Сущность художественного в пространстве современной эстетики и философии искусства
Abstract
Статья посвящена исследованию трактовки сущности категории «художественность» в современной отечественной философии искусства, эстетике, теории искусства. Рассматриваются концепции исследователей, посвященные проблеме оценки явлений современной художественной жизни, в частности, актуального искусства.
Downloads
Download data is not yet available.
References
1. Лисаковский И. Художественная культура. Термины, понятия, значения. М., 2002.
Контекст: ...искусства, степень реализации эстетических ценностей и красоты, определяемая рядом особых внутренних и внешних качеств, позволяющих искусственно воссозданный объект воспринимать как произведение искусства [1, с. 197]...
2. Бычков В., Маньковская Н. Современное искусство в контексте эстетического опыта // Искусствознание. 2015. № 3-4.
Контекст: ...уходит от живописи и плоской поверхности в пространство инсталляций, акций, перформанса, активно поддерживается и пропагандируется современными кураторами, галеристами, аукционистами, искусствоведами [2, с. 230]...
...Отсутствие художественности свидетельствует, что перед нами не искусство, а что-то иное [2, с. 229]...
...Культуры к чему-то принципиально иному, в частности, к освоению искусством компьютерно-сетевой виртуальной реальности; • всей совокупностью своих произведений выражают глобальный апокалиптизм нашей эпохи, некую надвигающуюся на человечество метафизическую пустоту небытия [2, с. 228]...
3. Оганесьянц М. Музейное кураторство как фактор актуализации современного искусства. На примере деятельности Отдела новейших течений Русского музея // Искусствознание. 2012. № 3-4.
Контекст: ...Опытный характер презентации новейшего искусства соответствовал классической музейной парадигме включения в коллекцию избранных, прошедших музейный отбор произведений [3, с. 603]...
...искусства в сознании широкой публики, заимствованных из массовой культуры, техники повтора, тиражирования, использования стереотипов - того, что позволяет «продавать товары и художественное произведение» [3, с. 603]...
4. Кривцун О. Новые языки искусства: антропные смыслы // Искусствознание. 2014. № 1-2.
Контекст: ...безбрежность устремлений человека, подвижность, раскованность, незакоснелость, рождение феномена ”неклассического искусства“ было подготовлено самой логикой исторического движения новоевропейской культуры» [4, с. 54]...
...современного человека, с другой - шквал скорых поделок, претендующих на звание искусства, произведений на потребу публики, что грозит опасностью затопления высокого - усредненным, провинциальным, доморощенным [4, с. 61]...
5. Бранской В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999.
Контекст: ...границах этих идеалов не противоречит имманентной сущности искусства, благодаря искусству человек входит в новые художественно-ментальные пространства, тем самым обживая новые территории самопознания [5]...
6. Казакова С. Science art: к вопросу о критериях качества произведения современного искусства // Искусствознание. 2012. № 3-4.
Контекст: ...Так, например, в XIX в. экономический процесс вытеснения искусного ремесленного труда соотносится с кризисом академической художественной школы: на протяжении этого века искусность и тщательность отделки художественного произведения неуклонно теряли значение необходимого критерия его качества [6, с. 594]...
...На примерах проектов современного искусства автор показывает, что критерии качества, предъявляемые к способу и продукту производства, на удивление легко накладываются на современное искусство» [6, с. 596]...
7. Мажейкина Г. Другое как критерий формирования художественного образа в актуальном искусстве XXI века // Искусствознание. 2014. №1-2.
Контекст: ...Г. Мажейкина [7, с. 92-123] анализирует черты культуры и искусства постпостмодернизма (или позднего постмодернизма), характеризующегося многообразием форм, жанров, стилей, размышляет о разрушении пара-дигмальных законов прошлого,...
...Другое становится основным философским понятием, меняющим критерий оценки произведения актуального искусства и миропонимание эпохи [7, с. 111]...
8. Шелюгина О.А. Сущность понятия «художественная жизнь» в контексте современных исследований // Культурное наследие Сибири. №1 (19). 2016.
Контекст: ...Обособленность художественной среды от социальных процессов определяет кризисные черты ее актуального состояния [8, с. 37]...
9. Савчук В., Эпштейн М. Светлой памяти постмодерна посвящается // Художественный журнал. №64 [Электронный ресурс]. URL: http://xz.gif. ru/numbers/64/epshtein-savchuk
Контекст: ...разваливается, - раскрывают такую позицию В. Савчук и М. Эпштейн. - Гораздо интереснее, что остается, когда все развалилось, как возрождается порядок, истина, ответственность за реализацию своего проекта» [9]...
10. Давыденко М.В. Концепции художественности в современной отечественной философии искусства и эстетике // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3/1 (87).
Контекст: ...На наш взгляд, одной из знаковых тенденций современной художественной критики является поиск этического ориентира творчества, интуитивное тяготение к традиционному для русской философской мысли стремлению найти потенциал социального воздействия искусства в непростой социально-политической ситуации [10, с. 114]...
