Традиционные представления хакасов о собаке
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Бурнаков, В. (1). Традиционные представления хакасов о собаке. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 5(5), 196-216. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2334
Выпуск
Раздел
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ И РОССИИ
Литература
1. Аат палазы Хубай Хус паза Ир Тохчын//Хакас чоньщ нымахта-ры (Хакасские народные сказки). Абакан, 1957. С. 22-31. (На хак. яз.)
Контекст: ...После смерти вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Улгер1)* (Катанов Н.Ф., 1907, с. 270-271; Аат палазы, 1957, с. 22-31; Бутанаев В.Я., 2003, с. 49, 73-74).
2. Алтын Арыг//Алтын Арыг: Богатырские сказания, записанные от С.П. Кадышева. Абакан, 1987. С. 7-130.
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
3. Алтын Тайчи. Героическое сказание, записанное от Е.Н. Кула-гашевой. Абакан, 1973. 148 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...В героической эпике и мифах хакасов лай собак и рев животных, наряду с горящим очагом, были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей (Ах пора..., 2007, с. 97; Алтын Тайчи, 1973, с. 35; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 71).
4. Алтын Чус. Героическое сказание, записанное от М.К. Доброва. Абакан, 1958. 90 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
5. Ах пора аттыг Алтын Сабах (Алтын Сабах на светло-сером коне)//Хара тораатыг Хара Хан (Хара Хан на темно-гнедом коне): сборник богатырских сказаний, записанных от К.А. Бастаева. Абакан, 2007. С. 78-132. (На хак. яз.)
6. Баинов М.Р. Хан-Тонис на темно-сивом коне: героическое сказание. Новосибирск, 2007. 387 с.
7. Боргоякова Т.Г. Краткий хакасско-русский фразеологический словарь. Абакан, 2000. 144 с.
Контекст: ...й человек (букв. собачье сердце), «адай чус» - ‘негодяй, бессовестный человек (букв. собаки лицо)', «адайга [даа] санабасха» - ‘относиться к кому-либо с пренебрежением (букв. собакой [даже] не считать)' (Боргоякова Т.Г., 2000, с. 14), «будучи богатырями, как мы, подобно собакам, выйдем из кочевья и вернемся с дороги» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 299), «и чего народ ты задираешь, как собака злая у дороги» (Сарыг-Чанывар, 1991, с. 86), «глаза худого человека, оказывается, бывают похожи на собачьи глаза» (Катанов
8. Бурнаков В.А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006. 197 с.
Контекст: ...В хакасском мифе о происхождении человека не случайно именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей (Бурнаков В.А., 2006, с. 70; Бутанаев В.Я., 2003, с. 110-111).
9. Бурнаков В. А. Путешествие в «мир мертвых»: мистерия хакасского шамана Макара Томозакова//Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. №22. С. 607-617.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
10. Бурнаков В.А. Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева//Вестник Новосибирского государственного университета. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С. 236-244.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
11. Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 206-221.
Контекст: ...Когда в семье часто болели и умирали дети, в целях защиты новорожденному шили специальный чехол из выделанной шкуры собаки (Бутанаев В.Я., 1988, с. 62).
12. Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII -начала XVIII в. Абакан, 1995. 258 с.
Контекст: ...Так, в исторических документах XVII в. дается краткое описание процесса принятия присяги: «А шерть шертовали съехався к лутчему кыргыскому князцу х Коджебаю в улус перед отпуском Дмитреевым в месяц июне под полы убив собаку и выточа кров и тое свежую собачую кров пили» (Потапов Л.П., 1957, с. 22; Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А., 1995, с. 84).
13. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996. 224 с.
Контекст: ...Когда замечали, что ребенок во сне скрипел зубами, то ему на шею вешали шнурок, сплетенный из собачьей шерсти с нанизанным клыком марала (Бутанаев В.Я., 1996, с. 142).
14. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.
Контекст: ...Она, наряду с другими, входила в круг доместицированных животных, называемых по-хакасски «адай-хус» (букв. собака-птица) (Бутанаев В.Я., 1999, с. 18; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 30).
15. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.
Контекст: ...В хакасском мифе о происхождении человека не случайно именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей (Бурнаков В.А., 2006, с. 70; Бутанаев В.Я., 2003, с. 110-111).
16. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006. 254 с.
Контекст: ...При этом на службе у узутов имелись пестрые собаки (Бутанаев В.Я., 2006, с. 143).
17. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан, 2008. 376 с.
Контекст: ...Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в следующих поговорках: «Алган хатыца 1зенме, азыраан адайга 1зен1с» - ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку'; «Чабал к1з1дец чоргенче чахсы адайнац чор» -‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой' (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 259, 273, 277, 297).
18. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мы родом из Хонгорая: хакасские мифы, легенды и предания. Абакан, 2010. 240 с.
Контекст: ...В героической эпике и мифах хакасов лай собак и рев животных, наряду с горящим очагом, были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей (Ах пора..., 2007, с. 97; Алтын Тайчи, 1973, с. 35; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 71).
19. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.; Л., 1940. 448 с.
Контекст: ...Аналогичные фольклорные сюжеты бытовали среди шорцев и северных алтайцев (Дыренкова Н.П., 1940, с. 239; 1949, с. 131).
20. Дыренкова Н.П. Охотничьи легенды кумандинцев//Сб. МАЭ. М.; Л., 1949. Т. XI. С. 110-132.
Контекст: ...Аналогичные фольклорные сюжеты бытовали среди шорцев и северных алтайцев (Дыренкова Н.П., 1940, с. 239; 1949, с. 131).
