Образ представителя раннего аскетизма в «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам»
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье рассматривается жизнедеятельность Ибрахима ибн Адхама, одного из представителей раннего суфизма. Сведения о второй половине его жизни вошли в «Тазки-рату-л-авлийа'» Фарид ад-дина 'Аттара Нишапури, «Наса'им ал-махаббат мин шама'им ал-футувват» Низам ад-дин «Али Шира Нава'и, «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам». Выявлен перевод на уйгурский язык труда «Тазкирату-л-авлийа'» в ХУ1 в. В отличие от «Таз-кира» в повествовании освещена и первая половина жизни Ибрахима ибн Адхама. Автором выбран более полный список рукописи «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам». На основе данных из перечисленных источников раскрыт образ жизни Ибрахима ибн Ад-хама как представителя раннего аскетизма. В процесс исследования привлечены также литографические издания, осуществленные в конце ХIХ — начале ХХ в. Установлено, что Ибрахим ибн Адхам придерживался всех трех видов зухд (воздержания), которым следовали суфии. Он вел обособленный от общества образ жизни, целиком посвятив себя служению Создателю. Его жизнедеятельность стал примером для его последователей. Ибрахим ибн Адхам послужил прототипом для создания образа благочестивого суфия. В мусульманском мире он почитался как святой. Многочисленность версий и списков рукописи «Кисса» служит показателем его популярности.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Аликберов А. К. Ибрахим б. Адхам: образ «святого правителя» в исламской традиции // История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. 2018. № 2. С. 23-32.
Бартольд В. В. Сочинения. Т. 2, ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. М. : Восточная литература, 1963. 1020 с.
Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. 3: Суфизм и суфийская поэзия. М. : Наука, 1965. 524 с.
Каримов Э. Э. Ахрар // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М. : Восточная литература, 2006. С. 43-45.
Кисса-и Ибрахим ибн Адхам. Рукопись Института востоковедения им. Абу Райха-на Беруни АН РУз. Инв. № 4035/I. 84 л.
Китаб-и қиссә-и Ибраһим ибн Әдһәм Рәһмәтулла әләйһ қиссә-и вәфати Ибраһим бин Һәзрәт. Ташкәнт, 1904. 151 б.
Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб. : ДИЛЯ, 2004. 464 с.
Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). М. : Языки славянских культур, 2012. 552 с.
Низам ад-дин 'Али Шир Нава’и. Наса’им ал-махабба мин шама’им ал-футувва. Рукопись Института восточных рукописей РАН. Шифр D 97. 116 л.
Низам ад-дин 'Али Шир Нава'и. Наса'им ал-махабба мин шама'им ал-футувва. Рукопись Института восточных рукописей РАН. Шифр С 509. 412 л.
Nurcan Oznal Guder. Ibrahim Edhem destani. Konya : Egitim akademi, 2011. 112 s.
Russel Albert Jones. Saint Ibrahim ibn Adham. Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy of the University of London. London, 1968. P. 343.
Хисматулин А. А. ал-'Илм ал-ладуни // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М. : Восточная литература, 2006. С. 156-157.
Шах Дарвиш бин 'Али Шах. Tarjima-i Tadhkirat al-awliyа'. Рукопись Британского музея. № BM 54/3.
Талиф Шайх Фарид ад-дин ' Аттар Нишапури. Тазкирату-л-авлия». Тегеран, 1379 / 1959-1969. 986 с.
Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма / пер. Н. И. Пригариной. М. : Сад-ра, 2012. 536 с.
Эркинов А. С., Бабаджанов Б. М. Нава'и // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М. : Восточная литература, 2006. С. 298-299.