РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕОГРАФИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

  • А.В. Метелев Алтайский государственный университет Email: metalex10@mail.ru
  • Н.Г. Прудникова Алтайский государственный университет Email: belukha@mail.ru
  • Е.М. Демченко НАО Торайгыров университет Email: belukha@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, туристско-географические исследования, инновационные технологии и методы обучения, технология проблемного обучения

Аннотация

В Республике Казахстан и Российской Федерации реализация компетентностного подхода в среднем образовании не исключает применения отечественных инновационных  методологических и методических подходов и концепций. Большинство из них успешно применяются в процессе преподавания естественно-научных дисциплин, изучение которых, помимо прочего, предполагает овладение личностными, когнитивными и ценностными компетенциями. Содержание и специфика данных дисциплин, в том числе «Географии», не всегда удобны для формирования и развития исследовательских и творческих способностей школьников. Поэтому выбор оптимального методического подхода, создание конкретных заданий и подбор соответствующих форм организации работы на уроке требует дополнительных усилий и творческого подхода учителя. В связи с этим по некоторым разделам дисциплины «География» предлагается применять туристско-географические исследования и задания, которые вызывают интерес у учащихся и относительно легко могут быть представлены учителем в различных формах инновационного обучения — проблемы, игры, проекта или кейса. Выполнение таких заданий и проведение соответствующих исследований способствует развитию навыков мышления, исследовательских и творческих способностей личности, воспитывает патриотизм, а также помогает учащимся овладеть умениями и навыками применения практико-ориентированных географических знаний в обыденной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Закон «Об образовании в РФ». — URL: https://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 11.11.2023).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» / Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202212220024 (дата обращения: 11.11.2023).

Постановление правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023–2029 годы» / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249#z11 (дата обращения: 11.11.2023).

Приказ Министерства просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 г. № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования» / Информационноправовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/V2200029767 (дата обращения: 13.11.2023).

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Усатенко Н.В. Компетенции и компетентность эволюция национальных концепций и синтез теоретических подходов // Terra economicus. — 2011. — Т. 9. — №4. — Ч. 2. — С. 12–17.

Ульянина О.А. История становления компетентностного обслуживания в зарубежной науке и практике // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — №3. — С. 267–273.

References

Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ 'Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii' (s izmeneniyami i dopolneniyami). Zakon 'Ob obrazovanii v RF'. Available from: https://zakonobobrazovanii.ru/ (accessed on 11.11.2023).

Prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 16 noyabrya 2022 g. N993 'Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya'. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024 (accessed on 11.11.2023).

Postanovlenie pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 28 marta 2023 goda N249 'Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya doshkol'nogo, srednego, tekhnicheskogo i professional'nogo obrazovaniya Respubliki Kazahstan na 2023–2029 gody'. Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. Available from: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249#z11 (accessed on 11.11.2023).

Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Respubliki Kazahstan ot 16 sentyabrya 2022 g. N 399 'Ob utverzhdenii tipovyh uchebnyh programm po obshcheobrazovatel'nym predmetam i kursam po vyboru urovnej nachal'nogo, osnovnogo srednego i obshchego srednego obrazovaniya'. Available from: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37498991 (accessed on 13.11.2023).

Mihalkina E.V., Skachkova L.S., Usatenko N.V. Kompetencii i kompetentnost» evolyuciya nacional'nyh koncepcij i sintez teoreticheskih podhodov. Terra economicus. — 2011. — V. 9. — N4(2). — P. 12–17.

Ul'yanina O.A. Istoriya stanovleniya kompetentnostnogo obsluzhivaniya v zarubezhnoj nauke i praktike. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2017. — N3. — P. 267–273

Опубликован
2023-10-28
Как цитировать
Метелев А., Прудникова Н., Демченко Е. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕОГРАФИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Siberian Journal of Tourism and Economic, 2023, № 15. С. 46-51. URL: http://journal.asu.ru/st/article/view/16058.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