Некоторые заметки о служителях культов у древних тюрков VI-VIII вв

Основное содержание статьи

В.В. Тишин

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тишин, В. (1). Некоторые заметки о служителях культов у древних тюрков VI-VIII вв. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 102-119. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2306
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье/пер. Ф.М. Асадова. Баку, 1993. 204 с.
Контекст: ...Ибн ал-Факих описывал у тюрков-огузов гадания с камнями (Арабские источники о тюрках.., 1993, с. 50-51).

2. Ахинжанов С. М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья//Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 65-79.
Контекст: ...Шаманская принадлежность «трехрогого» головного убора и его центральноазиатское происхождение на основе сравнительно-исторических и этнографических параллелей были убедительно обоснованы С.М. Ахинжановым (1978, с. 65-76).

3. Эбжет Б. ТYркi хальщтарындагы шамандывда сиынудьщ непзп тYрлерi//ХКТУ III Халыщаралык; ТYркология конгресс БYгiнгi ТYркологиянын eзектi мэселелерi мен келешеп (ортак тiл, тарих жэне элiппе)/A.Y.U. III. Uluslararasi Ttirkoloji kongresi. Ortak dil, tarih ve alfabe, olu§turma stireginde, gegmi§ten geligege Ttirkolojinin meseleleri. 18-20 мамыр/mayis. ТYркiстан/Ttirkistan, 2009. S. 392-394.
Контекст: ...Вероятно, все эти функции она приобретает через посредство покровительства, прежде всего, женщинам, чья биологическая роль определяет их как рожениц, социальная - как хозяек и хранительниц семейного очага (Эбжет Б., 2009, s. 392-394).

4. Безертинов Р.Н. Тэнгрианство -религия тюрков и монголов. 2-е изд., доп. Казань, 2004. 448 c.
Контекст: ...Характерно, что сам культ Умай основательно сохранился у тюркских народов Южной Сибири, кочевников или полукочевников, в то время как у тюркских народов, перенявших ценности исламской культуры, он либо исчез вообще, как, например, у татар (Безертинов Р.Н., 2004, с. 88), либо смешался с другими поверьями, как, например, у азери тюрков (Geybullayev G., Rizayeva V., 1999), но при этом частично остался у кыргызов и узбеков, тесно связанных с кочевническо-скотоводческим хозяйством (Потапов Л.П., 1973, с. 273-274; Potapov L.P., 1996, s. 226).

5. Бернштам А. Н. Золотая диадема из шаманского погребения на р. Карагалинке//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1940. Вып. V. С. 23-31.
Контекст: ...Какова природа этих культов? Уже А.Н. Бернштам (1940, с. 28-31), рассматривая инвентарь погребения в Каргалы, высказался за его принадлежность к шаману и возможную связь с поздним алтайским шаманством, а также отметил наличие шаманских верований у центральноазиатских кочевников, начиная с хуннов.

6. Бичурин Н.Я. . Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена/под ред., вступ. ст., комм.
7. А.Н. Бернштама и Н.В. Кюнера. М.; Л., 1950. Т. I. 384 с.
8. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе: в 4 т.: Ок. 250 000 слов и выражений. Т. 2: Иероглифы №1-№ 5064/В.С. Кузес, Б.Г. Мудров, З.И. Баранова ; сост. под рук. и ред. И.М. Ошанина. М., 1983. 1102 с.
Контекст: ...И. М. Ошанина) приводятся следующие значения иероглифа ву М: (1) ‘танцовщица, шаманка (заклинательница духов, дождя); шаманка, колдунья; чародейка, ведьма', (2) ‘шаман, колдун; чернокнижник; чародей, маг; заклинатель духов, некромант', (3) ‘шаманство; шаманский', (4) ‘знахарь; лекарь; врачеватель' (Большой китайско-русский словарь..., 1983, с. 89), но значение си Щ ‘шаман, колдун, кудесник' (Большой китайско-русский словарь., 1984, с. 457).

9. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе: В 4 т.: Ок. 250 000 слов и выражений. Т. 4: Иероглифы № 10746-№ 15505/В.С. Кузес, Б.Г. Мудров, З.И. Баранова ; под ред. И.М. Ошанина. М., 1984. 1062 с.
Контекст: ...; чародей, маг; заклинатель духов, некромант', (3) ‘шаманство; шаманский', (4) ‘знахарь; лекарь; врачеватель' (Большой китайско-русский словарь..., 1983, с. 89), но значение си Щ ‘шаман, колдун, кудесник' (Большой китайско-русский словарь., 1984, с. 457).

10. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. 296 с.
Контекст: ...У тувинцев в начале XX в. были известны наследственные заклинатели, способные влиять на погоду, именовавшиеся одучу и илбичи (Вайнштейн С.И., 1991, с. 239).

11. Владимирцов Б. Я. Турецкие элементы в монгольском языке//Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1911. Т. XX, вып. II-III. С. 153-184.
Контекст: ...Это слово может быть возведено к слову jel ‘ветер' через переносные значения последнего (Владимирцов Б.Я., 1911, с. 173174; Clauson G., 1972, p. 919; Севортян Э.В., Левитская Л.С., 1989, с. 182-183.

12. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 145 с.
13. Голден П.Б. Государство и государственность у хазар. Власть хазарских каганов//Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993. С. 211-233.
Контекст: ...Сакральные функции шамана приписывает кагану и П. Голден (1993, с. 227).

14. Грач А. Д. Древнетюркская каменная фигура из района Мунгу -Хайрхан-Ула (Юго-Западная Тува)//Краткие сообщения Института этнографии. 1958. Вып. XXX. С. 151-158.
Контекст: ...Сцену коленопреклонения одного племени перед другим видели здесь А.Н. Бернштам, Л.П. Потапов (1953, с. 92) и А.Д. Грач (1958, с. 156, 157, прим. 17).

15. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 524 с.
Контекст: ...Хотя их сущность рассматривается учеными по-разному (Гумилев Л.Н., 1993, с. 84; Потапов Л.П., 1991, с. 121; Дашковский П.К., 2009, с. 67), по-видимому, речь идет как раз о лицах, функциями напоминающих черных шаманов.

16. Дашковский П. К. Служители культов у тюрок Центральной Азии в эпоху средневековья//Известия АлтГУ. Сер.: История, политология. 2009. Вып. 4/1(64). С. 65-71.
Контекст: ...Источники же дают лишь косвенные свидетельства относительно каких-либо служителей культов у древних тюрков VI-VIII вв. и их функций (Дашковский П.К., 2009, с. 66-67).

17. Длужневская Г.В. Еще раз о «кудыргинском валуне» (к вопросу об иконографии Умай у древних тюрков)//Тюркологический сборник 1974. М.; Новосибирск, 1978. С. 230-237.
18. Досымбаева А.М. Мемориальные памятники тюрков Жетысу по материалам святилища Мерке//Известия МОН РК. 2000. Сер. общественных наук. № 1. С. 64-78.
19. Досымбаева А.М. Мерке -сакральная земля тюрков Жетысу. Тараз, 2002. 108 с.
20. Досымбаева А.М. Традиционное мировоззрение средневековых тюрков Жетысу (по материалам культовых памятников): автореф. дис.... д-ра ист. наук: 07.00.02. -Отечественная история (История Республики Казахстан). Алматы, 2010. 52 с.
Контекст: ...Подобное распространение женских статуй характерно и для других памятников Семиречья (Досымбаева А.М., 2010, с. 17).

21. Древнетюркский словарь/под ред. В.М. Наделяева, Д.М. Наси-лова, Э.Р. Тенишева, А.М. Щербака. Л., 1969. XXXVIII, 714 с.
Контекст: ...Исследователи обычно видят слово qamla - ‘колдовать, шаманить, камлать' (Малов С.Е., 1951, с. 410), ‘камлать, совершать шаманские обряды' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 417), ‘to act as a ka:m, make magic' (Clauson G., 1972, p. 628), в тексте притчи XII «Ырк битиг» («Книги предсказаний») в форме qamla-mis с упоминанием Эрклига (Кляшторный С.Г., 1981, с.126): (e)r: (

