Новое скальное захоронение на Тепсее

Основное содержание статьи

О. С. Советова Email: olgasovetova@yandex.ru
И. В. Сирюкин Email: ivansiryukin@mail.ru

Аннотация

При документировании петроглифов исследователям часто приходится сталкиваться со случаями повреждений скальной поверхности, на которую нанесен рисунок. Нередко по разным причинам отслаиваются и утрачиваются целые фрагменты изображения, которые иногда удается отыскать в каменных осыпях непосредственно под скалой с рисунками. При обследовании одной из таких осыпей камней, перемешанных с землей, намытой с верхних ярусов скального массива, в Волчьем логу горы Тепсей (Крас-нотуранский район Красноярского края), случайно было обнаружено новое скальное захоронение: череп располагался на каменной плитке, анатомический характер костей, перемешанных с землей и каменными фракциями, был нарушен. Сопроводительный материал отсутствовал. Из-за периодического нахождения в воде из-за водостока затылочная часть черепа побелела, истончилась и провалилась. Череп был заполнен землей, его нижняя челюсть сдвинута. Часть костей оказалась вынесена водой либо животными: некоторые из них удалось обнаружить в отдалении от самого захоронения. Череп и кости были закрыты каменными плитами, которые во время расчистки были сдвинуты со своего места. Новосибирские специалисты радиоуглеродным методом датировали череп поздним Средневековьем. К настоящему времени это третье скальное захоронение, выявленное в данном микрорайоне; всего теперь в Хакасско-Минусинской котловине известно 22 таких захоронения, из них три обнаружены рядом со скалами с рисунками, все они датированы эпохой Средневековья. Не исключено, что в этот период в Минусинской котловине существовал обряд захоронений в древних священных местах, во всяком случае, и Шалаболинская писаница, и Тепсей являются именно такими местами, в которых традиция почитания гор сложилась еще в глубокой древности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Советова, О. С., & Сирюкин, И. В. (2023). Новое скальное захоронение на Тепсее. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 28(3), 82-98. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)3-04
Раздел
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Биографии авторов

О. С. Советова, Кемеровский государственный университет

Доктор исторических наук, заведующая кафедры археологии, директор Института истории и международных отношений Кемеровского государственного университета

И. В. Сирюкин, Кемеровский государственный университет

При документировании петроглифов исследователям часто приходится сталкиваться со случаями повреждений скальной поверхности, на которую нанесен рисунок. Нередко по разным причинам отслаиваются и утрачиваются целые фрагменты изображения, которые иногда удается отыскать в каменных осыпях непосредственно под скалой с рисунками. При обследовании одной из таких осыпей камней, перемешанных с землей, намытой с верхних ярусов скального массива, в Волчьем логу горы Тепсей (Крас-нотуранский район Красноярского края), случайно было обнаружено новое скальное захоронение: череп располагался на каменной плитке, анатомический характер костей, перемешанных с землей и каменными фракциями, был нарушен. Сопроводительный материал отсутствовал. Из-за периодического нахождения в воде из-за водостока затылочная часть черепа побелела, истончилась и провалилась. Череп был заполнен землей, его нижняя челюсть сдвинута. Часть костей оказалась вынесена водой либо животными: некоторые из них удалось обнаружить в отдалении от самого захоронения. Череп и кости были закрыты каменными плитами, которые во время расчистки были сдвинуты со своего места. Новосибирские специалисты радиоуглеродным методом датировали череп поздним Средневековьем. К настоящему времени это третье скальное захоронение, выявленное в данном микрорайоне; всего теперь в Хакасско-Минусинской котловине известно 22 таких захоронения, из них три обнаружены рядом со скалами с рисунками, все они датированы эпохой Средневековья. Не исключено, что в этот период в Минусинской котловине существовал обряд захоронений в древних священных местах, во всяком случае, и Шалаболинская писаница, и Тепсей являются именно такими местами, в которых традиция почитания гор сложилась еще в глубокой древности.

Литература

Адрианов А. А. Отчет о раскопках пещеры в горе Тепсей летом 1908 г. // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. 1910. № 10. С. 34-40.

Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л. : Наука, 1975. 164 с.

Заика А. Л. Петроглифы из-под руин. Шалаболинская писаница // Енисейская провинция: альманах. 2007. Вып. 3. С. 24-38.

Катанов Н. Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен (с древнейших времен и до наших дней) // Известия Общества археол., ист. и этнограф. при Имп. Казанск. ун-те. 1894. Т. XII, вып 2. С. 109-142.

Кубарев Г. В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 400 с.

Кызласов И. Л. Скальные захоронения — особая категория погребальных памятников // Погребальный обряд. Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М. : Восточная литература, 1999. С. 169-199.

Кызласов И. Л. Свидетельства дальнего продвижения енисейского рунического письма на запад. (Одна из форм самовосприятия в северном манихействе) // Звучат лишь письмена. М. : ИА РАН, 2019. С. 251-290.

Миклашевич Е. А. Льнищенская писаница // Памятники наскального искусства Минусинской котловины: Георгиевская, Льнищенская, Улазы III, Сосниха: Труды САИПИ. Кемерово, 2012. Вып. X. С. 28-56.

Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л. Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская писаница» в 2016 г. // Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2017. Вып. 5. С. 86-100.

Осава Т. Новые рунические источники горы Тепсей и музея Полтакова // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий : материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2014.

Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. Вып. II. 182 с.

Серегин Н. Н. Некоторые аспекты интерпретации раннесредневековых скальных погребений Алтае-Саянского региона и Монголии // Известия Алтайского государственного университета. 2016. № 4. С. 273-276.

Серегин Н. Н. Скальные погребения Алтая и сопредельных территорий раннего средневековья: культурно-хронологическая и этносоциальная интерпретация // Поволжская археология. 2018. № 2. С. 41-51.

Советова О. С., Шишкина О. О., Аболонкова И. В. Наскальное искусство Тепсейско-го археологического микрорайона. Кемерово : Вектор-Принт, 2021. 288 с.

Степанов А. П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч. II. 139 с.

Blednova N., Francfort H -P., Legchilo N., Martin L., Sacchi D., Sher J., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule No. 2. Siberie du Sud 2: Tepsej I-III, Ust» — Tuba I-VI (Russie, Khakassie). Paris: Diffusion de Boccard, 1995. 153 p. (in French).

Хурэлсух С. Хадны оршуулгын судалгааны зарим асуудлал. Улаанбаатар, 2012. 144 с.