Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников и мнения исследователей

Основное содержание статьи

Екатерина Георгиевна Сакович

Аннотация

Проблема происхождения этнонима «печенег» рассматривается на основе данных русских летописей, византийских и арабских источников. Приводятся мнения историков относительно вопроса локализации печенегов, следовательно, появления названия этого народа. В русской летописной традиции печенеги известны под этим же именем, в византийских источниках они называются «пачинакиты» и «кангары», в сведениях арабских авторов в наименовании этого народа можно также встретить два термина — «банджак» и «печенеги».


Мнения историков в вопросе о происхождении этнонима «печенег» также расходятся. Одни исследователи отождествляют термины «печенег» и «кангар», объясняя появление этих имен в соответствии с названием одноименной реки в долине средней Сырдарьи. Другие авторы в терминах «печенег» и «кангар» видят связь печенегов и других тюркских племен. Третьи утверждают, что эти два термина идентичны и намекают на факт особого статуса печенегов в качестве привилегированной части кочевого объединения огузов. Четвертые также рассматривают эти термины как родственные и на этой основе делают вывод об индийском происхождении наименования «канг», получившее свое название от священной реки Ганг.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Детали статьи

Как цитировать
Сакович, Е. Г. (2019). Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников и мнения исследователей. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(18), 73-80. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/5297
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Екатерина Георгиевна Сакович, Белорусский государственный университет

кандидат исторических наук, старший преподаватель Белорусского государственного университета

Литература

Айтмуратов Д. Тюркские этнонимы: каракалпак, черные клобуки, черкес, башкурт, кыргыз, уйгур, тюрк, печенег, сак, массагет, скиф. Нукус, 1986. 231 [2] с.

Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы: Русь и Степь до нашествия татар. М., 2013. 300 [2] с.

Ибн-Фадлан. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Бул-гарии ислама. М., 1992. 93 с.

Ибн-Даста Абу Али Ахмед ибн Омар. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах. М., 2015. 199 с.

Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. 215 с.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 493 [2] с.

Марей А. В. Особенности социально-политической организации печенегов // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С. 337-349.

Плетнева С. А. Половцы. М., 1990. 204 [2] с.

Повесть временных лет. Петрозаводск, 1991. 188 [2] с.

Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. 308 с.

Сум П. Ф. Исторические рассуждения о происхождении народов, населявших в средние века Польшу, Россию и земли между Каспийским и Черным морем, также Европейскую Турцию на север от Дуная, сочиненные Петром Фридрихом Сумом, камергером и королевским датским историографом. М., 1846. 48 с.

Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб., 2003. 160 с.

Толстов С. П. Город гузов (Историко-этнографические этюды) // Советская этнография. 1947. № 3. С. 55-103.

Толстов С. П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948. 352 с.

Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордын-ских ханов: археологические памятники. М., 1966. 274 с.

Хамид ал-Гарнати А. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153). М., 1971. 136 с.

Щербак А. М. Знаки на керамике и кирпичах из Саркела-Белой Вежи (к вопросу о языке и письменности печенегов) // Материалы и исследования по археологии СССР. № 75. Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 11. М. ; Л., 1959. С. 362-415.