Ремесленные отделения в сельских православных церковных школах Алтая конца XIX - начала XX в.

  • Роман Юрьевич Волоснов Алтайский государственный университет Email: volosnov-barnaul@mail.ru

Abstract

Рассматриваются основные аспекты внедрения и развития ремесленных отделений в учебный процесс сельских церковных школ Алтая дореволюционного периода. Показаны особенности функционирования мужских и женских ремесленных классов, описаны наиболее распространенные и востребованные виды ремесленной деятельности.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Роман Юрьевич Волоснов, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства

References

1. Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: монография. Барнаул, 2012.
Контекст: ...Понятие «ремесло» представляет собой мелкое индивидуальное ручное производство промышленных изделий, организованное на основе личного мастерства с применением простых орудий труда [1, с. 18]...
...Изделия ремесленного производства, предназначавшиеся для рынка, обладали значительными эстетическими достоинствами и стилистическим своеобразием; их отличительными особенностями являлись лаконичность, выразительность художественного оформления и виртуозность исполнительской манеры [1, с. 21]...
2. Волоснов Р. Ю. К вопросу о приоритетности светской и духовной моделей начального образования в сельской местности в конце XIX -начала XX в. (на примерах организации и устройства церковных школ Алтая)//Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. конф./под ред. П. К. Дашковского. Барнаул, 2014.
Контекст: ...являлось обязательным условием, к тому же массовое внедрение в учебную программу духовных школ ремесленных составляющих осуществлялось параллельно со светскими и в целом незначительно в этом уступало [2, с. 84]...
3. Шокорова Л. В. Становление и развитие художественного образования в Западной Сибири в XVIII-XX вв.//Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51).
Контекст: ...В учебный план входили те дисциплины, которые уже получили закрепление в предшествующей образовательной практике учебных заведений, а также предметы, направленные на изучение истории конкретного ремесла, основы рисунка и живописи [3, с. 102]...
4. Волоснов Р. Ю. Православные школы в сельской общественной жизни Алтая конца XIX -начала XX в.//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2015. Вып. VIII.
Контекст: ...Российской империи были открыты специальные ремесленные классы, причем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (столярным и книжно-переплетным) [4, с. 228]...
5. Новиков И. Обозрение епархий Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1898-м году. Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1899. № 6. (15 марта).
Контекст: ...Пристраивают к нему еще особый ремесленный класс.» [5, с. 19]...
6. Покровское приходское попечительство в 1899 г. (Продолжение). Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1900. № 10. (15 мая).
Контекст: ...Данная ремесленная мастерская располагала десятью верстаками с соответствующим набором главнейших столярных инструментов и 30 штуками переплетных инструментов [6, с. 23]...
7. Отчет Томского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1908-1909 учебный год (Продолжение). Официальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1910. № 18 (15 сент.).
Контекст: ...переплели все имеющиеся в школе книги; кроме того, имели один посторонний заказ, часть денег с него употреблена на покупку материалов, другая часть на покупку книг в подарок ученикам за хороший переплет.» [7, с. 503]...
8. Отчет Томского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910-1911 учебный год (Продолжение). Официальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1912. № 14 (15 июля).
Контекст: ...и ученики. - Р. В.) не потерялись и не сложили рук, а, занявши кое-где разных книг, перебравши старые, составили учебники, и успехи в их школе стояли много выше других, во всем обеспеченных школах .» [8, с. 353]...
9. Из с. Таловскаго. Известия и заметки. Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1900. № 7.
Контекст: ...Преподаванием занимается учитель школы Николай Карманов» [9, с. 46]...
10. Копия с циркулярного предложения Училищного при Святейшем Синоде Совета. В Томский Епархиальный Училищный Совет. От Томской духовной консистории. Отдел официальный//Томские епархиальные ведомости. 1899. № 19.
Контекст: ...не учителям; 4) сделать обязательное обучение в женских церковно-приходских школах рукоделию по программе, выработанной местным епархиальным училищным советом, применительно к нуждам местного населения [10, с. 7-8]...
11. От Томского Епархиального Училищного Совета. Отдел официальный.//Томские епархиальные ведомости. 1904. № 10, вып. 1-2.
Контекст: ...К примеру, жене священника села Мартыновского Кузнецкого уезда (ныне Ельцовский район Алтайского края) Лукиной за бесплатное и качественное преподавание в церковно-приходской школе женского рукоделия епархиальный совет выразил большую признательность с выдачею соответствующего удостоверения [11, с. 2]...
12. Новиков И. Записки о расколе и противораскольнической деятельности в пределах Бийского и Змеиногорского округов в 189798 г. Миссионерский отдел//Томские епархиальные ведомости. 1898. № 24. (15 дек.).
Контекст: ...На материалы и за труды ей Советом определено уплачивать 40 рублей в год.» [12, с. 6]...
13. Отчет Томского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1909-1910 учебный год. Официальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1911. № 14.
Контекст: ...Работы учениц раскупались местным населением, а на вырученные деньги приобретались материалы, а часть расходовалась на подарки ученицам [13, с. 303-304]...
Published
2019-12-17
How to Cite
Волоснов Р. Ю. Ремесленные отделения в сельских православных церковных школах Алтая конца XIX - начала XX в. // Культурное наследие Сибири, 2019. Vol. 2, № 20. P. 366-372. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/7026.
Section
Художественное образование

Most read articles by the same author(s)