22. Ескеева М. К. Орхон, Енисей, Талас ескерткiштерi жэне казiрri кыпшак тiлдерiндегi моносиллабтардьщ к¥рылымдык ерекшелжтерг филология гылымдарыныц докторы гылыми дэрежесш алу Yшiн дайындалган диссертацияныц авторефераты: 10.02.02. -казак тш. Алматы, 2007. 58, б.
Контекст: ...МД. Ескеева предполагает возможность гомогенной природы корней *ur ur ~ *uy ~ *ug ~ *um/um ~ *ul ul, примерами чего могут послужить также слова og ‘мать', oyul ‘сын, дитя', oyus ‘племя', uy'is ‘многочисленный' (Ескеева МД., 2007, 49-50 б).

23. Зуев Ю.А. Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в.//Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы; М., 1998. С. 153-161.
Контекст: ...м сакральных функций мог быть малый каган, отождествленный им с эв-каганом (Trepavlov V.V., 1996, p. 115-116), однако само такое отождествление не находит отражение в источниковом материале, к тому же Ю.А. Зуев (1998, с. 160) привел убедительные аргументы в пользу того, что эв-каган (< кит. и-кэ-хань ®ff) «на заре тюркской истории» был лишь титулом предводителя удела.

24. Камалов А.К. О тюрко-согдийском взаимодействии в Танском Китае//Иран-намэ. 2007. № 4(4). С. 115-128.
25. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири//Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1949. №9. 364 с.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1949; 1964, с. 97) толковал сцену как шаманский обряд погребения ребенка, С.В. Киселев (1949, с. 279; 1951, с. 499) - как преклонение бедных перед богатыми, к чему, судя по всему, склонялся и А.П. Окладников (1947, с. 120).

26. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М.; Л., 1951. 642 с.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1949; 1964, с. 97) толковал сцену как шаманский обряд погребения ребенка, С.В. Киселев (1949, с. 279; 1951, с. 499) - как преклонение бедных перед богатыми, к чему, судя по всему, склонялся и А.П. Окладников (1947, с. 120).

27. Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках//Тюркологический сборник 1977. М., 1981. С. 117-138.
28. Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб., 2006. 591 с.
Контекст: ...Согласно уточненному чтению, в первой Алтын-Кольской надписи богиня Умай названа uqi-miz - букв. ‘[наша] прародительница' [Е-28, 3]28 (Кормушин И.В., 1997, с. 76-77, 80, 81, 84; 2008, с. 118, 119; Кляшторный С.Г., 2006, с. 336-337).

29. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Открытие и изучение древнетюркских и согдийских эпиграфических памятников Центральной Азии//Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 37-60.
Контекст: ...Про Таспар кагана в плохо сохранившейся Бугутской надписи говорится, что он «спрашивает у бога» [Б II, 1] или «спросил у богов» [Б II, 7] (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1978, с. 56; 1971, с. 132, 139, 140; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 79, 86; Klya§torniy S.G., Livsi? V.A., 1992, s. 228, 236)23.

30. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута//Страны и народы Востока. Т. Х: География, этнография, история. М., 1971. С. 121-146.
31. Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии: тексты и исследования. М., 1997. 303 с.
Контекст: ...Согласно уточненному чтению, в первой Алтын-Кольской надписи богиня Умай названа uqi-miz - букв. ‘[наша] прародительница' [Е-28, 3]28 (Кормушин И.В., 1997, с. 76-77, 80, 81, 84; 2008, с. 118, 119; Кляшторный С.Г., 2006, с. 336-337).

32. Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика, текстология. М., 2008. 342 с.
33. Кызласов Л.Р. К истории шаманских верований на Алтае//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1949. Вып. XXIX. С. 48-54.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1949) обратил внимание на изображение большой фигуры в «трехрогом» головном уборе на знаменитом Кудыргинском валуне, отождествив ее с богиней Умай, а ее головной убор связал с головными уборами сибирских шаманистов.

34. Кызласов Л. Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей//Советская археология. 1964. №2. С. 27-39.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1949; 1964, с. 97) толковал сцену как шаманский обряд погребения ребенка, С.В. Киселев (1949, с. 279; 1951, с. 499) - как преклонение бедных перед богатыми, к чему, судя по всему, склонялся и А.П. Окладников (1947, с. 120).

35. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.
Контекст: ...Тенгри) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Julien S., 1864, p. 335; Parker E.H., 1899, p. 122; 1900, p. 166, 172; Кычанов Е.И., 1997, с. 112; Ta§agil A., 2003, s. 98, 113).

36. Малов С.Е. Остатки шаманства у желтых уйгуров//Живая старина. Год XXI. 1912. Вып. 1. С. 61-74.
Контекст: ...Ср., прежде всего, сары-югурск. jin, означавшее помогавших шаману духов (Малов С.Е., 1912, с. 72), алтайск. jal6i, обозначавшее совокупность сверхъестественных сил, формирующих силу шамана (Потапов Л.П., 1991, с. 51, 110, прим. 75; с. 82, 125, 129).

37. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л., 1951. 451 (1) с.
Контекст: ...Исследователи обычно видят слово qamla - ‘колдовать, шаманить, камлать' (Малов С.Е., 1951, с. 410), ‘камлать, совершать шаманские обряды' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 417), ‘to act as a ka:m, make magic' (Clauson G., 1972, p. 628), в тексте притчи XII «Ырк битиг» («Книги предсказаний») в форме qamla-mis с упоминанием

38. Малов С.Е. Язык желтых уйгуров: тексты и переводы. М., 1967. 220 с.
Контекст: ...В одном же стихе с ним встречается слово ajbHbi, по С.Е. Малову, ‘провидец (божество - старик)\ причем оба лица, обозначенные этими словами, представлены как выполняющие гадание (Малов С.Е., 1967, с. 24).

39. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1: Арабские и персидские источники (VI-XV вв.)/под ред. С.Л. Волина, А.А. Ро-маскевича, А.Ю. Якубовского. М.; Л., 1939. 612 с.
Контекст: ...Так, автор «Худуд ал-‘Алам» пишет, что тюрки-огузы уважали знахарей (tabiban), которым при виде кланялись (namaz barand), и лекарей (pijishkan), которые «распоряжались их жизнями (khun) и имуществом (khwasta)» (Hudud al-Alam..., 1937, p. 101; Материалы.., 1939, с. 211).

40. Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк/пер., предисл. и коммент. З.-А.М. Ауэзовой. Алматы, 2005. 1288 с.
Контекст: ...Женщины видят в ней доброе предзнаменование» (Махмуд ал-Кашгари, 2005, с. 152).

41. Менандр Византиец//Византийские историки: Дексипп, Эвна-пий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец/пер. с греч. Спиридона Дестуниса; прим. Гавриила Дестуниса. СПб., 1860. С. 311-470.
Контекст: ...ь отгонять несчастья», они плясали у костра, «звонили в колокол и ударяли в тимпан», изгоняя из вещей византийского посольства «лукавых духов», им «приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла» (Менандр Византиец, 1860, с. 375).

42. Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ)//История и археология Семиречья. Алматы, 2001. Вып. 2. С. 63-86.
Контекст: ...Ю.А. Мотов (2001) здесь видит ритуальное детское жертвоприношение.

43. Окладников А.П. Социальный строй предков якутов//Советская этнография. 1947. №2. С. 95-122.
Контекст: ...Л.Р. Кызласов (1949; 1964, с. 97) толковал сцену как шаманский обряд погребения ребенка, С.В. Киселев (1949, с. 279; 1951, с. 499) - как преклонение бедных перед богатыми, к чему, судя по всему, склонялся и А.П. Окладников (1947, с. 120).

44. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с.
Контекст: ...Л.П. Потапов (1991, с. 273-274) указал на тот факт, что тюркские каганы имели полномочия обращаться с молитвой к Небесным силам, и отметил, что некоторые из них, хотя и не все, могли быть шаманами.

45. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953. 442 с.
Контекст: ...Сцену коленопреклонения одного племени перед другим видели здесь А.Н. Бернштам, Л.П. Потапов (1953, с. 92) и А.Д. Грач (1958, с. 156, 157, прим. 17).

46. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 265-286.
47. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (общетюркские и межтюркские основы на гласные). М., 1974. 767 с.
Контекст: ...Ее корневая основа восходит к омоформной паре глагола *oy- (< *oq-?) ~ *uq- *‘создавать', ‘порождать' (а также ‘рождать'?) и имени *oy (< *oq) ~ *uq ‘потомство, род' (см.: Севортян Э.В., 1974, с. 416; Сравнительно-историческая грамматика.. , 1997, с. 314).

48. Севортян Э.В., Левитская Л.С. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на буквы «Ж)>, «Ж», «Й». М., 1989. 293 с.
Контекст: ...Это слово может быть возведено к слову jel ‘ветер' через переносные значения последнего (Владимирцов Б.Я., 1911, с. 173174; Clauson G., 1972, p. 919; Севортян Э.В., Левитская Л.С., 1989, с. 182-183.

49. Скобелев С.Г. Иконография принадлежности образа богини Умай у древних и современных тюрок //http://www.kyrgyz.ru/? page=272
Контекст: ...Судя по всему, интерпретация изображения в качестве сцены поклонения Умай наиболее ближе к истине (Кляшторный С.Г., 1981, с. 133), хотя против этого резко возражал Л.П. Потапов (1991, с. 294-298), но, по крайней мере, она находит иконографические и этнографические параллели (Скобелев С.Г., 2001; ?oruhlu Y., 2001, s. 100-103).

50. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика/отв. ред. Э.Р. Тенишев. М., 1997. 800 с.
Контекст: ...Ее корневая основа восходит к омоформной паре глагола *oy- (< *oq-?) ~ *uq- *‘создавать', ‘порождать' (а также ‘рождать'?) и имени *oy (< *oq) ~ *uq ‘потомство, род' (см.: Севортян Э.В., 1974, с. 416; Сравнительно-историческая грамматика.. , 1997, с. 314).

51. Суразаков А.С. К семантике изображений на Кудыргинском валуне//Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. Кемерово, 1994. С. 45-55.
Контекст: ...А.С. Суразаков (1994) не исключает таких вариантов, как сцены какого-либо ритуала погребально-поминального цикла и поклонения поданных семье усопшего ввиду малолетства наследника и временного перехода власти к его матери.

52. Табалдиев К.Ш., Жолдошов Ч. Образцы изобразительной деятельности древнетюркских племен Тенир-Тоо//«Манас» Университе-ти. Коомдук илимдер журналы. 2003. №13. С. 111-136.
53. Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований Нарынского отряда)//Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск, 2000. С. 65-85.
Контекст: ...Среди каменных изваяний Семиречья (Йеди су), относящихся, по-видимому, к тюргешскому периоду (Шер Я.А., 1966, с.42-44; Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С., 2000), встречаются нехарактерные для Алтая, Тувы и Монголии женские статуи с кубком в правой руке.

54. Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. 228 с.
Контекст: ...Г.А. Федоров-Давыдов (1976, с. 92, 95), также отмечая различия изваяний Южной Сибири, Семиречья и Причерноморья, полагал, что первые изображали конкретных павших воинов, культ характера исключительно патриархального, по мере продвижения тюрков на запад изображения связываются с абстрактным предком, родоначальником.

55. Феофилакт Симокатта. История/пер. С.П. Кондратьева. М., 1957. 222 с.
Контекст: ...Хотя их сущность рассматривается учеными по-разному (Гумилев Л.Н., 1993, с. 84; Потапов Л.П., 1991, с. 121; Дашковский П.К., 2009, с. 67), по-видимому, речь идет как раз о лицах, функциями напоминающих черных шаманов. Феофилакт Симокатта (1957, с. 161) писал, что тюрки «своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказание о будущем» [Феофил, Кн. 7, VIII, 15].

56. Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.; Л., 1966. 140 с.
Контекст: ...Среди каменных изваяний Семиречья (Йеди су), относящихся, по-видимому, к тюргешскому периоду (Шер Я.А., 1966, с.42-44; Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С., 2000), встречаются нехарактерные для Алтая, Тувы и Монголии женские статуи с кубком в правой руке.

