К вопросу об интерпретации «ритуальных» курганов (по материалам тюркской культуры)
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Серегин, Н. (1). К вопросу об интерпретации «ритуальных» курганов (по материалам тюркской культуры). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 78-83. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2346
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Бобров В.В., Васютин А.С., Васютин С.А. Восточный Алтай в эпоху великого переселения народов. Новосибирск, 2003.
2. Бородовский А.П. Исследование одного из погребально-поминальных комплексов древнетюркского времени на Средней Катуни//Археология Горного Алтая. Барнаул, 1994.
Контекст: ...В данном случае имеется в виду, например, наличие такой же крепиды, что зафиксирована и при изучении «стандартных» объектов на памятнике (Бородовский А. П., 1994; Куба-рев Г. В. и др., 2007).
3. Грач А. Д. Археологические исследования в Кара-Холе и Мон-гун-Тайге (Полевой сезон 1958 г.)//ТТКАЭЭ: материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л., 1960а. Т. I.
4. Грач А. Д. Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в Центральной Туве (полевой сезон 1957 г.)//ТТКАЭЭ: материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л., 1960б. Т. I.
5. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
6. Дашковский П.К., Серегин Н.Н. Кенотафы кочевников Алтая в эпоху поздней древности и раннего средневековья//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2008. Вып. II.
7. Длужневская Г. В., Овчинникова Б.Б. Кочевое население Тувы в раннем средневековье//Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
8. Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии//МИА. М., 1952. №24.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
9. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г.//Труды ГИМ. 1941. Вып 16.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89;
10. Илюшин А. М. Хронология и периодизация ритуальных курганов Горного Алтая//Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин
11. Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
12. Кубарев В. Д. Изваяние, оградка, балбалы (о проблемах типологии, хронологии и семантики древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий)//Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул, 2001.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
13. Кубарев Г.В., Со Гилсу, Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Лхундев Г., Баярхуу Н., Ким Хый Чхан, Канн Сом, Чжон Вон Чхоль. Исследование древнетюркских памятников в долине реки Хаар-Ямаатын-Гол (Монгольский Алтай)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2007. Т. XIII.
Контекст: ...А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
14. Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В. Древнетюркские курганы могильника Катанда-III//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997.
Контекст: ...Подобная ситуация зафиксирована в ходе раскопок объектов раннего средневековья на памятниках Кок-Паш, Усть-Карасу (Илюшин А.М., 1990, рис. 1; Бобров В.В., Васютин А.С., Васютин С.А., 2003, рис. 53.-14-21, 55.-7-8), Катанда-III (Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997, с. 117, рис.
15. Матренин С. С. Способы захоронения населения Горного Алтая II в. до н. э. -V в. н. э.//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2005. Вып. 2.
Контекст: ...Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
16. Матренин С.С., Шелепова Е.В. Материалы по изучению ритуальных сооружений кочевников Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э. (булан-кобинская культура)//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 5.
Контекст: ...При изучении памятников булан-кобинской культуры «гунно-сарматского» времени подобные объекты рассматривались в рамках интерпретации поминальных комплексов (Матренин С.С., Шелепова Е.В., 2007).
17. Могильников В. А. Древнетюркские курганы Кара-Коба-I//Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А.,
18. Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н. Раскопки в Куро-те//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992.
19. Поселянин А.И., Киргинеков Э.Н., Тараканов В.В. Исследование средневекового могильника Белый Яр-II//Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск, 1999. Вып. 2.
20. Серегин Н.Н. Традиция сооружения кенотафов кочевниками тюркской культуры//Археология степной Евразии. Кемерово, 2008.
Контекст: ...В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
21. Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н. Раскопки аварийных средневековых памятников на могильнике Мендур-Соккон-I//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин
22. Тишкин А.А., Грушин С.П. Что такое кенотаф?//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997. Вып. 2.
Контекст: ...Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
23. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003.
Контекст: ...В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
2. Бородовский А.П. Исследование одного из погребально-поминальных комплексов древнетюркского времени на Средней Катуни//Археология Горного Алтая. Барнаул, 1994.
Контекст: ...В данном случае имеется в виду, например, наличие такой же крепиды, что зафиксирована и при изучении «стандартных» объектов на памятнике (Бородовский А. П., 1994; Куба-рев Г. В. и др., 2007).
3. Грач А. Д. Археологические исследования в Кара-Холе и Мон-гун-Тайге (Полевой сезон 1958 г.)//ТТКАЭЭ: материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л., 1960а. Т. I.
4. Грач А. Д. Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в Центральной Туве (полевой сезон 1957 г.)//ТТКАЭЭ: материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л., 1960б. Т. I.
5. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
6. Дашковский П.К., Серегин Н.Н. Кенотафы кочевников Алтая в эпоху поздней древности и раннего средневековья//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2008. Вып. II.
7. Длужневская Г. В., Овчинникова Б.Б. Кочевое население Тувы в раннем средневековье//Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
8. Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии//МИА. М., 1952. №24.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
9. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г.//Труды ГИМ. 1941. Вып 16.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89;
10. Илюшин А. М. Хронология и периодизация ритуальных курганов Горного Алтая//Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин
11. Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
12. Кубарев В. Д. Изваяние, оградка, балбалы (о проблемах типологии, хронологии и семантики древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий)//Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул, 2001.
Контекст: ...Результаты их изучения представлены в многочисленных заметках, статьях и монографиях (Евтюхова Л. А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2001; и мн. др.).
13. Кубарев Г.В., Со Гилсу, Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Лхундев Г., Баярхуу Н., Ким Хый Чхан, Канн Сом, Чжон Вон Чхоль. Исследование древнетюркских памятников в долине реки Хаар-Ямаатын-Гол (Монгольский Алтай)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2007. Т. XIII.
Контекст: ...А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
14. Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В. Древнетюркские курганы могильника Катанда-III//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997.
Контекст: ...Подобная ситуация зафиксирована в ходе раскопок объектов раннего средневековья на памятниках Кок-Паш, Усть-Карасу (Илюшин А.М., 1990, рис. 1; Бобров В.В., Васютин А.С., Васютин С.А., 2003, рис. 53.-14-21, 55.-7-8), Катанда-III (Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997, с. 117, рис.
15. Матренин С. С. Способы захоронения населения Горного Алтая II в. до н. э. -V в. н. э.//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2005. Вып. 2.
Контекст: ...Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
16. Матренин С.С., Шелепова Е.В. Материалы по изучению ритуальных сооружений кочевников Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э. (булан-кобинская культура)//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 5.
Контекст: ...При изучении памятников булан-кобинской культуры «гунно-сарматского» времени подобные объекты рассматривались в рамках интерпретации поминальных комплексов (Матренин С.С., Шелепова Е.В., 2007).
17. Могильников В. А. Древнетюркские курганы Кара-Коба-I//Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А.,
18. Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н. Раскопки в Куро-те//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992.
19. Поселянин А.И., Киргинеков Э.Н., Тараканов В.В. Исследование средневекового могильника Белый Яр-II//Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск, 1999. Вып. 2.
20. Серегин Н.Н. Традиция сооружения кенотафов кочевниками тюркской культуры//Археология степной Евразии. Кемерово, 2008.
Контекст: ...В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
21. Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н. Раскопки аварийных средневековых памятников на могильнике Мендур-Соккон-I//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992.
Контекст: ...Памятники определяются исследователями как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), «ложные» курганы (Грач А.Д., 1960а, с. 146), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин
22. Тишкин А.А., Грушин С.П. Что такое кенотаф?//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997. Вып. 2.
Контекст: ...Соенов В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).
23. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003.
Контекст: ...В.И. и др., 1992, с. 90), кенотафы (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А., Куйбышев А.В., Елин В.Н., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302), поминальные кенотафы (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003, с. 267; Матренин С.С., 2005, с. 37; Дашков-ский П.К., Серегин Н.Н., 2008, с. 85, 88).