К вопросу о смысловом значении графических изображений на стенах тронного зала в дворцовом комплексе города Кулан (VIII-IX вв.)
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье рассматриваются граффити на стенах помещения 3 во дворце средневекового города Кулан. Это помещение выполняло функции «тронного зала». Часть гравировок выполнена в стилистике, близкой к раннетюркской графике, зафиксированной в наскальном творчестве. Группы рисунков образуют единую композицию. Прослеживается последовательность построения изобразительных рядов — справа налево в соответствии с написанием и чтением рунических надписей. Здесь представлены знаки-тамги, портретные изображения людей, зооморфные образы. На юго-западной стене показаны исторические события, связанные с завоеванием власти. В центре запечатлен тюркский воин, передающий знамя своему повелителю, в правой части стены — правитель с супругой. На северо-западную стену за «почетным местом» нанесено изображение символа тюркского племени — бегущей собаки. Возможно, этот образ связан с представлениями о Небесном псе-защитнике, творце всего растущего, медиаторе между миром людей и Небом. На юго-восточной стене изображена крупная птица — павлин, в образе которой отображены представления о космической птице. Знаки-тамги и данные письменных источников позволяют связать изображения с конкретными историческими событиями, произошедшими в жизни города Кулан в VIII в.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Аникеева Т. А., Зайцев И. В. Хакасский героический эпос «Ай-Мирген и Айдо-лай» в переводе князя П. П. Вяземского // Тюркологический сборник 2018. М., 2018. С. 191-235.
Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих ро-
довых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований // Живая старина. 1894. Вып. III-IV. C. 391-486.
Арсланова Ф. Х. Очерки средневековой археологии Верхнего Прииртышья. Астана, 2013. 406 с.
Бадер О. Н. Бартымская чаша // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). Вып. XXIX. 1949. С. 84-91.
Байпаков К. М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Ал-маты: Гылым, 1998. 216 с.
Байпаков К. М., Акылбек С. Ш., Терновая Г. А. К вопросу о религиозной жизни города Кулан в VIII-IX вв. (по материалам исследований цитадели в 2017 г.) // Народы и религии Евразии. 2019. № 2 (19). С. 9-35.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Легенда о Сиявуше на резном дереве Куйрук-тобе // Известия МН-АН РК. Серия общест. наук. 1998 № 1 (213). С. 58-67.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. «Парадиз» в загородном дворцовом комплексе владетелей средневекового Кулана // Известия МОН РК, НАН РК. Серия общест. наук. Ал-маты, 2002. № 1 (236). С. 244-268.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Резная глина Жетысу. Алматы : CREDO, 2004. 164 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). Алматы : Баур, 2005. 236 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Манихейский комплекс во дворце средневекового города Кулан (VIII в.) // Народы и религии Евразии. 2018. № 3 (16). С. 111-129.
Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья. Фрунзе : Киргизгосиздат, 1943. 104 с.
Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. Т. I. М. : Наука, 1963. С. 233-270.
Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (По поводу се-миреченских надписей) // Сочинения. Т. II, ч. 2. М. : Наука, 1964. С. 266-300.
Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893-1894 гг. // Сочинения. Т. IV. М. : Наука, 1966а. С. 21-94.
Бартольд В. В. Отчет о командировке в Среднюю Азию с научной целью // Сочинения. Т. IV. М. : Наука, 1966б. С. 111-115.
Войтов В. Е. Каменные изваяния Унгету // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. М. : Наука, 1987. С. 92-109, 327-331.
Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах // Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР. Т. 8. Алма-Ата, 1960. С. 72-92.
Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX — начало XX в.). Алма-Ата : Наука КазССР, 1968. 255 с.
Вяземский П. П. Две статьи: Волк и лебеди сказочного мира. Отдельный оттиск из «Филологических записок» 1876-1877 гг. Воронеж, 1893. 98 с.
Грач А. Д. Вопросы датировки и семантики древнетюркских тамгообразных изображений горного козла // Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 316-333.
Досымбаева А. История тюркских народов. Традиционное мировоззрение тюрков. Астана: Service Press, 2013. 254 с.