Контекст: ...искусства, степень реализации эстетических ценностей и красоты, определяемая рядом особых внутренних и внешних качеств, позволяющих искусственно воссозданный объект воспринимать как произведение искусства [1, с. 197]...
2. Бычков В., Маньковская Н. Современное искусство в контексте эстетического опыта // Искусствознание. 2015. № 3-4.
Контекст: ...уходит от живописи и плоской поверхности в пространство инсталляций, акций, перформанса, активно поддерживается и пропагандируется современными кураторами, галеристами, аукционистами, искусствоведами [2, с. 230]...
...Отсутствие художественности свидетельствует, что перед нами не искусство, а что-то иное [2, с. 229]...
...Культуры к чему-то принципиально иному, в частности, к освоению искусством компьютерно-сетевой виртуальной реальности; • всей совокупностью своих произведений выражают глобальный апокалиптизм нашей эпохи, некую надвигающуюся на человечество метафизическую пустоту небытия [2, с. 228]...
3. Оганесьянц М. Музейное кураторство как фактор актуализации современного искусства. На примере деятельности Отдела новейших течений Русского музея // Искусствознание. 2012. № 3-4.
Контекст: ...Опытный характер презентации новейшего искусства соответствовал классической музейной парадигме включения в коллекцию избранных, прошедших музейный отбор произведений [3, с. 603]...
...искусства в сознании широкой публики, заимствованных из массовой культуры, техники повтора, тиражирования, использования стереотипов - того, что позволяет «продавать товары и художественное произведение» [3, с. 603]...
4. Кривцун О. Новые языки искусства: антропные смыслы // Искусствознание. 2014. № 1-2.
Контекст: ...безбрежность устремлений человека, подвижность, раскованность, незакоснелость, рождение феномена ”неклассического искусства“ было подготовлено самой логикой исторического движения новоевропейской культуры» [4, с. 54]...
...современного человека, с другой - шквал скорых поделок, претендующих на звание искусства, произведений на потребу публики, что грозит опасностью затопления высокого - усредненным, провинциальным, доморощенным [4, с. 61]...
5. Бранской В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999.
Контекст: ...границах этих идеалов не противоречит имманентной сущности искусства, благодаря искусству человек входит в новые художественно-ментальные пространства, тем самым обживая новые территории самопознания [5]...
6. Казакова С. Science art: к вопросу о критериях качества произведения современного искусства // Искусствознание. 2012. № 3-4.
Контекст: ...Так, например, в XIX в. экономический процесс вытеснения искусного ремесленного труда соотносится с кризисом академической художественной школы: на протяжении этого века искусность и тщательность отделки художественного произведения неуклонно теряли значение необходимого критерия его качества [6, с. 594]...
...На примерах проектов современного искусства автор показывает, что критерии качества, предъявляемые к способу и продукту производства, на удивление легко накладываются на современное искусство» [6, с. 596]...
7. Мажейкина Г. Другое как критерий формирования художественного образа в актуальном искусстве XXI века // Искусствознание. 2014. №1-2.
Контекст: ...Г. Мажейкина [7, с. 92-123] анализирует черты культуры и искусства постпостмодернизма (или позднего постмодернизма), характеризующегося многообразием форм, жанров, стилей, размышляет о разрушении пара-дигмальных законов прошлого,...
...Другое становится основным философским понятием, меняющим критерий оценки произведения актуального искусства и миропонимание эпохи [7, с. 111]...
8. Шелюгина О.А. Сущность понятия «художественная жизнь» в контексте современных исследований // Культурное наследие Сибири. №1 (19). 2016.
Контекст: ...Обособленность художественной среды от социальных процессов определяет кризисные черты ее актуального состояния [8, с. 37]...
9. Савчук В., Эпштейн М. Светлой памяти постмодерна посвящается // Художественный журнал. №64 [Электронный ресурс]. URL: http://xz.gif. ru/numbers/64/epshtein-savchuk
Контекст: ...разваливается, - раскрывают такую позицию В. Савчук и М. Эпштейн. - Гораздо интереснее, что остается, когда все развалилось, как возрождается порядок, истина, ответственность за реализацию своего проекта» [9]...
10. Давыденко М.В. Концепции художественности в современной отечественной философии искусства и эстетике // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3/1 (87).
Контекст: ...На наш взгляд, одной из знаковых тенденций современной художественной критики является поиск этического ориентира творчества, интуитивное тяготение к традиционному для русской философской мысли стремлению найти потенциал социального воздействия искусства в непростой социально-политической ситуации [10, с. 114]...
Published
2019-11-20
How to Cite
Шелюгина О. А., Давыденко М. В. Сущность художественного в пространстве современной эстетики и философии искусства // Культурное наследие Сибири, 2019. Vol. 3, № 21. P. 8-16. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6672.
Section
Искусство Сибири теоретические аспекты искусствознания и культурологии