Православные школы в сельской общественной жизни Алтая конца XIX - начала XX в.

Основное содержание статьи

Р.Ю. Волоснов Email: volosnov-barnaul@mail.ru

Аннотация

На основе сибирских дореволюционных периодических изданий показа роль церковных школ в развитии сельской общественной жизни Алтая. Духовные школы проводили и осуществляли множество внеучеб-ных, просветительских и публичных мероприятий и наряду с храмами являлись главными культурными центрами сел Алтая XIX - начала XX в. Их общественная деятельность проявлялась в различных сферах крестьянской жизни и быта: образовательной, религиозной, досуговой, политической, экономической и культурной. Православные церковные школы в сельской местности Алтая часто дублировали или выполняли функции других общественных учреждений: церквей, музеев, научных лабораторий, магазинов, зданий для собраний и т.д. Также в общественных мероприятиях, проводимых в православных школах, принимало участие и неправославное сельское население (старообрядцы и сектанты), посредством публичных полемических бесед с членами причта и миссионерами. Эффективность, количественная посещаемость, разноплановость и психологическая атмосфера церковно-школьных общественных мероприятий, по отзывам организаторов, зачастую превосходили аналогичные процессы в храмах и в других заведениях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Волоснов, Р. (1). Православные школы в сельской общественной жизни Алтая конца XIX - начала XX в. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 223-230. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2277
Раздел
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

Р.Ю. Волоснов, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, Барнаул

Литература

1. Волоснов Р.Ю. Церковные сторожки в ансамбле сельских храмовых комплексов Алтая конца XIX -начала XX в.//Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2014. Вып. 16. С. 46-54
Контекст: ...Случается, что крестьянин наш, облекая свои понятия в обыденную форму разговорной речи, выражается иногда довольно неблаговидно, отчего в слушателях возбуждается чувство, несоответствующее благоговению и святости храма» (Волоснов Р.Ю., 2014, с. 51).

2. Дер. Куртукова Кузнецкаго уезда//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914. №6. С. 12-13
Контекст: ...Ставили «Денщик подвел» в 1 д. и «Тетка-трещотка» в 1 д. .последняя пьеса привела в восторг мужиков.» (Дер. Куртукова., 1914, с. 12-13).

3. Известия и заметки//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1890. №16. С. 25
Контекст: ...Синода с начала 1890/91 учебного года при главнейших церковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, причем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, книжные переплетные мастерские) (Известия и заметки, 1890, с. 25).

4. Карачельский С.С. Ново-Шипуновское Покровской волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914а. №4. С. 16
Контекст: ...По окончании спектакля под управлением В.Я. Шаркова хором было исполнено несколько малороссийских песен» (Карачельский С.С., 1914а, с. 16). 4.

5. Карачельский С.С. Ново-Шипуновское, Покровской волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914б. №11. С. 15-16
Контекст: ...По окончании спектакля под управлением В.Я. Шаркова хором было исполнено несколько малороссийских песен» (Карачельский С.С., 1914а, с. 16). 4.

6. Новиков И. Томская епархия в 1902 г. (продолжение)//Томские епархиальные ведомости. Неофициальный отдел. 1903. №21. С. 32-48
Контекст: ...м образом и православные чувствуют себя в школе более свободными и чаще здесь обращаются к своему священнику за разъяснением разного рода недоумений в жизни религиозной, общественной, семейной, частной» (Новиков И., 1903, с. 44).

7. Овсянников М.С. Павловское Барнаульскаго округа//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1896. №3. С. 18-23
Контекст: ...Павловского (современный райцентр Павловск Алтайского края) Михаил Овсянников (1896, с. 18) будущее предназначение строящейся школы охарактеризовал следующим образом: «.здание это будет служить прекрасным помещением для внебогослужебных собеседований, которые до сего времени производили в церкви.

8. О двухклассных церковно-приходских школах и о занятиях в них ремеслами и ручным трудом: отчет Томскаго Епархиальнаго училищнаго Совета за 1891/92 г.//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1893. №15. С. 12-32
9. Отчет Братства Томской епархии во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго за 1889/90 г.//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1891. №2. С. 1-29
Контекст: ...Солоновке (современного Смоленского района Алтайского края) собственного дома, «.который бы мог быть и школой, и квартирой учителя, и даже местом собрания православных в праздничные дни для молитвы и для собеседований.» (Отчет Братства., 1891, с. 3). 2.

10. Покровское приходское попечительство в 1899 г. (продолжение)//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1900. №10. С. 20-25
Контекст: ...Также при Тоуракской школе находился музей, где формировались естественно-исторические коллекции (Покровское приходское попечительство., 1900, с. 24). 6.

11. Религиозно-нравственныя чтения в с. Николаевском, Змейногорскаго округа, благочиния №26-го//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. Известия и заметки. 1899. №8. С. 39-40
Контекст: ...В школе во время чтений, прихожане сидят на ученических скамьях и вообще чувствуют себя здесь свободнее.» (Религиозно-нравственныя чтения., 1899, с. 3940).

12. Чащихин М.В. С. Зеркальское той же волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). №8. 1914. С. 17-18
Контекст: ...Зеркалы (современный Шипуновский район Алтайского края) в здании церковно-приходской школы по распоряжению крестьянского начальника Шавелина был собран волостной сход, где обсуждались насущные хозяйственные проблемы (Чащихин М.В., 1914, с. 17).

13. Шевелков А. Отчет Общества трезвости при Трехсвятительской церкви села Хлопуновскаго благочиния 36-го округа, Томской епархии//Томские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. II. Отдел общецерковный. 1914. №3. С. 195-198
Контекст: ...Чтения всегда сопровождались пением церковных песнопений и кантат из «Лепты» (Шевелков А., 1914, с. 195).