Представления о болезни и смерти и магические лечебные практики у селькупов
Основное содержание статьи
Аннотация
В задачи исследования входило рассмотрение представлений о болезни и смерти и магических лечебных практик у селькупов. Эта тема до сих пор остается малоизученной, чем подчеркивается ее актуальность и научная значимость. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Традиционные взгляды селькупов на болезнь и смерть могут быть разделены на три типа. В первом типе причиной болезни представлялись мелкие злокозненные духи, имеющие образ червя или зверька, проникающие глубоко в тело человека, при этом духи некоторых болезней, например оспы и эпилепсии, имели антропоморфный облик. Во втором типе болезнь приключалась из-за кражи духами души заболевшего человека. Воззрения на болезнь и смерть, относящиеся к третьему типу, были выделены путем сложного анализа материалов фольклора. Согласно этим воззрениям, болезнь, а главным образом смерть, наступали при нарушении целостности телесной души человека, которой считался каждый из органов и частей его тела, некоторые функции тела и ряд находящихся вне тела, но связанных с ним объектов. Вылечить болезнь и оживить умершего можно было с помощью магических, в первую очередь шаманских манипуляций.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Гемуев И. Н. Семья у селькупов (XIX — начало ХХ в.). Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1984. 156 с.
Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург : УрО РАН, 1995. 605 с.
Доннер К. У самоедов в Сибири. Томск : Ветер, 2008. 176 с.
Ким А. А. Очерки по селькупской культовой лексике. Томск : Изд. НТЛ, 1997. 219 с.
Мифология селькупов. Томск : ТГУ, 2004. 380 с. (Энциклопедия уральских мифологий).
Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск : Изд-во ТГУ, 1972. 421 с.
Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск : Изд-во ТГУ, 1998. 79 с.
Прокофьев Г. Н. Селькупский (остяко-самоедский) язык. Селькупская грамматика.
Л. : Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1935. Ч. 1. 131 с.
Прокофьева Е. Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. ; Л. : Акад. Наук СССР, 1949. Т. 11. С. 335-375.
Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л. : Наука, 1976. С. 106-128.
Степанова О. Б. Злая или добрая: к вопросу о главном мифологическом образе селькупов // Омский научный вестник. 2006. № 8. С. 52-55.
Степанова О. Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале XXI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018. № 2. С. 365-374.
Степанова О. Б. Северные селькупы: система традиционных взглядов в зеркале одного интервью // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2. С. 124-131.
Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. Сер. Etnographica Petropolitana. СПб. ; Абакан : Петербургское Востоковедение, 2010. 303 с.
Третьяков П. И. Туруханский край, его природа и жители. СПб. : Тип. Безобразова, 1871. 316 с.
Щапов А. П. Историко-географические и этнологические заметки о Сибирском населении. Собрание сочинений: дополнительный том к изданию 1905-1908 гг. Иркутск : Восточносибирское обл. изд-во, 1937. 378 с.