57. Caferoglu A. Eski Uygur Turkgesi Sozlugu. istanbul: Edebiyat Fa-cultesi Basimevi, 1968 (Turk Dil Kurumu Yayinlari: Sayi 260). XV, 320 s.
Контекст: ...В уйгурском переводе биографии Сюань Цзана , относящемся к X в., встречается слово korumci ‘провидец' (Древнетюркский словарь, 1965, с. 319), ‘Seher, Deuter, Wahrsager' (Gabain A., 1950, s. 316), ‘kahin, falci, mtineccim, yildiza bakan' (Caferoglu A., 1968, s. 117), ‘soothsayer' (Clauson G., 1972, p. 745) < korum ‘взгляд, представление' (Древнетюркский словарь, 1965, с. 319), ‘Ansicht, Auffasung, Sicht, Blick, Los, Traum' (Gabain A., 1950, s. 316), ‘a single, act of seeing' (Clauson G., 1972, p. 745), или, как указал Дж.

58. Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford, 1972. xlviii, 989 p.
Контекст: ...Исследователи обычно видят слово qamla - ‘колдовать, шаманить, камлать' (Малов С.Е., 1951, с. 410), ‘камлать, совершать шаманские обряды' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 417), ‘to act as a ka:m, make magic' (Clauson G., 1972, p. 628), в тексте притчи XII «Ырк битиг» («Книги предсказаний») в форме qamla-mis с упоминанием Эрклига (Кляшторный С.Г., 1981, с.126): (e)r: (a)bqa b(a)rmis: tayda: q(a)ml(a)mis: t(e)qrida: (e)rkl(i)g: tir: anca: biliql(a)r: j(a)b(i)z: ol [ЫБ, XII].

59. Coruhlu Y. Gokturk Sanatinda Dim Nitelikli Heykeller ve Tasvirler//Turk Dili Ara§tirmalari Yilligi, Belleten 2000. Ankara, 2001. S. 95-146.
60. Divanu Lugat-it-Turk ve Tercumesi. Qeviren B. Atalay. Cilt I. Ankara, 1985. 530 s.
61. Dlujnevskaya G.V. «Kudirge Kayasi» Eski Turklerdeki Umay Tasvirleri//Turk Dunyasi incelemeleri Dergisi. izmir, 1996. Sayi I. S. 235-240.
Контекст: ...Г.В. Длужневская (1978) интерпретировала рисунок как обряд прошения благополучия роду и семье у богини Умай (Dlujnevskaya G.V., 1996).

62. Doerfer G. Turkische und mongolische Elemente im Neupersischen. Bd. I: Mongolische Elemente im Neupersischen. Wiesbaden, 1963 (Verof-fentlichungen der Orientalischen Komission. Bd. XVI). XLVIII, 558 s.
63. Gabain A. (von) Altturkische Grammatik. Mit Bibliographie, Le-sestucken und Worterverzeichnis, auch Neuturkisch. Mit vier Schrifttafeln und sieben Schriftproben. 2. verbesserte Auflage. Leipzig: Otto Harbas-sowitz, 1950 (Porta Linguarum Orientalium, Sammlung von Lehrbtichern ftir das Studium der orientalischen Sprachen, herausgegeben von Richard Hartmann. XXIII). XVIII, 357, s.
Контекст: ...В уйгурском переводе биографии Сюань Цзана , относящемся к X в., встречается слово korumci ‘провидец' (Древнетюркский словарь, 1965, с. 319), ‘Seher, Deuter, Wahrsager' (Gabain A., 1950, s. 316), ‘kahin, falci, mtineccim, yildiza bakan' (Caferoglu A., 1968, s. 117), ‘soothsayer' (Clauson G., 1972, p. 745) < korum ‘взгляд, представление' (Древнетюркский словарь, 1965, с. 319), ‘Ansicht,

64. Geybullayev G., Rizayeva V. Eski Ttirklerde Umay Tanrigasi//Ttirk Dtinyasi incelemeleri Dergisi. izmir, 1999. Sayi III. S. 215-218.
Контекст: ...Сибири, кочевников или полукочевников, в то время как у тюркских народов, перенявших ценности исламской культуры, он либо исчез вообще, как, например, у татар (Безертинов Р.Н., 2004, с. 88), либо смешался с другими поверьями, как, например, у азери тюрков (Geybullayev G., Rizayeva V., 1999), но при этом частично остался у кыргызов и узбеков, тесно связанных с кочевническо-скотоводческим хозяйством (Потапов Л.П., 1973, с. 273-274; Potapov L.P., 1996, s. 226).

65. Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992 (Turkologica. Bd. 9). xvii, 483 p.
Контекст: ...Для ряда исследователей это очевидный факт (Sinor D., 1990, p. 314; Golden P.B., 1992, p. 149).

66. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D.//Translated and explained by V. Minorsky. With the preface by V.V. Barthold translated from the Russian. London, 1937. 524 p.
Контекст: ...Так, автор «Худуд ал-‘Алам» пишет, что тюрки-огузы уважали знахарей (tabiban), которым при виде кланялись (namaz barand), и лекарей (pijishkan), которые «распоряжались их жизнями (khun) и имуществом (khwasta)» (Hudud al-Alam..., 1937, p. 101; Материалы.., 1939, с. 211).

67. inan A. Tarihte ve Btigtin §amanizm: Materyaller ve Ara§tirmarlar. 3. baski. Ankara, 1986 (Ttirk Tarih Kurumu Yayinlari. VII. Dizi -Sayi 24b). 222 s.
Контекст: ...Если так, то он был белым шаманом, так как именно они могли камлать божествам и духам Верхнего мира (inan A., 1986, s. 83, 84; Потапов Л.П., 1991, с. 274), почему могут считаться служителями культов.

68. Julien S. Documents historiques sur les Tou-kiue (Turcs)//Journal Asiatique. 1864. Ser. 6. Vol. III. P. 325-367, 491-549.
Контекст: ...Тенгри) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Julien S., 1864, p. 335; Parker E.H., 1899, p. 122; 1900, p. 166, 172; Кычанов Е.И., 1997, с. 112; Ta§agil A., 2003, s. 98, 113).

69. Kljastornyi S.G., Livsic V.A. The Sogdian Inscription of Bugut Revised//Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1972. T. XXVI. P. 69-102.
Контекст: ...Про Таспар кагана в плохо сохранившейся Бугутской надписи говорится, что он «спрашивает у бога» [Б II, 1] или «спросил у богов» [Б II, 7] (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1978, с. 56; 1971, с. 132, 139, 140; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 79, 86; Klya§torniy S.G., Livsi? V.A., 1992, s. 228, 236)23.

70. Klyastorny S.G. Al-Birunie’s Version of an old Ttirkic genealogical legend. On the semantics of Ttirkic «baraq»//Ttirkic languages. 1998. Vol. 2. № 2. P. 247-252.
71. Klya§torniy S.G., Livsig V.A. Bugut’taki Sogtga Kitabeye Yeni Bir Baki§//Ttirk Dili Ara§tirmalan Yilligi, Belleten 1987. Ankara, 1992. S. 201-241.
72. Orkun H.N. Eski Ttirk yazitlan. 3. baski. Ankara, 1994 (Ttirk Dil Ku-rumu Yayinlari 529). 963 s.
Контекст: ...Следовательно, в рассматриваемом фрагменте «Ырк битиг» сообразно принять чтение, приводимое вслед за В. Томсеном у Х.Н. Оркуна kamllmi§ ‘dti§mti§', а затем также у Т. Текина как k(a)m(i)lmi§ ‘he fell to the ground' (Orkun H.N., 1994, s. 267-268; Tekin T., 1993, p. 10, 11).

73. Ogel В. Ttirk mitolojisi (Kaynaklan ve agikmalari ile destanlar).
74. I. Cilt. 2. baski. Ankara, 1993. 645 s.
75. Parker E.H. The Early Turks (From the CHOU SHU)//The China Review. 1899. Vol. 24. №3. P. 120-130.
Контекст: ...Тенгри) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Julien S., 1864, p. 335; Parker E.H., 1899, p. 122; 1900, p. 166, 172; Кычанов Е.И., 1997, с. 112; Ta§agil A., 2003, s. 98, 113).

