ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Основное содержание статьи

Ольга Борисовна Солодовникова Email: solodovnikova-ob@ranepa.ru

Аннотация

Несмотря на существующий в стране дефицит кадров более четверти преподавателей российских вузов сообщают о низких шансах своих выпускников на трудоустройство, как показал Мониторинг отношения преподавателей к современным вызовам 2024 г., проведённый командой ИПЭИ РАНХиГС (N=21164). Для определения круга причин, приводящих к неоптимальному взаимодействию системы образования и рынка труда в России, была проведена серия этнографических интервью с преподавателями вузов-участниками Мониторинга (N=8), а также анализ актуального научного дискурса в данной тематической области. Результаты проведённого исследования свидетельствуют об отсутствии продуманной политики взаимодействия ключевых участников процесса подготовки кадров для экономики страны и о необходимости её скорейшей совместной разработки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Солодовникова, О. Б. (2024). ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ. Society and Security Insights, 7(3), 35-52. https://doi.org/10.14258/SSI(2024)3-02
Раздел
ИНТЕГРАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Биография автора

Ольга Борисовна Солодовникова, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации

канд. филол. наук, старший научный сотрудник Центра «Институт социального анализа и прогнозирования» ИПЭИ РАНХиГС, г. Москва, Россия

Литература

Аникин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. №4. С. 120-156.
Бабич Н. С., Иващенкова Н. В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. – 2024. Т. 28, № 1(114). С. 68-80.
Барков С. А., Зубков В. И. Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда // ЭКО. 2022. № 4(574). С. 8-30.
Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Ходеева Н. А. Практико-ориентированные аспирантские программы и профессиональные степени: анализ зарубежного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 70-81.
Белоусов Д.Р. Проблема труда: синхронизировать профобразование и спрос на труд. 2024. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/DBelousov/2024_05-15LabFore.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. – 2021. Т. 23, № 7. С. 41-70.
Гимпельсон В. Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях коронакризиса // Вопросы экономики. 2022. № 2. С. 69-94.
Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный? WP3/2010/09. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики. 2010. 64 с.
Деев М. В., Гамидуллаева Л. А., Финогеев А. Г., Финогеев А. А. Разработка системы адаптивного управления компонентами интеллектуальной образовательной среды // Информатика и образование. 2021. № 4(323). С. 26-35.
Дементьев А.В. Вклад Даймонда, Мортенсена и Писсаридеса в экономическую науку // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 15. № 1. С. 50–67
Добролюбов С. А., Алексеева Н. Н., Климанова О. А., Шувалов В. Е. Профессиональный стандарт "Географ" в контексте университетского географического образования // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2022. № 2. С. 3-15.
Ищук Т. Н., Ратова Л. Г., Хорькова О. В.Система профессиональных квалификаций в здравоохранении / Т. Н. Ищук, // Артериальная гипертензия. 2023. Т. 29, № 5. С. 535-541.
Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? WP3/2021/03. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 2021. 52 с.
Краткий обзор рынка труда. Headhunter. Июнь 2024. URL: https://hhcdn.ru/icms/10314759.pdf (дата обращения: 30.07.2024)
Мальцева В. А. Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 2. С. 109-138.
Мирошников С. А., Нотова С. В., Никулина Ю. Н. Кадровое сотрудничество вуза и индустриальных партнёров в контексте карьерного развития молодёжи // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 8-9. С. 99-115.
Орехова И. М. О востребованности профессий на региональном рынке труда: пример Республики Тыва // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 4. С. 53-67.
Присяжная Н. В., Вяткина Н. Ю. Трудоустройство молодого медицинского специалиста: уровни проявления проблемы // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 1. С. 101-114.
Рогозин Д. М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. №1. С. 271-300.
Солодовникова О. Б., Малькова Е. Е. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России // Социологический журнал. 2023. Том. 29. № 4. С. 56-76.
Терников А. А. Искусственный интеллект и спрос на навыки работников в России // Вопросы экономики. 2023. № 11. С. 65-80.
Хохлова О. А., Хохлова А. Н., Чойжалсанова А. Ц. Разработка алгоритма анализа вакансий на рынке труда по данным из открытых источников // Вопросы статистики. 2022. Т. 29, № 4. С. 33-41.
Чикилева Е. Н. Тенденции и условия развития дополнительного профессионального образования в России: социологический анализ (на примере Белгородской области) // Регион: Экономика и Социология. 2020. № 2(106). С. 112-136.
Щербина В. В., Попова Е.П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 3. С. 622-635.
Becker G. S. A Theory of the Allocation of Time // The Economic Journal. 1965. №75 (299). P. 493–517.
Heckman J. J. Policies to Foster Human Capital // Research in Economics. 2000. № 54 (1). P. 3–56.
Jäger S., Maier F. Theoretical and Methodological Aspects of Foucaldian Critical Discourse Analysis and Dispositive Analysis // Methods of Critical Discourse Analysis. London: SAGE, 2009. P. 34-61.
Lee D. W., Lee T. H. Human Capital and Economic Growth Tests Based on the International Evaluation of Educational Achievement // Economics Letters. 1995. № 47 (2). P. 219–225.
Mincer J. Scholing, Experience, and Earnings. N.Y.: National Bureau of Economic Research; Columbia University Press. 1974. 152 p.
Mortensen D.T. The Matching Process as a Noncooperative Bargaining Game // McCall J. (ed.) The Economics of Information and Uncertainty. Chicago: University of Chicago Press, 1982. P. 233-258.
Vasilieva O. I. Alekseeva Yu. A., Redko S. S. The Project-Based Approach in Organizing Cooperation Between Business Institutions and Technical Universities in Digitalization Conditions // Sociology of Science and Technology. 2022. Vol. 13, No. 2. P. 135-149.