О захоронениях в склепах Казахстана

Основное содержание статьи

Мухтар Бакадырулы Кожа
Маралбек Касымбекович Амантуров

Аннотация

Впервые описывается казахский мавзолей Торгайулы Жупарбая, возведенный из современных материалов в конце ХХ в. Объект располагается на кладбище села Сунак-Ата (Жанакорганский район Кызылординской области Казахстана). Особенностью погребального сооружения является наличие склепа. Опросные данные и этнографические, археологические материалы о склепных погребениях Средней Азии и Казахстана позволяют отнести указанный мавзолей к распространенному в период Средневековья типу могильных сооружений. Фиксируемая здесь форма погребения относится к мусульманскому обряду захоронения, которая известна в Среднеазиатском регионе с XI в. В погребальном обряде как казахов, так и других народов Средней Азии, с эпохи Средневековья до начала ХХ в. устройства подземных сооружений для группового захоронения предназначались главным образом для лиц знатного происхождения. В ХХ в., скорее всего, с установлением советской власти и ликвидацией местной элиты склепные захоронения становятся реликтовыми. На сегодняшний день сагана Тор-гайулы Жупарбай является, возможно, единственным и последним мазаром со склепом — сагана, который сооружен в конце ХХ в.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Кожа, М. Б., & Амантуров, М. К. (2019). О захоронениях в склепах Казахстана. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(18), 81-90. https://doi.org/10.14258/nreur(2019)1-08
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биографии авторов

Мухтар Бакадырулы Кожа, Международный Казахско-Турецкий университет им Ахмеда Ясави

доктор исторических наук, профессор Международного Казахско-Турецкого университета им. Ахмеда Ясави

Маралбек Касымбекович Амантуров, Международный Казахско-Турецкий университет им Ахмеда Ясави

научный сотрудник института археологии Международного Казахско-Турецкого университета им. Ахмеда Ясави

Литература

Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. 403 с.

Ажигали С. Е. Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии. Алматы, 2002. 652 с.

Акатаев С. Н. Культ предков у казахов в прошлом и зороастризм // Известия АН Каз. ССР. Серия общественных наук. 1973. № 2. С. 43-49.

Армарчук Е. Мавзолей Тюрабек-ханым в Старом Ургенче: форма, функция и возраст // Татарская археология. 2001. № 1-2 (8-9). С.120-168.

Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982. 144 с.

Ерзакович Л. Б., Нурмуханбетов Б., Ордабаев А. Подземное погребальное сооружение в Туркестане // Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата, 1977. С. 59-72.

Каллаур В. Древние города Саганак (Сунак), Ашнас или Эшнас (Асанас) и другие в Перовском уезде, разрушенные Чингис-ханом в 1219 году // Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Историко-культурные памятники Казахстана. Туркестан, 2011. С. 204-211.

Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Алматы, 2007. 514 с.

Муратов С. Н., Ерзакович Л. Б. Лопатка коровы с тюркскими письменами на арабском алфавите из городища Аспара (Чуйская долина) // Эпиграфика Востока. Вып. XVIII. Л., 1967. С. 71-79.

Немцева Н. Б. Малоизученный мавзолей из ансамбля Шахи-Зинда // Общественные науки в Узбекистане. 1969. № 8-9. С. 43-50.

Немцева Н. Б., Шваб Ю. З. Ансамбль Шах-и Зинда. Историко-архитектурный очерк. Ташкент, 1979. 168 с.

Проскурин А. Склеп поселковый // Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994. С. 70.

Самашев З., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2007. № 1. С. 236-257.

Сещцмбек А. Суйек косу // Мэдениет. 2006. № 1. С. 20-41 (на каз. яз.).

Семби М. К. Реликты архаических ритуалов в памятниках казахской архитектуры Сарыарки // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы, 2001, С. 387-398.

Смагулов Е., Григорьев Ф. П., Итенов К. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы, 1999. 232 с.

Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек, 1996, 256 с.

Тасмагамбетов И., Самашев З. Сарайчик. Алматы, 2001. 320 с.

Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991. 214 с.

Туякбаев М. Турюхтан сырлары. Алматы, 2000. 96 с. (на каз. яз.).

Хмельницкий С. Между саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии. XI — начала XIII вв. Берлин ; Рига, 1996. Ч. 1. 336 с.