76. Parker E.H. The Early Turks (From the PEI SHI and the SUI SHU)//The China Review. 1900. Vol. 24. №4. P. 163-173.
Контекст: ...Тенгри) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Julien S., 1864, p. 335; Parker E.H., 1899, p. 122; 1900, p. 166, 172; Кычанов Е.И., 1997, с. 112; Ta§agil A., 2003, s. 98, 113).

77. Potapov L.P. Etnografik Verilerin I§iginda Eski Ttirklerin Tan-risi Umay//Ttirk Dtinyasi incelemeleri Dergisi. izmir, 1996. Sayi I. S. 213-233.
Контекст: ...Супруга кагана, хатун, в надписи Кюль-тегина названа, в свою очередь, «подобной Умай» (umaj teg) [КТб, 31], богине плодородия и покровительнице детей, символизирующей женское начало (Потапов Л.П., 1973; Potapov L.P., 1996).

78. Roux J.-P. Sacerdoce et empires universels chez les Turco-Mongols//Revue de l'histoire des religions. 1987. Vol. 204. Nu. 2. P. 151-174.
Контекст: ...Ж.-П. Ру предполагал у тюрков существование института шаманов (Roux J.-P., 1987, p. 154-155).

79. Sinor D. The establishment and dissolution of the Ttirk empire//The Cambridge History of Early Inner Asia: From Earliest Times to the Rise of the Mongols. Vol. 1/Ed. by D. Sinor. Cambridge, 1990. P. 285-316.
Контекст: ...Для ряда исследователей это очевидный факт (Sinor D., 1990, p. 314; Golden P.B., 1992, p. 149).

80. §en S. Orhon yazitlarinda gegen Tenri teg tenride bolmi§ Turuk Bilge Kagan ve Tenri teg tenri yaratmi§ Turuk Bilge Kagan Yaratmis Turuk Bilge Kagan ifadelerinin yeni bir yorumu//I. Uluslararasi Uzak Asya’dan On Asya’ya Eski Ttirkge Bilgi Soleni, 18-20 Kasim 2009. Afyonkarahisar, 2010. S. 251-260.
81. Ta§agil A. Gok-Ttirkler I. 2. baski. Ankara, 2003 (Ttirk Tarih Kurumu Yayinlari. VII. Dizi -Sayi 1601). 197, s.
Контекст: ...Тенгри) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Julien S., 1864, p. 335; Parker E.H., 1899, p. 122; 1900, p. 166, 172; Кычанов Е.И., 1997, с. 112; Ta§agil A., 2003, s. 98, 113).

82. Tekin T. Irk Bitig: (the Book of Omens). Wiesbaden, 1993 (Tur-cologica. Bd. 18). 70 s., Facsimiles 75-133 s.
Контекст: ...Следовательно, в рассматриваемом фрагменте «Ырк битиг» сообразно принять чтение, приводимое вслед за В. Томсеном у Х.Н. Оркуна kamllmi§ ‘dti§mti§', а затем также у Т. Текина как k(a)m(i)lmi§ ‘he fell to the ground' (Orkun H.N., 1994, s. 267-268; Tekin T., 1993, p. 10, 11).

83. Trepavlov V.V. A chief and a priest: temporal and spiritual substances in nomadic sociality//International journal of Central Asian studies. 1996. Vol. 1. P. 97-125.
Контекст: ...В.В. Трепавлов предположил, что в отличие от верховного кагана, бывшего политическим лидером, носителем сакральных функций мог быть малый каган, отождествленный им с эв-каганом (Trepavlov V.V., 1996, p. 115-116), однако само такое отождествление не находит отражение в источниковом материале, к тому же Ю.А. Зуев (1998, с. 160) привел убедительные аргументы в пользу того, что эв-каган (< кит. и-кэ-хань ®ff) «на заре тюркской истории» был лишь титулом предводителя удела.

84. Yoshida Y., Moriyasu T. The Bugut Inscription (У'^ЪЩ^)//Provisional Report of Researches on Historical Sites and Inscriptions in Mongolia from 1996 to 1998/Ed. by T. Moriyasu and A. Ochir. Toyonaka, 1999. P. 121-125.
85. Цинь-дин си ку цюань шу хуэй-яо: Суй шу (гон эр цо). Чанчунь, 2005 Ш^(^2®). ШШ, 2005].