Женские образы нижнего мира в традиционных мифологических представлениях удмуртов

Основное содержание статьи

М. В. Сухова Email: salamramaswami@gmail.com

Аннотация

Статья выполнена в рамках антрополого-этнографического исследования традиционной мифологии удмуртов. В статье дана характеристика двух категорий женских мифологических персонажей, локализованных в подземно-подводном, лесном мире — богинь-покровительниц природных стихий (Вумумы'и Музъеммумы) и лесных духов (кукри-баба, обыда, египеча, жена тэлькузё, калмык-кышно, женщина-мун-чомурт, вумурт-кышно).


Основой стали полевые материалы, собранные в 1997-2020 гг. среди сельских и городских удмуртов, а также фольклорные тексты и исследовательские работы этнографов конца XIX — начала XX в.


Представления о внешнем облике женских персонажей нижнего мира в удмуртском традиционном мировоззрении сохранились по-разному. Внешний облик мумы проследить почти невозможно, что связано с архаичностью образов. Достаточно низка и степень выраженности этих образов в современной вербальной традиции. Являясь воплощением природных стихий, они максимально сакрализуются и отдаляются от человеческой повседневности. Лесные духи кышно, напротив, быстро адаптируются к современным социальным реалиям. Они в большей степени связаны с важнейшей социальной функцией инициации, поэтому они по-прежнему более близки человеку.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Сухова , М. В. (2022). Женские образы нижнего мира в традиционных мифологических представлениях удмуртов. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 27(1), 104-118. https://doi.org/10.14258/nreur(2022)1-07
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

М. В. Сухова , Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Глазов

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко, Глазов

Литература

Анучин Д. Н. Открытие огня и способы его добывания. М. ; Пг. : Гос. изд-во, 1923. 42 с.

Богаевский П. М. Материалы для изучения народной словесности вотяков // Этнографическое обозрение. 1892. № 4. С. 171-178.

Бороздина Е. А., Кондаков А. А., Шторн Е. М. Современные исследования гендера и сексуальности: теоретические разработки и эмпирические изыскания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 5. С. 7-14.

Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.

Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1996. 204 с.

Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3, кн. 1: Этнографические очерки. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1998. С. 206-240.

Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3, кн. 2. Вып.1: Этнографические очерки. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 14-82; 209-216.

Верещагин Г. Е. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4, кн. 1: Удмуртский фольклор. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 222 с.

Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1997. 356 с.

Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал. Ижевск : Монпоражён, 2018. 298 с.

Владыкина Т. Г., Панина Т. И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: II. Палэсмурт («половинный человек / человекообразное существо — половинка») // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 4. Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 2015. С. 59-67.

Волкова Л. А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX — начало XX века). Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 388 с.

Гаврилов Б. Произведения народной словесности вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. 190 с.

Герд К. Человек и его рождение у восточных финнов. Хельсинки : Suomalais-Ugrilainen Seura, 1993. 97 с.

Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков. Вып. III: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. 156 с.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М. : Наука, 1965. 251 с.

Ившина М. В. Великая Мумы: потерянное имя // Вестник Удмуртского университета. 1999. № 7. С. 59-63.

Ившина М. В. «И мужчина без жены заблудится»: гендерная социализация в удмуртской традиции // Вестник педагогического опыта. 2002. Вып. 19. С. 27-34.

Конкка А. На плечах Большой Медведицы. Избранные статьи. Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2014. 342 с.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. : Восточная литература, 2000. 407 с.

Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Ижевск : Удмуртия, 1995. 208 с.

Михайлов А. И. Вотячка. М., 1927. 40 с.

Орлов П. А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры) : дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 1999. 216 с.

Панина Т. И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: III. Обыда (лесная женщина) // Ежегодник финно-угорских исследований. Т. 11, вып. 2. Ижевск : Удмуртский университет, 2017. С. 53-66.

Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 2. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах. Вятка, 1888. 141 с.

Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 4. Следы языческой древности в образцах устной поэзии вотяков. Вятка, 1889. 84 с.

Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 5. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Вятка, 1890. 68 с.

Прокопьев К. П. Обряд прохождения через земляные ворота. (Из быта чуваш) // Известия ОАИЭ при Императорском Казанском университете. Т. XIX. Казань, 1903. 6 с.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М. : Наука, 1976. 327 с.

Савельева Л. И. Вышивка центральных районов Удмуртии // Искусство Удмуртии. Ижевск, 1975. С. 85-113.

Смирнов И. Н. Вотяки: Этнографический очерк. Известия ОАИЭ при Императорском Казанском университете. Т. VIII, вып. 2. Казань, 1890. 358 с.

Смирнов И. Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк. Известия ОАИЭ при Императорском Казанском университете. Т. IX, вып. 2. Казань, 1891. 289 с.

Сухова М. В. «... И там кто-то ночью её съел»: чем может окончиться возрастная инициация (этнографические и антропологические заметки по материалам удмуртского фольклора) // Ежегодник финно-угорских исследований. Т. 15, вып. 1. Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 2021. С. 172-182. DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-1-172-182.

Топорков А. Л. Ритуал «перепекания» ребенка у восточных славян // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды : тез. докл. Всесоюзной научно-практической конф. : в 2 ч. М., 1988. Ч. 1. С. 128-130.

Удмуртские народные сказки. 2-е изд., доп. Ижевск : Удмуртия, 1976. 324 с.

Удмуртский фольклор. Загадки. Ижевск : Удмуртия, 1982. 256 с.

Удмуртский фольклор. Пословицы, афоризмы, поговорки. Устинов : Удмуртия, 1987. 274 с.

Уманский О. Семь пластин из Чердыни // Декоративное искусство СССР. 1987. № 7. С. 48-49.

Шутова Н. И. Особенности образа древнеудмуртского женского божества // Женщины в меняющемся мире: история и современность : Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск : Изд-во Удмурдского ун-та, 1996. С. 22-25.

Apo S. Ex cunno come the folk and force: concepts of Women's Dynamistic Power in Finnish-Karelian Tradition // Gender and Folklore. Perspectives on Finnish and Karelian Culture. Helsinki: Finnish Literature Society, 1998. P. 63-91 (in English)

Holmberg U. Finno-Ugric Mythology // The Mythology of All Races in Thirteen volumes. Boston, 1927. Vol. 4. 587 p. (in English)

Stark-Arola L. Gender, Sexuality and the Supranormal // More Than Mythology: Narratives, Ritual Practices and Regional Distribution in Old Norse Religion. Lund : Nordic Academic Press, 2012. Р. 153-183 (in English).

Stark-Arola L. Magic, Body and Social Order, The Construction of Gender through Women's Private Rituals in Traditional Finland. Helsinki : Finnish Literature Society, 1998. 331 p. (in English)