Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солонешенского музея (Алтай)

Основное содержание статьи

Кирилл Сергеевич Матыцин

Аннотация

Автор статьи анализирует фотокопию старообрядческой рукописи № 423 из Соло-нешенского районного краевого музея. Рукопись создана в среде беглопоповцев Алтая во второй половине XIX в. В процессе анализа рукописи в ее составе выявлено два списка. В обоих списках указаны маршруты к местам, где сохранено старообрядческое священство.


Первый список в составе рукописи имеет название «Путешественник» — популярный среди старообрядцев путеводитель до легендарной страны Беловодье, располагающейся на островах Японского архипелага. «Путешественник» является новым, 17-м списком, выявленным среди обнаруженных ранее. Произведены анализ и классификация текста «Путешественника».


Второй список, входящий в рукопись, не имеет названия. Благодаря сравнительному анализу удалось установить, что он является неполной копией текста «Дорога заграницу». В тексте говорится о существовании старообрядческого священства за пределами Российской империи в середине XIX столетия. Кроме того, установлено, что в данном списке речь идет о Белокриницкой иерархии. При сравнении двух списков в составе «Путешественника» были выявлены их общие аспекты. Автор статьи пришел к выводу о хождении подобных рукописей среди старообрядцев, принадлежащих к часовенному согласию и приемлющих священство.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Детали статьи

Как цитировать
Матыцин, К. С. (2019). Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солонешенского музея (Алтай). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(18), 91-103. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/5308
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Кирилл Сергеевич Матыцин, Алтайский государственный университет

лаборант Лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета

Литература

Бабаева М. Е. Социально-утопическая легенда о Беловодье в контексте исторического исследования // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: сб. ст. Екатеринбург, 2017. С. 83-85.

Беликов Д. Н. Томский раскол: исторический очерк от 1834 по 1880 г. Томск, 1901. 247 с.

Бломквист Е. Э., Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. 460 с.

Герасимов Б. Г. В долине Бухтармы: краткий историко-этнографический очерк // Записки Семипалатинского подотдела ЗСОРГО. Вып. 5. Семипалатинск, 1911.

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 2. Оп. 2. Д. 14.

Гуляев С. И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губернские ведомости. 1854. № 21.

Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск, 2007. 410 с.

Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985. 478 с.

Кудрявцев И. М. Описание собрания Е. В. Барсова (ф. 17). М., 1974.

Лобанов В. Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила // Сибирское источниковедение и археография : сб. ст. / отв. ред. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромоданов-ская. Новосибирск, 1980. С. 208-211.

Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XVII вв. Сыктывкар, 1960. 214 с.

Мальцев А. И. Беловодье // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 534-535.

Мельников П. И. Исторические очерки по истории поповщины. СПб., 1864. Ч. 1.

Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-ХХ вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. 471 с.

Покровский Н. Н. Урало-сибирские староверы-часовенные // Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 44-53.

Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Записки РГО по общей географии. СПб., 1867. Т. 1. С. 548-552.

Российская государственная библиотека. Собрание Е. В. Барсова (Ф. 17). № 184.

Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 198. Д. 59 (1840).

Рыков Ю. Д. Ярославский список «Путешественника» Марка Топозерского // Книжная культура Ярославского края — 2014: сб. статей и материалов. Ярославль, 2015. С. 11-57.

Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной // История церкви: изучение и преподавание : материалы науч. конф., по-свящ. 2000-летию христианства (22-25 ноября 1999 г.). Екатеринбург, 1999. С. 211-219.

Солонешенский районный краеведческий музей. Путешественник. № 423.

Сперанский М. Н. Сказание об Индийском царстве // Известия АН СССР по русскому языку и словесности. М., 1930. Т. 3, кн. 2.

Трусов В. А. Три списка с рукописи Путешественника Марко Топозерского // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы VIII Международной науч.-практ. конф. М., 2007. Т. 2. С. 234-241.

Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1962. № 35. С. 116-181.

Чувьюров А. А. «Путешественник Марка Топозерского»: география бытования рукописных сборников // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова : сб. науч. ст. СПб., 2011. С. 218-232.

Шмурло Е. Русские поселения за Южным Алтайским хребтом // Записки ЗСОРГО. Кн. 25. Омск, 1898. С. 1-64.