Художественная картина мира в произведениях Александра Ередеева

  • Маргарита Сергеевна Дедина Горно-Алтайский государственный университет
Ключевые слова: алтайская литература, Александр Ередеев, автор, художественное пространство, картина мира, образ, система, топос, мотив

Аннотация

В статье рассматриваются особенности авторского художественного мира в произведениях известного алтайского писателя Александра Янгановича Ередеева. Цель исследования – изучение структурной организации художественной модели мира, основных признаков и художественных функций авторского мироотражения. Основное внимание в работе уделено выявлению и анализу как типичных черт влияния историко-литературной ситуации, традиционных народных мировоззренческих концептов на художественный мир писателя, так и особенностей проявления персонального уникального авторского стиля. Доказано, что в центре авторской художественной картины мира находится природный континуум, который, согласно мифологическому мировоззрению (базовая основа традиционного миропонимания алтайцев), воспринимается как идеальное совершенное пространство, в котором может органично существовать, по А. Ередееву, только чувствительная натура, такая как ребенок или творческая личность (поэт).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Маргарита Сергеевна Дедина, Горно-Алтайский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова

Литература

Алтайские писатели. Юбилейные материалы и автобиографии. Горно-Алтайск, 2001.

Алтайско-русский словарь. Горно-Алтайск, 2018.

Ан С.А., Изотова Я.П. О вечном и временном: семантика заглавия романа Рут Озеки «Моя рыба будет жить» // Филология и человек. 2019. № 1. DOI: 10.14258/filichel(2019)1-11

Бурнаков В.А. Образ кукушки в мифо-поэтической и ритуальной традиции хакасов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: 14. 2008.

Дедина М.С. Актуализация мифологемы «родная земля» в алтайской литературе второй половины ХХ века // Алтайский текст в русской культуре. Барнаул, 2017. Вып. 7.

Ередеев А.Я. Эзлик (Завязь). Горно-Алтайск, 1961.

Ередеев А.Я. Сыгынныҥ ӱни (Голос марала). Горно-Алтайск, 1966.

Ередеев А.Я. НЛО ло Айлан (НЛО и Айлан). Горно-Алтайск, 1998.

Ередеев А.Я. Јайлуныҥ лириказы (Яйлинская лирика). Горно-Алтайск, 1968.

Ередеев А.Я. Кӧзимниҥ чогы (Свет моих глаз): Стихи и поэмы. Горно-Алтайск, 1983.

История алтайской литературы. Книга 1. Горно-Алтайск, 2004.

История алтайской литературы. Книга 3. Литературные портреты. Горно-Алтайск, 2019.

Куляпин А.И. Образ Алтая в рассказе В. Бианки «Она» // Филология и человек. 2019. № 2. DOI: 10.14258/filichel(2019)2-04

Маточкин Е.П. Визуальные образы фольклора в творчестве художников Горного Алтая // Сибирский филологический журнал. 2009. № 4.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. М., 1987. Т. 1.

Муйтуева И.Н. Образ птиц в традиционной культуре алтайцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. М. 2018. № 1-2.

Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990.

Худенко Е.А. Реки Алтая в отечественной литературе ХХ – ХХI вв.: мифопоэтика и символика // Филология и человек. 2018. № 3.

Опубликован
2019-12-06
Как цитировать
1. Дедина М. С. Художественная картина мира в произведениях Александра Ередеева // Филология и человек, 2019. № 4. С. 123-135. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6307.
Выпуск
Раздел
Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)