21. Жельвис В.И. Человек и собака (восприятие собаки в разных этнокультурных традициях)//СЭ. 1984. №3. С. 135-143.
Контекст: ...Физический контакт с собакой может вызвать чувство брезгливости» (Жельвис В.И., 1984, с. 137-138).
22. Карачаков С.Е. Чоныма од1з1м айланчам (Возвращаю свой долг). Абакан, 2004. 112 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...Стоит добавить, что имя «Адай» (‘Собака') было довольно распространенным среди хакасов (Карачаков С.Е., 2004, с. 7-8; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 60, 149; Кустова Ю.Г., 2000, с. 66).
23. Кастрен М.А. Сочинения. Т. 2: Путешествие в Сибирь (18451849). Тюмень, 1999. 352 с.
Контекст: ...Было распространено воззрение, что нечистая сила «айна» довольно часто может представать в образе черной собаки (Кастрен М.А., 1999, с. 220-221; Бурнаков В.Я., 2006, с. 71).
24. Катанов Н. (священник) Шаманский бубен и его значение//Енисейские епархиальные ведомости. 1889. №6 (16 марта). С. 112-114.
Контекст: ...Ее изображение встречалось на сакральных лентах «сызым», пришиваемых к костюму кама (Бутанаев В.Я., 2006, с. 79), а также на бубнах (Катанов Н.Ф., 1889, с. 114; Суховской В., 1901, с. 3; Яковлев Е.К., 1900, с. 117).
25. Катанов Н.Ф. Письма Н.Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана//Приложение к LXXIII тому Записок Имп. академии наук. СПб., 1893а. №8. 113 с.
Контекст: ...В конце пострадавшему необходимо было три раза обойти сорок тополей (Катанов Н.Ф., 1893, с. 536; 1897, с. 53, 62, 75; Бутанаев В.Я., 2003, с. 64-65).
26. Катанов Н.Ф. Среди тюркских племен//Известия Русского географического общества. СПб., 1893б. Т. 29, вып. 6. С. 519-541.
Контекст: ...В конце пострадавшему необходимо было три раза обойти сорок тополей (Катанов Н.Ф., 1893, с. 536; 1897, с. 53, 62, 75; Бутанаев В.Я., 2003, с. 64-65).
27. Катанов Н.Ф. Народные приметы и поверья бельтиров//Деятель. 1896. №8. С. 424-425.
Контекст: ...Они объясняли это тем, что «дух неба не любит собаки» (Катанов Н.Ф., 1896, с. 424).
28. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, 1897. 104 с.
Контекст: ...Из-за боязни осквернения ее присутствие не допускалось на коллективных обрядовых действах - жертвоприношениях духам гор (таг тайы) и небу (тиг1р тайы) (Островских П., 1895, с. 337; Катанов Н.Ф., 1897, с. 34, 40; Бутанаев В.Я., 2003, с. 169), а также во время семейно-родовых обрядов, например, при кормлении тосов - духов предков (Катанов Н.Ф., 1907, с. 411) и почитании божества огня (Яковлев Е.К., 1900, с. 108).
29. Катанов Н.Ф. Народные способы лечения у сагайцев//Деятель. 1899. №10. С. 394-395.
Контекст: ...При укусе же обычной (не бешеной) собакой опять-таки применялась народная магия. «Старуха берет наперсток и, держа его тремя пальцами, прикладывает три раза к больному месту и говорит: “О, собака, возьми свою пакость, отвлеки свое злодеяние, да не ноет сие место и да не болит никак!”» (Катанов Н.Ф., 1899, с. 394).
30. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные B.В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
Контекст: ...После смерти вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Улгер1)* (Катанов Н.Ф., 1907, с. 270-271; Аат палазы, 1957, с. 22-31; Бутанаев В.Я., 2003, с. 49, 73-74).
31. Катанов Н. Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях//Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
Контекст: ...Кроме того, было распространено убеждение, что духи гор (таг ээлерг) могли являться людям в образе желтых собак (Катанов Н.Ф., 1909, с. 270).
32. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб., 2000. 160 с.
Контекст: ...Стоит добавить, что имя «Адай» (‘Собака') было довольно распространенным среди хакасов (Карачаков С.Е., 2004, с. 7-8; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 60, 149; Кустова Ю.Г., 2000, с. 66).
33. Майногашева В.Е. Некоторые элементы композиции хакасского эпоса//Проблемы хакасского фольклора. Абакан, 1982. С. 42-59.
Контекст: ...Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака под названием «Ах адай» (‘Белая собака'), преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря (Майногашева В.Е., 1982, с. 57-58).
34. Орел В.Е. Культура, символы и животный мир. Харьков, 2008. 584 с.
Контекст: ...о (Успенский Б.А., 1994, с. 95, 120). «Собаку считали символом бесстыдства и низшим пределом пороков, что нашло отражение в пословицах “песьи глаза не знают стыда” и “собачьей свадьбы не надо портить”» (Орел В.Е., 2008, с. 229).
35. Островских П. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края//Живая старина. 1895. Вып. III-IV. С. 297-348.
Контекст: ...Из-за боязни осквернения ее присутствие не допускалось на коллективных обрядовых действах - жертвоприношениях духам гор (таг тайы) и небу (тиг1р тайы) (Островских П., 1895, с. 337; Катанов Н.Ф., 1897, с. 34, 40; Бутанаев В.Я., 2003, с. 169), а также во время семейно-родовых обрядов, например, при кормлении тосов - духов предков (Катанов Н.Ф., 1907, с. 411) и почитании божества огня (Яковлев Е.К., 1900, с. 108).
36. Охотник и бай//Хакас чоньщ нымыхтары (хакасские народные сказки). Абакан, 1956. С. 42-49. (На хак. яз.)
Контекст: ...Перед обитателями потустороннего мира предстает лающая собака (Охотник и бай, 1956, с. 42-49).
37. Охотник и щенок//Мифы и легенды хакасов. Абакан, 2006. C. 19-22.
Контекст: ...В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство (Охотник и щенок, 2006, с. 19-22; Бутанаев В.Я., 2003, с. 32).
38. Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.). Абакан, 1958. 104 с.
Контекст: ...Стоит заметить, что хакасы нередко практиковали шитье одежды и обуви из собачьих шкур и для взрослых (Патачаков К.М., 1958, с. 75), вероятно, не только из практических потребностей, но и с защитно-магической целью.
39. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 1972. 424 с. Байдак А.В., Максимова Н.П., Тучкова Н.А. Собака в языке и мифологии селькупов//Культура как система в историческом контексте: опыт западносибирских археолого-этнографических совещаний. Томск, 2010. С. 97-100.
40. Попов Н. Поверья и некоторые обычаи качинских татар//Известия Императорского Русского географического общества. 1884. Т. XX. С. 34-48.
Контекст: ...Данный обычай основывался на вере в то, что за собакой (или в ней) могла прятаться нечистая сила «айна», а Худай (Бог) при всяком удобном случае старается поразить ее молнией (Попов Н., 1884, с. 46; Катанов Н.Ф., 1897, с. 52).
41. Потапов Л.П. Пища алтайцев: (этнографический очерк)//Сборник МАЭ. М.; Л., 1953. Т. XIV. С. 37-72.
Контекст: ...Л. 18), кандык - «адай тЫ» - букв. ‘собачий зуб' (Спасский Г., 1818, с. 182; Потапов Л.П., 1953, с. 62), черемуха - «адай нымыр-ты» - ‘собачья черемуха (разновидность этого растения, у которого плоды сухие, без сока)', дикий чеснок, растущий в степи, -«адай чамазы» - ‘собачий чеснок', (Бутанаев В.Я., 1999, с. 70, 209), шиповник - «адай тунчугы» - букв. ‘собачий нос' (ПМА).
42. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957. 308 с.
Контекст: ...Так, в исторических документах XVII в. дается краткое описание процесса принятия присяги: «А шерть шертовали съехався к лутчему кыргыскому князцу х Коджебаю в улус перед отпуском Дмитреевым в месяц июне под полы убив собаку и выточа кров и тое свежую собачую кров пили» (Потапов Л.П., 1957, с. 22; Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А., 1995, с. 84).
43. Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций//Материальная культура и мифология: сб. МАЭ. Л., 1981. Т. XXXVI. С. 125-137.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
44. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989. 749 с.
Контекст: ...Оделив им всех гостей, бросают оставшиеся куски к двери; их жадно ловят ожидающие там голодные бедняки, но часто им приходится драться за них с собравшимися здесь же собаками» (Радлов В.В., 1989, с. 167).
45. Салмин А.К. Собака в традиционных представлениях чувашей//Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. №1. C. 124-128.
Контекст: ...Схожие воззрения встречались среди чувашей (Салмин А.К., 2011, с. 124-125).
46. Сарыг-Чанывар. Героическое сказание, записанное от И. Сыр-гашева//Сибирские сказания. М., 1991. С. 36-124.
Контекст: ...' (Боргоякова Т.Г., 2000, с. 14), «будучи богатырями, как мы, подобно собакам, выйдем из кочевья и вернемся с дороги» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 299), «и чего народ ты задираешь, как собака злая у дороги» (Сарыг-Чанывар, 1991, с. 86), «глаза худого человека, оказывается, бывают похожи на собачьи глаза» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 396-397), «ты поступаешь, словно безрассудный пес» (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 56), «
47. Спасский Г. Народы, кочующие вверху реки Енисея//Сибирский вестник. 1818. Кн. 1. С. 87-111.
Контекст: ...Л. 18), кандык - «адай тЫ» - букв. ‘собачий зуб' (Спасский Г., 1818, с. 182; Потапов Л.П., 1953, с. 62), черемуха - «адай нымыр-ты» - ‘собачья черемуха (разновидность этого растения, у которого плоды сухие, без сока)', дикий чеснок, растущий в степи, -«адай чамазы» - ‘собачий чеснок', (Бутанаев
48. Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997. 224 с.
Контекст: ...В этой связи енисейский губернатор А.П. Степанов (1997, с. 77), описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. - В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья.
49. Суховской В. О шаманстве в Минусинском крае//Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1901. Т. XVII. С. 1-9.
Контекст: ...Ее изображение встречалось на сакральных лентах «сызым», пришиваемых к костюму кама (Бутанаев В.Я., 2006, с. 79), а также на бубнах (Катанов Н.Ф., 1889, с. 114; Суховской В., 1901, с. 3; Яковлев Е.К., 1900, с. 117).
50. Титов В. Богатырские поэмы минусинских татар//Вестник ИРГО. СПб., 1856. Ч. 15. С. 187-226.
Контекст: ...Собаки в любой момент могут сорваться с цепей и принести им и всему миру гибель (Титов В., 1856, с. 187-226).
51. Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица//Из истории докапиталистических формаций: сб. ст. к сорокапятилетию научной деятельности Н.Я. Марра. М.; Л., 1933. С. 293-328.
Контекст: ...Воззрения о крылатой собаке хорошо коррелируют с материалами по самодийской и иранской мифологии (Тревер К.В., 1933, с. 293-328).
52. Трояков П.А. Истоки и формы чудесного вымысла. Абакан, 1991. 385 с.
Контекст: ...В эпических произведениях хакасов собака, наряду с конем выступает в качестве незаменимого и верного друга и советчика (Трояков П.А., 1991, с. 67).
53. Унгвицкая М.А., Майнагашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972. 311 с.
Контекст: ...Сравнение поведения воина с отдельными повадками собаки представлено также в загадке: «Хыйт итчЫ, хылызынац алчых» - ‘Схватив саблю, и, со словами хыйт, побежал' (собака с поднятым хвостом) (Катанов Н.Ф., 1907, с. 239; Унгвицкая М.А., Майнагашева В.Е., 1972, с. 270; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 214).
54. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. II: Язык и культура. М., 1994. 688 с.
Контекст: ...В народном православии собака чаще рассматривается как подлое, греховное, а нередко и бесовское существо (Успенский Б.А., 1994, с. 95, 120). «Собаку считали символом бесстыдства и низшим пределом пороков, что нашло отражение в пословицах “песьи глаза не знают стыда” и “собачьей свадьбы не надо портить”» (Орел В.Е., 2008, с. 229).
55. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с.
Контекст: ...Она, наряду с другими, входила в круг доместицированных животных, называемых по-хакасски «адай-хус» (букв. собака-птица) (Бутанаев В.Я., 1999, с. 18; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 30).
56. Хан позырах аттыг хан Мирген//Хан Мирген. Героические сказания, записанные от М.К. Доброва. Абакан, 1968. С. 9-114. (На хак. яз.)
Контекст: ...В эпосе «Хан позырах аттыг хан Мирген» (‘Хан Мирген на кроваво-рыжем коне') собака, именуемая «Хара адай» (‘Черная собака'), помогает герою добыть шкуру алабарса - мифического тигра, которая надежно предохраняет от врагов и болезней (Хан позырах, 1968, с. 28-29).
57. Хара Молат//Ай Мичик и Кюн Мичик. Богатырские сказания. Абакан, 1993. С. 63-124. (На хак. яз.)
Контекст: ...я собака', «пачазы чох адай» -‘не имеющая свояка собака' (Катанов Н.Ф., 1907, с. 263, 391; Бутанаев В.Я., 1999, с. 39, 77; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 277, 336; Хара тораттыг..., 2007, с. 32; Хара Молат, 1993, 123 с.; Ш ах., 1968, с. 147; Хан позырах..., 1968, с. 23).
58. Хара тораттыг Хара Хан//Хара тораттыг Хара Хан (Хара Хан на темно-гнедом коне): героическое сказание. Абакан, 2007. С. 7-77. (На хак. яз.)
Контекст: ...а скрученного дерева, безымянная собака', «пачазы чох адай» -‘не имеющая свояка собака' (Катанов Н.Ф., 1907, с. 263, 391; Бутанаев В.Я., 1999, с. 39, 77; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 277, 336; Хара тораттыг..., 2007, с. 32; Хара Молат, 1993, 123 с.; Ш ах., 1968, с. 147; Хан позырах..., 1968, с. 23).
59. Хубан Арыг. Богатырское сказание, записанное от С.И. Шул-баева. Абакан, 1995. 192 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...Так, в героическом сказании «Хубан Арыг» (1995, с. 60-61.
60. Чертыкова М.Д. Глаголы говорения в хакасском языке (системно-семантический аспект). Абакан, 2005. 180 с.
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
61. Щукин Н.С. Народы турского языка, обитающие в Южной Сибири//Журнал Министерства внутренних дел. 1847. Ч. 19. С. 255-284.
Контекст: ...Уподобление образа жизни и системы питания нищенствующих людей и их соотношение с «собачьей долей» наглядно представлено в материалах исследователей XIX в.: «После обеда остатки идут собакам, а часть сидящему у дверей гостю» (Щукин Н.С., 1847, с. 282). «Не успеет мясо свариться, как его распределяют между гостями, и делают это тоже хозяин, почетный гость и хозяйка.
62. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск, 1900. Вып. IV. 212 с.
Контекст: ...Собаки умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника (Яковлев Е.К., 1900, с. 64).
63. Ярилов А.А. Былое и настоящее сибирских инородцев: материалы для изучения. Вып 2: Мелецкие инородцы. Юрьев, 1890. 204 с.
Контекст: ...Собаке отводилась особая роль на охоте (Ярилов А.А., 1890, с. 98-100; 1899, с. 256).
64. Ярилов A.A. Былое и настоящее сибирских инородцев: материалы для изучения. Вып. 3: Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев, 1899. 366 с.
Контекст: ...Собаке отводилась особая роль на охоте (Ярилов А.А., 1890, с. 98-100; 1899, с. 256).
65. Ы ах ой хулун//Хан Мирген. Героические сказания, записанные от М.К. Доброва. Абакан, 1968. С. 115-210. (На хак. яз.)
Контекст: ...После смерти вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Улгер1)* (Катанов Н.Ф., 1907, с. 270-271; Аат палазы, 1957, с. 22-31; Бутанаев В.Я., 2003, с. 49, 73-74).
2. Алтын Арыг//Алтын Арыг: Богатырские сказания, записанные от С.П. Кадышева. Абакан, 1987. С. 7-130.
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
3. Алтын Тайчи. Героическое сказание, записанное от Е.Н. Кула-гашевой. Абакан, 1973. 148 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...В героической эпике и мифах хакасов лай собак и рев животных, наряду с горящим очагом, были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей (Ах пора..., 2007, с. 97; Алтын Тайчи, 1973, с. 35; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 71).
