ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КОНСКОЙ МАСКИРАННЕГО ЭТАПА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Пазырыкская культура Алтая широко известна благодаря уникальной сохранности вещевых комплексов из курганов Пазырыка. Именно из этих курганов происходят конские головные уборы с зооморфными навершиями, преображающими коня для загробного мира. В рамках пазырыкской культуры скифского времени известны также элитарные могильники в Центральном Алтае - Баша-дарские и Туэктинские курганы с подкурганной мерзлотой. Практически все они ограблены, и находки в них перемешаны, но по косвенным признакам понятно, что там также были захоронения коней в конских головных уборах. Вместе с тем не существует точных сведений о характере крепления их на голове лошади, а также о крое, специальных исследований и реконструкций в историографии крайне мало. Описаны прежде не опубликованные фрагменты конских головных уборов из Первого Туэктинского кургана (коллекция №2179, Государственный Эрмитаж). Целью данной работы являлось создание конской маски с деревянными навершиями, имитирующими рога горного козла, прототипом которой послужили археологические находки из Первого Туэктинского кургана. Проведен рентгенофлюоресцентный анализ металлических составляющих, изучено кожевенное сырье с помощью макрофотографий, выполнен ксилотомический анализ деревянных наверший. На основе созданной графической реконструкции сшит конский головной убор в натуральную величину.
Скачивания
Metrics
Литература
Алтынбеков К. Возрожденные сокровища Казахстана: опыт научной реставрации. - Алматы: Остров Крым, 2014. 360 с.: ил.
Баркова Л.Л. Конская маска из Первого Пазырыкского кургана. // АСГЭ. Вып. 34. СПб: 1999. С. 97-101
Браун А.А., Островская П.И. Материалы по топографической анатомии кожного покрова. III. Лошадь.// Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, т. XII. М.: 1933. С. 121-137.
Бусова В.С. О конских масках раннего этапа пазырыкской культуры. // Ладога в контексте истории и археологии северной Евразии: По материалам XVII Чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22-23 декабря 2012 г.) и XVIII Чтений памяти Анны и Дмитрия Алексеевича Мачинских (Старая Ладога, 21-22 декабря 2013 г.). Спб: «Нестор-История». 2014. С. 71-74
Вихров В.Е. Диагностические признаки древесины главнейших лесохозяйственных и лесопромышленных пород СССР. Учебное пособие. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 132 с.
Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Гос. Эрмитаж, 1950. 92 с.
Дашковский П.К., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Результаты спектрального анализа металлических изделий из могильника пазырыкской культуры Ханкаринский дол (Северо-Западный Алтай) // Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул, 2007. С. 202-206.
Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб: Гос. Эрмитаж, 2005. 96 с.
Мыльников, В.П. Резьба по дереву в скифское время (Северная Азия) : монография / Новосибирск : Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. 188 с.
Нестеров Е.А. Научные реконструкции в экспозиционной интерпретации древней и средневековой истории Алтая.// Вестник Томского Государственного Университета.№ 369. Томск: 2013. С. 63-66
Осипов Д.О. Обувь московской земли XII-XVIII вв.: Материалы охранных археологических исследований. Т. 7. М.: ИА РАН, 2006. 202 с.: ил.
Очир-Горяева М.А. Древние всадники степей Евразии. М.: Таус, 2012. 472 с.
Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск: 2005. 232 с.
Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: 1953. 402 с. + 120 табл.
Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л.: 1960. 360 с. + 128 табл.
Румянцев А.В. Микроструктура кожи и методы ее микроскопического исследования. М.: Государственное издательство легкой промышленности, 1934. 73 с.
Самашев 3. Берел. Алматы: Таймас, 2011. 236 с.
Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железа и средневековья: Учеб.-метод. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2004. 126 с.: ил.
Хаврин С.В. Металл памятников пазырыкской культуры из курганов Чуи и Урсула // в кн. Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул: 2007. С. 278-281.
Черносвитов П.Ю. Проблема исторических реконструкций как задача моделирования.// Методы реконструкции в археологии. Новосибирск: Институт истории, филологии и философии СО РАН, 1991. С. 6-22.
Чехова Е.А. Конская маска с головой оленя из пятого кургана могильника Пазырык.// Отчет Государственного Эрмитажа 2010 год. СПб: 2011. С. 77-78.
Haines B.M. The fibre structure of leather.// in: M. Kite, R. Thomson (Eds.), Conservation of Leather and Related Materials, Butterworth Heinemann-Elsevier, Oxford, 2006, P. 11–21.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи