Художественная картина мира в произведениях Александра Ередеева
Аннотация
В статье рассматриваются особенности авторского художественного мира в произведениях известного алтайского писателя Александра Янгановича Ередеева. Цель исследования – изучение структурной организации художественной модели мира, основных признаков и художественных функций авторского мироотражения. Основное внимание в работе уделено выявлению и анализу как типичных черт влияния историко-литературной ситуации, традиционных народных мировоззренческих концептов на художественный мир писателя, так и особенностей проявления персонального уникального авторского стиля. Доказано, что в центре авторской художественной картины мира находится природный континуум, который, согласно мифологическому мировоззрению (базовая основа традиционного миропонимания алтайцев), воспринимается как идеальное совершенное пространство, в котором может органично существовать, по А. Ередееву, только чувствительная натура, такая как ребенок или творческая личность (поэт).
Скачивания
Metrics
Литература
Алтайские писатели. Юбилейные материалы и автобиографии. Горно-Алтайск, 2001.
Алтайско-русский словарь. Горно-Алтайск, 2018.
Ан С.А., Изотова Я.П. О вечном и временном: семантика заглавия романа Рут Озеки «Моя рыба будет жить» // Филология и человек. 2019. № 1. DOI: 10.14258/filichel(2019)1-11
Бурнаков В.А. Образ кукушки в мифо-поэтической и ритуальной традиции хакасов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: 14. 2008.
Дедина М.С. Актуализация мифологемы «родная земля» в алтайской литературе второй половины ХХ века // Алтайский текст в русской культуре. Барнаул, 2017. Вып. 7.
Ередеев А.Я. Эзлик (Завязь). Горно-Алтайск, 1961.
Ередеев А.Я. Сыгынныҥ ӱни (Голос марала). Горно-Алтайск, 1966.
Ередеев А.Я. НЛО ло Айлан (НЛО и Айлан). Горно-Алтайск, 1998.
Ередеев А.Я. Јайлуныҥ лириказы (Яйлинская лирика). Горно-Алтайск, 1968.
Ередеев А.Я. Кӧзимниҥ чогы (Свет моих глаз): Стихи и поэмы. Горно-Алтайск, 1983.
История алтайской литературы. Книга 1. Горно-Алтайск, 2004.
История алтайской литературы. Книга 3. Литературные портреты. Горно-Алтайск, 2019.
Куляпин А.И. Образ Алтая в рассказе В. Бианки «Она» // Филология и человек. 2019. № 2. DOI: 10.14258/filichel(2019)2-04
Маточкин Е.П. Визуальные образы фольклора в творчестве художников Горного Алтая // Сибирский филологический журнал. 2009. № 4.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. М., 1987. Т. 1.
Муйтуева И.Н. Образ птиц в традиционной культуре алтайцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. М. 2018. № 1-2.
Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990.
Худенко Е.А. Реки Алтая в отечественной литературе ХХ – ХХI вв.: мифопоэтика и символика // Филология и человек. 2018. № 3.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