4. Алтын Чус. Героическое сказание, записанное от М.К. Доброва. Абакан, 1958. 90 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
5. Ах пора аттыг Алтын Сабах (Алтын Сабах на светло-сером коне)//Хара тораатыг Хара Хан (Хара Хан на темно-гнедом коне): сборник богатырских сказаний, записанных от К.А. Бастаева. Абакан, 2007. С. 78-132. (На хак. яз.)
6. Баинов М.Р. Хан-Тонис на темно-сивом коне: героическое сказание. Новосибирск, 2007. 387 с.
7. Боргоякова Т.Г. Краткий хакасско-русский фразеологический словарь. Абакан, 2000. 144 с.
Контекст: ...й человек (букв. собачье сердце), «адай чус» - ‘негодяй, бессовестный человек (букв. собаки лицо)', «адайга [даа] санабасха» - ‘относиться к кому-либо с пренебрежением (букв. собакой [даже] не считать)' (Боргоякова Т.Г., 2000, с. 14), «будучи богатырями, как мы, подобно собакам, выйдем из кочевья и вернемся с дороги» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 299), «и чего народ ты задираешь, как собака злая у дороги» (Сарыг-Чанывар, 1991, с. 86), «глаза худого человека, оказывается, бывают похожи на собачьи глаза» (Катанов
8. Бурнаков В.А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006. 197 с.
Контекст: ...В хакасском мифе о происхождении человека не случайно именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей (Бурнаков В.А., 2006, с. 70; Бутанаев В.Я., 2003, с. 110-111).
9. Бурнаков В. А. Путешествие в «мир мертвых»: мистерия хакасского шамана Макара Томозакова//Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. №22. С. 607-617.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
10. Бурнаков В.А. Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева//Вестник Новосибирского государственного университета. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С. 236-244.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
11. Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 206-221.
Контекст: ...Когда в семье часто болели и умирали дети, в целях защиты новорожденному шили специальный чехол из выделанной шкуры собаки (Бутанаев В.Я., 1988, с. 62).
12. Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII -начала XVIII в. Абакан, 1995. 258 с.
Контекст: ...Так, в исторических документах XVII в. дается краткое описание процесса принятия присяги: «А шерть шертовали съехався к лутчему кыргыскому князцу х Коджебаю в улус перед отпуском Дмитреевым в месяц июне под полы убив собаку и выточа кров и тое свежую собачую кров пили» (Потапов Л.П., 1957, с. 22; Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А., 1995, с. 84).
13. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996. 224 с.
Контекст: ...Когда замечали, что ребенок во сне скрипел зубами, то ему на шею вешали шнурок, сплетенный из собачьей шерсти с нанизанным клыком марала (Бутанаев В.Я., 1996, с. 142).
14. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.
Контекст: ...Она, наряду с другими, входила в круг доместицированных животных, называемых по-хакасски «адай-хус» (букв. собака-птица) (Бутанаев В.Я., 1999, с. 18; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 30).
15. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.
Контекст: ...В хакасском мифе о происхождении человека не случайно именно собаке было поручено охранять слепленные богом из глины тела первых людей (Бурнаков В.А., 2006, с. 70; Бутанаев В.Я., 2003, с. 110-111).
16. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006. 254 с.
Контекст: ...При этом на службе у узутов имелись пестрые собаки (Бутанаев В.Я., 2006, с. 143).
17. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан, 2008. 376 с.
Контекст: ...Почтительное отношение к этому животному нашло отражение в следующих поговорках: «Алган хатыца 1зенме, азыраан адайга 1зен1с» - ‘Не надейся на взятую жену, надейся на вскормленную собаку'; «Чабал к1з1дец чоргенче чахсы адайнац чор» -‘Чем дружить с плохим человеком, лучше ходить с хорошей собакой' (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 259, 273, 277, 297).
18. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мы родом из Хонгорая: хакасские мифы, легенды и предания. Абакан, 2010. 240 с.
Контекст: ...В героической эпике и мифах хакасов лай собак и рев животных, наряду с горящим очагом, были одним из основных маркеров ойкумены и важнейшим показателем стабильности жизни людей (Ах пора..., 2007, с. 97; Алтын Тайчи, 1973, с. 35; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 71).
19. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.; Л., 1940. 448 с.
Контекст: ...Аналогичные фольклорные сюжеты бытовали среди шорцев и северных алтайцев (Дыренкова Н.П., 1940, с. 239; 1949, с. 131).
20. Дыренкова Н.П. Охотничьи легенды кумандинцев//Сб. МАЭ. М.; Л., 1949. Т. XI. С. 110-132.
Контекст: ...Аналогичные фольклорные сюжеты бытовали среди шорцев и северных алтайцев (Дыренкова Н.П., 1940, с. 239; 1949, с. 131).
21. Жельвис В.И. Человек и собака (восприятие собаки в разных этнокультурных традициях)//СЭ. 1984. №3. С. 135-143.
Контекст: ...Физический контакт с собакой может вызвать чувство брезгливости» (Жельвис В.И., 1984, с. 137-138).
22. Карачаков С.Е. Чоныма од1з1м айланчам (Возвращаю свой долг). Абакан, 2004. 112 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...Стоит добавить, что имя «Адай» (‘Собака') было довольно распространенным среди хакасов (Карачаков С.Е., 2004, с. 7-8; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 60, 149; Кустова Ю.Г., 2000, с. 66).
23. Кастрен М.А. Сочинения. Т. 2: Путешествие в Сибирь (18451849). Тюмень, 1999. 352 с.
Контекст: ...Было распространено воззрение, что нечистая сила «айна» довольно часто может представать в образе черной собаки (Кастрен М.А., 1999, с. 220-221; Бурнаков В.Я., 2006, с. 71).
24. Катанов Н. (священник) Шаманский бубен и его значение//Енисейские епархиальные ведомости. 1889. №6 (16 марта). С. 112-114.
Контекст: ...Ее изображение встречалось на сакральных лентах «сызым», пришиваемых к костюму кама (Бутанаев В.Я., 2006, с. 79), а также на бубнах (Катанов Н.Ф., 1889, с. 114; Суховской В., 1901, с. 3; Яковлев Е.К., 1900, с. 117).
25. Катанов Н.Ф. Письма Н.Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана//Приложение к LXXIII тому Записок Имп. академии наук. СПб., 1893а. №8. 113 с.
Контекст: ...В конце пострадавшему необходимо было три раза обойти сорок тополей (Катанов Н.Ф., 1893, с. 536; 1897, с. 53, 62, 75; Бутанаев В.Я., 2003, с. 64-65).
26. Катанов Н.Ф. Среди тюркских племен//Известия Русского географического общества. СПб., 1893б. Т. 29, вып. 6. С. 519-541.
Контекст: ...В конце пострадавшему необходимо было три раза обойти сорок тополей (Катанов Н.Ф., 1893, с. 536; 1897, с. 53, 62, 75; Бутанаев В.Я., 2003, с. 64-65).
27. Катанов Н.Ф. Народные приметы и поверья бельтиров//Деятель. 1896. №8. С. 424-425.
Контекст: ...Они объясняли это тем, что «дух неба не любит собаки» (Катанов Н.Ф., 1896, с. 424).
28. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, 1897. 104 с.
Контекст: ...Из-за боязни осквернения ее присутствие не допускалось на коллективных обрядовых действах - жертвоприношениях духам гор (таг тайы) и небу (тиг1р тайы) (Островских П., 1895, с. 337; Катанов Н.Ф., 1897, с. 34, 40; Бутанаев В.Я., 2003, с. 169), а также во время семейно-родовых обрядов, например, при кормлении тосов - духов предков (Катанов Н.Ф., 1907, с. 411) и почитании божества огня (Яковлев Е.К., 1900, с. 108).
29. Катанов Н.Ф. Народные способы лечения у сагайцев//Деятель. 1899. №10. С. 394-395.
Контекст: ...При укусе же обычной (не бешеной) собакой опять-таки применялась народная магия. «Старуха берет наперсток и, держа его тремя пальцами, прикладывает три раза к больному месту и говорит: “О, собака, возьми свою пакость, отвлеки свое злодеяние, да не ноет сие место и да не болит никак!”» (Катанов Н.Ф., 1899, с. 394).
30. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные B.В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
Контекст: ...После смерти вознеслась на небо и превратилась в созвездие Ориона (Адай Улгер1)* (Катанов Н.Ф., 1907, с. 270-271; Аат палазы, 1957, с. 22-31; Бутанаев В.Я., 2003, с. 49, 73-74).
31. Катанов Н. Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях//Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
Контекст: ...Кроме того, было распространено убеждение, что духи гор (таг ээлерг) могли являться людям в образе желтых собак (Катанов Н.Ф., 1909, с. 270).
32. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб., 2000. 160 с.
Контекст: ...Стоит добавить, что имя «Адай» (‘Собака') было довольно распространенным среди хакасов (Карачаков С.Е., 2004, с. 7-8; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2010, с. 60, 149; Кустова Ю.Г., 2000, с. 66).
33. Майногашева В.Е. Некоторые элементы композиции хакасского эпоса//Проблемы хакасского фольклора. Абакан, 1982. С. 42-59.
Контекст: ...Так, в богатырском сказании «Чил Саппа» собака под названием «Ах адай» (‘Белая собака'), преодолев все препятствия, отыскивает волшебное средство и оживляет доброго богатыря (Майногашева В.Е., 1982, с. 57-58).
34. Орел В.Е. Культура, символы и животный мир. Харьков, 2008. 584 с.
Контекст: ...о (Успенский Б.А., 1994, с. 95, 120). «Собаку считали символом бесстыдства и низшим пределом пороков, что нашло отражение в пословицах “песьи глаза не знают стыда” и “собачьей свадьбы не надо портить”» (Орел В.Е., 2008, с. 229).
35. Островских П. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края//Живая старина. 1895. Вып. III-IV. С. 297-348.
Контекст: ...Из-за боязни осквернения ее присутствие не допускалось на коллективных обрядовых действах - жертвоприношениях духам гор (таг тайы) и небу (тиг1р тайы) (Островских П., 1895, с. 337; Катанов Н.Ф., 1897, с. 34, 40; Бутанаев В.Я., 2003, с. 169), а также во время семейно-родовых обрядов, например, при кормлении тосов - духов предков (Катанов Н.Ф., 1907, с. 411) и почитании божества огня (Яковлев Е.К., 1900, с. 108).
36. Охотник и бай//Хакас чоньщ нымыхтары (хакасские народные сказки). Абакан, 1956. С. 42-49. (На хак. яз.)
Контекст: ...Перед обитателями потустороннего мира предстает лающая собака (Охотник и бай, 1956, с. 42-49).
37. Охотник и щенок//Мифы и легенды хакасов. Абакан, 2006. C. 19-22.
