СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИК ЮЖНОЙ СИБИРИ
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье рассматриваются результаты социологического опроса 2023 г. выпускников школ трех российских регионов об их приоритетах при выборе профессии. Эмпирическую базу исследования составили материалы опроса учащихся 9 и 11 классов, проведенного в республиках Тыва, Алтай и Хакасия (2522 чел., выборка многоступенчатая). Опрос проводился методом анкетирования. Исследование вопроса о влиянии национальности на социально-профессиональные ориентации выпускников республик Алтай, Тыва, Хакасия существенных отличий не показало. Однако выявлены различия, обусловленные особенностями социальной среды и спецификой социально-экономического развития республик. Социальная среда, отличающаяся в трех регионах своими социально-экономическими особенностями, предопределяет выбор профессионального будущего. Под социально-профессиональными ориентациями авторы понимают выбор как социальное действие, которое совершает выпускник для достижения своей цели – получения образования и профессии. Распределение ответов свидетельствует, что для большей части опрошенных выпускников выбор будущей профессии – это в первую очередь аффективное, далее – ценностно-рациональное социальное действие. На третьем месте – целерациональное, на последнем – традиционное. Особое внимание уделено вопросу выбора региона для будущего места работы, что раскрывает желание школьников: остаться работать в своем регионе, пополняя человеческий капитал родной республики, либо переехать в другой регион и там организовать трудовую деятельность. С помощью социологического опроса выпускников республиканских школ трех регионов мы постарались выяснить соответствуют ли социально-профессиональные ориентации реальным запросам экономики регионов.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.
Литература
Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Этнорегиональные модели адаптации к рынку труда в Туве. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН, 2015. 160 с.
Городское население Тувинской АССР. Новосибирск : Наука, 1981. 224 с.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2 / отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. М. : Канон+, 1997. 560 с.
Костюк В. Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск, 1980. 193 с.
Кох И. А., Орлов В. А. Социально-профессиональные ориентации молодежи в промышленном регионе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 1. С. 11–16.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. М., Госполитиздат, 1955. 723 с.
Молодежь Тувы. Социальный портрет. Новосибирск : Наука, 1988. 194 с.
Ойдуп Т. М., Кылгыдай К. Ч. Выпускники школ как основа человеческого капитала региона (на примере Республики Тыва) // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 3. С. 176–188.
Ойдуп Т. М., Трошкина И. Н. Профессиональные предпочтения выпускников школ столиц Республик Тыва, Алтая и Хакасии как основа формирования человеческого капитала регионов (2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 198–210.
Очерки социального развития Тувинской АССР. — Новосибирск : Наука, 1983. 264 с.
Полосина А. А. Социальное управление процессом ранней профессиональной ориентации школьников в Российской Федерации // Социально-гуманитарные технологии. 2019. № 1(9). С. 35–40.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: стат. сб. М., 2022. 1122 с.
Республика Алтай в цифрах. 2017–2021: краткий стат. сб. Горно-Алтайск, 2022. 206 с.
Республика Тыва в цифрах 2021: стат. сб. Красноярск, 2022. 173 с.
Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Социс. 1994. № 10. С. 30–43.
Хакасский республиканский статистический ежегодник 2022: стат. сб. Красноярск, 2022. 446 с.
Чаптыкова О. Ю. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 2 (80). С. 60–63.
Чуева Н. В. Профессиональная ориентация школьников средних общеобразовательных заведений (на материале Республики Хакасия) // Теория и практика социально-гуманитарных наук: материалы научной школы студентов, аспирантов и докторантов. Абакан, 2011. C. 131–137.
REFERENCES
Balakina, G. F., Anayban, Z. V. (1995). Modern Tuva: socio-cultural and ethnic processes. Novosibirsk : Nauka. (In Russ.).
Balakina, G. F., Kylgydai, A. Ch. (2015). Ethnoregional models of adaptation to the labor market in Tuva. Kyzyl : TuvIKOPR SO RAN. (In Russ.).
Urban population of the Tuvan ASSR (1981). Novosibirsk : Nauka. (In Russ.).
The history of theoretical sociology (1997). In 4 Vol. Vol. 2. Moscow : Кanon+. (In Russ.).
Kostyuk, V. G., Traskunova, M. M., Konstantinovsky, D. L. (1980). Youth of Siberia: education and choice of profession. Novosibirsk : Nauka. (In Russ.).
Kokh, I. A., Orlov, V. A. (2014). Socio-professional orientation youth in the industrial region. Herald of Vyatka State University, 1, 11–16. (In Russ.).
Marx, K., Engels, F. (1955). Essays. 2nd ed. Vol. 1. Moscow : Gospolitizdat. (In Russ.).
Youth of Tuva. Social portrait (1988). Novosibirsk : Nauka. (In Russ.).
Oydup, T. M., Kylgyday. K. Ch. (2021). School graduates as the basis of the region’s human capital (on the example of the Republic of Tyva). Bulletin of the Institute of Sociology, 12(3), 176–188. (In Russ.).
Oydup, T. M., Troshkina, I. N. (2022). Vocational choices of secondary school graduates in the capitals of Tuva, Altai and Khakassia as a basis of building human capital in the region (2021). New Research of Tuva, 2, 198–210. (In Russ.).
Essays on social development of the Tuva ASSR (1983). Novosibirsk : Nauka. (In Russ.).
Polosina, A. A. (2019). Social management of the process of early professional orientation of schoolchildren in the Russian Federation. Socio-humanitarian technologies, 1(9), 35–40. (In Russ.).
Regions of Russia. Socio-economic indicators 2022 (2022). Moscow : Rosstat (In Russ.).
The Altai Republic in numbers. 2017–2021. Brief statistical collection (2022). Gorno-Altaysk. (In Russ.).
The Republic of Tyva in numbers 2021. Statistical collection (2022). Krasnoyarsk. (In Russ.).
Rutkevich M. N. (1994). Social orientation of graduates of the basic school. Socis, 10, 30–43. (In Russ.).
Khakass Republican Statistical Yearbook 2022 (2022). Krasnoyarsk. (In Russ.).
Chaptykova, O. Yu. (2009). Theoretical and methodological foundations of the formation of professional self-determination of students of national schools. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2(80), 60–63. (In Russ.).
Chueva, N. V. (2011). Professional orientation of secondary school students (based on the material of the Republic of Khakassia). Theory and practice of social and humanitarian sciences: materials of the scientific school of students, postgraduates and doctoral students (pp. 131–137). Abakan. (In Russ.).