Буддизм Илийской долины XII — начала XIII в.: о находках предметов буддийского культа на городище Талгар И. И. Копыловым
Основное содержание статьи
Аннотация
Публикация вводит в научный оборот архивные данные по буддийским находкам, собранным в ходе проведения археологических исследований на полу «дома ювелира», расположенного в центре городища, отрядом ТАЭ под руководством И. И. Копылова в 1964 г. в слое, датированным им концом XI — началом XIII в. Данные не были опубликованы автором. Одна из находок (скульптурка из кости) неоднократно публиковалась К. М. Байпаковым с датировкой XII в. — начало XIII в. Две другие находки публикуются впервые. Архив И. И. Копылова поступил в фонды Государственного историко-культурного заповедника-музея (ГИКЗМ) «Иссык» в сильно «потрепанном» состоянии, уже через 25 лет после смерти исследователя. Эти и некоторые другие артефакты характеризуют слабо отраженный в исторических источниках, но значительно отличавшийся от предшествовавших и последующих «киданьский» период истории региона Тянь-Шаня, Чуйской, Илийской долин (вторая половина XII — начало XIII в.). Данные по многим находкам периода так и остаются плохо интерпретированными и часто не связанными с общим ходом истории Илийской долины и соседних регионов. Обоснованным также можно считать предположение о местном производстве значительного разнообразия продукции местного ювелира по частным заказам.
Скачивания
Metrics
Детали статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Акымбек Е. Ш., Железняков Б. А. Случайная находка буддийской бронзовой подвески на городище Актобе Степнинском // Scripta Antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: альманах. Т. 9. М. : Собрание, 2021. С. 61–72.
Арсланова Ф. Х., Кляшторный С. Г. Руническая надпись на зеркале из Верхнего Прииртышья // Тюркологический сборник. М. : Наука, 1973. С. 306–315.
Байпаков К. М., Ерофеева И. В. Буддизм на территории Казахстана (VII–XIX вв.) // Религии Центральной Азии. Т. III: Буддизм. Самарканд : МИЦАИ, 2019. C. 7–56.
Байпаков К. М., Ерофеева И. В., Казизов Е. С. Распространение тибетского буддизма в Восточном и Юго-Восточном Казахстане. XVII — середина XIX в. // История религий в Казахстане. Древность и Средневековье. Алматы : Service Press, 2018. С. 219–282.
Восточный Туркестан и Монголия. История изучения в конце XIX — первой трети XX века. Т. IV. Материалы Русских Туркестанских экспедиций 1909–1910 и 1914–1915 гг. академика С. Ф. Ольденбурга / под общ. ред. М. Д. Бухарина, В. С. Мясникова, И. В. Тункиной. М. : Индрик, 2020. 656 с.
Головчинер В. Д. Китайский Туркестан // Восточный Туркестан и Монголия. История изучения в конце XIX — первой трети XX века. Т. IV: Материалы Русских Туркестанских экспедиций 1909–1910 и 1914–1915 гг. академика С. Ф. Ольденбурга / под общ. ред. М. Д. Бухарина, В. С. Мясникова, И. В. Тункиной. М. : Индрик, 2020. С. 22–54.
Железняков Б. А. Соборная мечеть Кайлак/Кайалика // VII Оразбаевские чтения 2015 г. : материалы Международной научно-практической конференции. Алматы, 2015. C. 229–344.
Железняков Б. А. Мавзолеи и ханака средневекового Кайлак/Кайалика. О процессах исламизации в Северо-восточном Жетысу в XIII в. // Культурное наследие Евразии (с древности до наших дней): сборник статей. Алматы : Институт археологии им. А. Х. Маргулана, 2016. С. 154–178.
Железняков Б. А. Знаковые находки XI–XII вв. из городища Каялык // Центральная Азия на Великом Шёлковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности : материалы Международной научно-практической конференции, 13–15 июня 2018 г. Алматы, 2018. С. 361–368.
Зяблин Л. П. Второй буддийский храм Ак-Бешимского городища. Фрунзе : АН Киргиз. ССР, 1961. 74 с.
Исламизация и сакральные родословные в Центральной Азии: Наследие Исхак Баба в нарративной и генеалогической традициях. Т. 2: Генеалогические грамоты и сакральные семейства XIX–XXI веков: насаб-нама и группы ходжей, связанных с сакральным сказанием об Исхак Бабе. Алматы : Дайк-Пресс, 2008. 368 с.
Кольченко В. А. Буддизм и «индийские» религии Кыргызстана // Религии Центральной Азии. Т. III: Буддизм. Самарканд : МИЦАИ, 2019. С. 57–163.
Копылов И. И. О названии города на месте Талгарского городища // Вопросы социально-экономической истории дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 61–65.
Кошевар В. Г., Алай А. В. Монеты из Чуйской долины периода правления карахытаев // Еуразияның Мәдени Мұрасы (ежелгі дәуірден бүгінгі күнге дейін). Алматы : Ә. Х. Марғұлан атындағы Археология институты, 2016. C. 356–371.
Литвинский Б. А. Исторические судьбы Восточного Туркестана и Средней Азии (проблемы этнокультурной общности) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История культуры. Связи. М. : Наука: ГРВЛ, 1984. С. 4–28.
Литвинский Б. А. Была ли Средняя Азия ретранслятором буддизма? // Эрмитажные чтения памяти В. Г. Луконина 1995–1999 годов : тез. докл. СПб., 2000. С. 18–19.
Литвинский Б. А. Буддизм в Средней Азии (Проблемы изучения) // ВДИ. 2001. № 4. С. 188–199.
Ольденбург С. Ф. Из записных книжек 1914–1915 гг. // Восточный Туркестан и Монголия. История изучения в конце XIX — первой трети XX века. Т. IV : материалы Русских Туркестанских экспедиций 1909–1910 и 1914–1915 гг. академика С. Ф. Ольденбурга / под общ. ред. М. Д. Бухарина, В. С. Мясникова, И. В. Тункиной. М. : Индрик, 2020. С. 291–314.
Пугаченкова Г. А. Пути развития архитектуры Южного Туркестана поры рабовладения и феодализма // Труды ЮТАКЭ. Т. VI. М. : АН СССР, 1958. 492 с.
Стеблева И. В. Древнетюркская Книга гаданий как произведение поэзии // История, культура, языки народов Востока. М. : ГРВЛ, 1970. С. 150–177.
Сенигова Т. Н. Новые находки в Семиречье // По следам древних культур Казахстана. Алма-Ата, 1970. С. 277‒290.
Чебунин А. В. Начальный период проникновения, распространения и китаизации буддизма в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. 2019. Вып. 2. С. 21–30.