Контекст: ...В дальнейшем щенок (собака) чудесным образом преображается в прекрасную деву, становится супругой героя и приносит ему счастье и богатство (Охотник и щенок, 2006, с. 19-22; Бутанаев В.Я., 2003, с. 32).
38. Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.). Абакан, 1958. 104 с.
Контекст: ...Стоит заметить, что хакасы нередко практиковали шитье одежды и обуви из собачьих шкур и для взрослых (Патачаков К.М., 1958, с. 75), вероятно, не только из практических потребностей, но и с защитно-магической целью.
39. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. Томск, 1972. 424 с. Байдак А.В., Максимова Н.П., Тучкова Н.А. Собака в языке и мифологии селькупов//Культура как система в историческом контексте: опыт западносибирских археолого-этнографических совещаний. Томск, 2010. С. 97-100.
40. Попов Н. Поверья и некоторые обычаи качинских татар//Известия Императорского Русского географического общества. 1884. Т. XX. С. 34-48.
Контекст: ...Данный обычай основывался на вере в то, что за собакой (или в ней) могла прятаться нечистая сила «айна», а Худай (Бог) при всяком удобном случае старается поразить ее молнией (Попов Н., 1884, с. 46; Катанов Н.Ф., 1897, с. 52).
41. Потапов Л.П. Пища алтайцев: (этнографический очерк)//Сборник МАЭ. М.; Л., 1953. Т. XIV. С. 37-72.
Контекст: ...Л. 18), кандык - «адай тЫ» - букв. ‘собачий зуб' (Спасский Г., 1818, с. 182; Потапов Л.П., 1953, с. 62), черемуха - «адай нымыр-ты» - ‘собачья черемуха (разновидность этого растения, у которого плоды сухие, без сока)', дикий чеснок, растущий в степи, -«адай чамазы» - ‘собачий чеснок', (Бутанаев В.Я., 1999, с. 70, 209), шиповник - «адай тунчугы» - букв. ‘собачий нос' (ПМА).
42. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957. 308 с.
Контекст: ...Так, в исторических документах XVII в. дается краткое описание процесса принятия присяги: «А шерть шертовали съехався к лутчему кыргыскому князцу х Коджебаю в улус перед отпуском Дмитреевым в месяц июне под полы убив собаку и выточа кров и тое свежую собачую кров пили» (Потапов Л.П., 1957, с. 22; Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А., 1995, с. 84).
43. Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций//Материальная культура и мифология: сб. МАЭ. Л., 1981. Т. XXXVI. С. 125-137.
Контекст: ...Количество собачьих духов у каждого кама было индивидуально и могло варьироваться от одного до девяти (Потапов Л.П., 1981, с. 135; Бурнаков В.А., 2008, с. 608; 2011, с. 239).
44. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989. 749 с.
Контекст: ...Оделив им всех гостей, бросают оставшиеся куски к двери; их жадно ловят ожидающие там голодные бедняки, но часто им приходится драться за них с собравшимися здесь же собаками» (Радлов В.В., 1989, с. 167).
45. Салмин А.К. Собака в традиционных представлениях чувашей//Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. №1. C. 124-128.
Контекст: ...Схожие воззрения встречались среди чувашей (Салмин А.К., 2011, с. 124-125).
46. Сарыг-Чанывар. Героическое сказание, записанное от И. Сыр-гашева//Сибирские сказания. М., 1991. С. 36-124.
Контекст: ...' (Боргоякова Т.Г., 2000, с. 14), «будучи богатырями, как мы, подобно собакам, выйдем из кочевья и вернемся с дороги» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 299), «и чего народ ты задираешь, как собака злая у дороги» (Сарыг-Чанывар, 1991, с. 86), «глаза худого человека, оказывается, бывают похожи на собачьи глаза» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 396-397), «ты поступаешь, словно безрассудный пес» (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 56), «
47. Спасский Г. Народы, кочующие вверху реки Енисея//Сибирский вестник. 1818. Кн. 1. С. 87-111.
Контекст: ...Л. 18), кандык - «адай тЫ» - букв. ‘собачий зуб' (Спасский Г., 1818, с. 182; Потапов Л.П., 1953, с. 62), черемуха - «адай нымыр-ты» - ‘собачья черемуха (разновидность этого растения, у которого плоды сухие, без сока)', дикий чеснок, растущий в степи, -«адай чамазы» - ‘собачий чеснок', (Бутанаев
48. Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997. 224 с.
Контекст: ...В этой связи енисейский губернатор А.П. Степанов (1997, с. 77), описывая быт хакасов в XIX в., отмечал: «Татары (хакасы. - В.Б.) поднимаются на охоту дружно, большими обществами и всегда налегке, несмотря на продолжительное отсутствие из своего кочевья.
49. Суховской В. О шаманстве в Минусинском крае//Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1901. Т. XVII. С. 1-9.
Контекст: ...Ее изображение встречалось на сакральных лентах «сызым», пришиваемых к костюму кама (Бутанаев В.Я., 2006, с. 79), а также на бубнах (Катанов Н.Ф., 1889, с. 114; Суховской В., 1901, с. 3; Яковлев Е.К., 1900, с. 117).
50. Титов В. Богатырские поэмы минусинских татар//Вестник ИРГО. СПб., 1856. Ч. 15. С. 187-226.
Контекст: ...Собаки в любой момент могут сорваться с цепей и принести им и всему миру гибель (Титов В., 1856, с. 187-226).
51. Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица//Из истории докапиталистических формаций: сб. ст. к сорокапятилетию научной деятельности Н.Я. Марра. М.; Л., 1933. С. 293-328.