Досымбаева А., Бондарев М. Тамги — маркеры этнической культуры и символы тюркского государства // «IX Дулатовские чтения» на тему: «М. Х. Дулати и тюркский мир» : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. Тараз : Тараз университету 2016. С. 112-119.
Жданович О. П. Посольство Земарха в ставку тюркского кагана (перевод и комментарии фрагментов труда Менандра Протектора) // Золотоордынское обозрение. 2014. № 2 (4). С. 6-20.
Живопись древнего Пянджикента. М. : Изд-во АН СССР, 1954. 252 с.
Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы : Дайк-Пресс, 2002. 338 с.
Зуев Ю. А. Самое сильное племя // Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашти Кипчака в ХIII-ХVIII вв. : материалы Международного круглого стола. Алматы, 2004. С. 31-67.
Кляшторный С. Г. Древнетюркская надпись на каменном изваянии из Чойрэна // Страны и народы Востока. 1980. Вып. 22. Кн. 2. С. 90-102.
Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб. : Наука, 2006. 591 с.
Комиссаров С. А., Кудинова М. А. Образ Небесного Пса в китайской мифологии // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4: Востоковедение. С. 70-79.
Кызласов Л. Р. К уяснению исходных позиций изучения и сбережения писаниц // Человек, адаптация, культура. М. ; Тула : Гриф и К. 2008. С. 451-463.
Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. М. : Изд-во Московского университета, 1969. 212 с.
Кызласов Л. Р. Символ креста у манихеев и сакральное пространство города Суяба на реке Чу // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2006. № 2. С. 138-150.
Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М. ; Л. : Изд. АН СССР, 1951. 451 с.
Мацулевич Л. А. Чаша из Бартыма // Советская археология. 1962. № 3. С. 25-32.
Неклюдов Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М. : Наука: ГРВЛ, 1984. 316 с.
Нуржанов А. А., Терновая Г. А. Столики-дастарханы из архитектурного комплекса Луговое Г (У11-Х11 вв.) // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Исторические и социально-политические науки. Алматы, 2014. № 3. С. 124-132.
Потапов Л. П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 265-286.
Потапов Л. П. Элементы религиозных верований в древнетюркских генеалогических легендах // Советская этнография. 1991. № 5. С. 79-86.
Радлов В. В. Атлас древностей Монголии. СПб. : тип. Имп. Акад. наук, 1892-1899. Вып. 1. 1892. 14 с. 70 л.
Рапопорт Ю. А. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя Азия в древности и Средневековье (История и культура). М. : Наука, 1977. С. 58-71.
Рогожинский А. Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана: Научные чтения памяти Н. Э. Масанова. Алма-ты : Print-S, 2010. С. 329-344.
Рогожинский А. Е. Флаги на скалах (изображения знамен в ландшафтах с петроглифами тюркской эпохи Казахстана) // Изобразительные технологические традиции ранних форм искусства. 2. Памяти Е. Г. Дэвлет. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. XII. М. ; Кемерово : Кузбассвузиздат, 2019. С. 275-289.
Сенигова Т. Н. Вопросы идеологии культов Семиречья (VI-VIII вв.) // Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата : Наука КазССР, 1968. С. 51-67.
Терновая Г. А. Образы искусства как источник по мировоззрению городского населения Южного Казахстана и Семиречья VI-XII вв. (по материалам археологии) : дис. ... канд. ист. наук. Алматы, 1998. 26 с.
Чебодаева М. П. Образ Богини Умай (Ымай) в изобразительном и декоративном искусстве Хакасии. Абакан, 2019. 40 с.
Шань хай цзин (Каталог гор и морей) / предисловие, перевод и комментарий Э. М. Яншиной. М. : Наука: ГРВЛ, 1977. 236 с.
Яценко С. А. Костюм // Восточный Туркестан в древности и раннем Средневековье / под ред. Б. А. Литвинского. М. : Восточная литература РАН, 2000. С. 296-384.
Hamilton J. Le colophon de l'lrq bitig // Turcica 7, 1975. Р. 7-19.
Thomsen W. Dr. M. A. Stein s. manuscripts in Turkish «Runic» Script from Miran and TunHuang // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. London, 1912. January. Р. 181-227.