда Алтайского края) // Усть-Кок-синские чтения. Барнаул, 2007. С. 18-21.
Мизин С. Классовый враг под маской религии // Красная Ойротия. 1937. 15 апреля. С. 4.
Око государево. Горно-Алтайск, 2001. 160 с.
Олещук Ф. Что такое поповская Пасха? // Красная Ойротия. 1937а. 27 апреля. С. 3. Олещук Ф. Социалистическое строительство и религия // Красная Ойротия. 1937б. 3 июня. С. 3.
Память народа. 70 лет Горно-Алтайской автономной области. Документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию. Горно-Алтайск, 1993. 607 с.
Поклонов В. В. Разгром контрреволюционной повстанческой церковно-монархиче-ской организации органами ОГПУ в 1933 г. На материалах уголовного дела № 15 «О репрессиях против православных священнослужителей и верующих на Алтае» // Макарь-евские чтения. Горно-Алтайск, 2016. С. 98-100.
Храмы Улалы. По материалам книги протоиерея Г. Крейдуна «Храмы Горно-Алтайска и его окрестностей», кандидатской диссертации к. и.н. Н. В. Расовой, документам Комитета по делам архивов РА // Звезда Алтая. 2014. 20 мая. С. 4.
Шитова Н. И. Рукописи старообрядца Т. Ф. Бочкарева в контексте истории и культуры старообрядцев Уймона (XVIII-XXI вв.). Горно-Алтайск, 2013. 360 с.
Как цитировать
Эшматова, Г. (1). Репрессии против служителей культа на Алтае в первые годы советской власти. Народы и Религии Евразии, 15(2), 85-96. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/4049
Раздел
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