Контекст: ...Воззрения о крылатой собаке хорошо коррелируют с материалами по самодийской и иранской мифологии (Тревер К.В., 1933, с. 293-328).
52. Трояков П.А. Истоки и формы чудесного вымысла. Абакан, 1991. 385 с.
Контекст: ...В эпических произведениях хакасов собака, наряду с конем выступает в качестве незаменимого и верного друга и советчика (Трояков П.А., 1991, с. 67).
53. Унгвицкая М.А., Майнагашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972. 311 с.
Контекст: ...Сравнение поведения воина с отдельными повадками собаки представлено также в загадке: «Хыйт итчЫ, хылызынац алчых» - ‘Схватив саблю, и, со словами хыйт, побежал' (собака с поднятым хвостом) (Катанов Н.Ф., 1907, с. 239; Унгвицкая М.А., Майнагашева В.Е., 1972, с. 270; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 214).
54. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. II: Язык и культура. М., 1994. 688 с.
Контекст: ...В народном православии собака чаще рассматривается как подлое, греховное, а нередко и бесовское существо (Успенский Б.А., 1994, с. 95, 120). «Собаку считали символом бесстыдства и низшим пределом пороков, что нашло отражение в пословицах “песьи глаза не знают стыда” и “собачьей свадьбы не надо портить”» (Орел В.Е., 2008, с. 229).
55. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с.
Контекст: ...Она, наряду с другими, входила в круг доместицированных животных, называемых по-хакасски «адай-хус» (букв. собака-птица) (Бутанаев В.Я., 1999, с. 18; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 30).
56. Хан позырах аттыг хан Мирген//Хан Мирген. Героические сказания, записанные от М.К. Доброва. Абакан, 1968. С. 9-114. (На хак. яз.)
Контекст: ...В эпосе «Хан позырах аттыг хан Мирген» (‘Хан Мирген на кроваво-рыжем коне') собака, именуемая «Хара адай» (‘Черная собака'), помогает герою добыть шкуру алабарса - мифического тигра, которая надежно предохраняет от врагов и болезней (Хан позырах, 1968, с. 28-29).
57. Хара Молат//Ай Мичик и Кюн Мичик. Богатырские сказания. Абакан, 1993. С. 63-124. (На хак. яз.)
Контекст: ...я собака', «пачазы чох адай» -‘не имеющая свояка собака' (Катанов Н.Ф., 1907, с. 263, 391; Бутанаев В.Я., 1999, с. 39, 77; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 277, 336; Хара тораттыг..., 2007, с. 32; Хара Молат, 1993, 123 с.; Ш ах., 1968, с. 147; Хан позырах..., 1968, с. 23).
58. Хара тораттыг Хара Хан//Хара тораттыг Хара Хан (Хара Хан на темно-гнедом коне): героическое сказание. Абакан, 2007. С. 7-77. (На хак. яз.)
Контекст: ...а скрученного дерева, безымянная собака', «пачазы чох адай» -‘не имеющая свояка собака' (Катанов Н.Ф., 1907, с. 263, 391; Бутанаев В.Я., 1999, с. 39, 77; Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 277, 336; Хара тораттыг..., 2007, с. 32; Хара Молат, 1993, 123 с.; Ш ах., 1968, с. 147; Хан позырах..., 1968, с. 23).
59. Хубан Арыг. Богатырское сказание, записанное от С.И. Шул-баева. Абакан, 1995. 192 с. (На хак. яз.)
Контекст: ...Так, в героическом сказании «Хубан Арыг» (1995, с. 60-61.
60. Чертыкова М.Д. Глаголы говорения в хакасском языке (системно-семантический аспект). Абакан, 2005. 180 с.
Контекст: ...При этом существительное «адай» («гт») и глагол «адайлан» (букв. собачиться), как правило, уже сами по себе обозначают эмоциональную брань (Алтын Арыг, 1987, с. 10, 11, 59; Алтын Тайчи, 1973, с. 13; Алтын Чус, 1958, с. 14, 35, 41, 45; Чертыкова М.Д., 2005, с. 16).
61. Щукин Н.С. Народы турского языка, обитающие в Южной Сибири//Журнал Министерства внутренних дел. 1847. Ч. 19. С. 255-284.
Контекст: ...Уподобление образа жизни и системы питания нищенствующих людей и их соотношение с «собачьей долей» наглядно представлено в материалах исследователей XIX в.: «После обеда остатки идут собакам, а часть сидящему у дверей гостю» (Щукин Н.С., 1847, с. 282). «Не успеет мясо свариться, как его распределяют между гостями, и делают это тоже хозяин, почетный гость и хозяйка.
62. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск, 1900. Вып. IV. 212 с.
Контекст: ...Собаки умело загоняли зверя на дерево или в камни и сторожили его до прихода охотника (Яковлев Е.К., 1900, с. 64).
63. Ярилов А.А. Былое и настоящее сибирских инородцев: материалы для изучения. Вып 2: Мелецкие инородцы. Юрьев, 1890. 204 с.
Контекст: ...Собаке отводилась особая роль на охоте (Ярилов А.А., 1890, с. 98-100; 1899, с. 256).
64. Ярилов A.A. Былое и настоящее сибирских инородцев: материалы для изучения. Вып. 3: Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев, 1899. 366 с.
Контекст: ...Собаке отводилась особая роль на охоте (Ярилов А.А., 1890, с. 98-100; 1899, с. 256).
65. Ы ах ой хулун//Хан Мирген. Героические сказания, записанные от М.К. Доброва. Абакан, 1968. С. 115-210. (На хак. яз.)