«Города» кочевых скифов
Основное содержание статьи
Аннотация
Рассматривается вопрос о временных «городах» кочевых скифов, состоявших из кибиток и съемных юрт и возникавших на месте стоянок скифских родов и ставок скифских аристократов — царей и номархов. Переход к кочевому образу жизни, основу которого составляло экстенсивное скотоводство, был невозможен без целого ряда технических достижений: выработки совершенной системы узды верхового коня, широкое освоение железа и — как следствие — появление высокотехнологического и надежного оружия. Немалое значение имело и создание жилища, максимально приспособленного к условиям кочевого быта. Таким жилищем стала прежде всего крытая войлоком кибитка, влекомая медлительными, но мощными волами. Отмечено, что у скифов уже были и такие характерные для кочевников жилища, как съемные юрты, установленные на платформенную основу. Во время стоянки кибитки и съемные юрты скифов, особенно если речь идет о влиятельных и многолюдных скифских родах, а также кочевых ставках скифских предводителей, могли издали показаться путнику самым настоящим городом.
Характерными скифскими погребениями, особенно для IV в. до н. э., являются так называемые катакомбы. Они состоят из вертикальной входной ямы (в курганах скифской аристократии ее глубина могла достигать 15 м) и одной или нескольких погребальных камер, обустроенных в стенках или по углам входной ямы. Эти камеры имели арочный свод, напоминающий полог скифских кибиток. Учитывая, что в заслоне этих камер иногда встречались колеса, можно смело предположить, что скифские погребальные камеры воссоздавали привычное жилье умершего — кибитку, в которой он рождался и умирал. В таком случае «шапка» скифских курганов полусферической формы могла воссоздавать иное жилище кочевников — юрту.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Бибиков С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. Киев, 1981. 108 с.
Гей А. Н. О некоторых символических моментах погребальной обрядности степных скотоводов Предкавказья в эпоху бронзы // Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., 1999. С. 78–113.
Гробница Цинь Шихуанди в окрестностях Сияня. URL: http://www.advantour.com/rus/china/xian/qin-shi-huang-tomb.htm.
Дашковский П. К. Лошадь в религиозно-мифологической системе номадов Горного Алтая VI–II вв. до н. э. // Археология и этнография Алтая. Вып. 1. Горно-Алтайск,
2003. С. 16–25.
Дашковский П. К., Карымова С. М. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул, 2012. 252 с.
Етнічна історія давньої України. Киев, 2000. 276 с.
Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вып. 1–2. СПб., 1992. 151 с.
Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вып. 3–4. СПб., 1993. 289 с.
Лукиан. Скиф или гость. URL: http://www.othist.ru/istochniki_ant_029.html.
Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадних обществ. Алматы ; Москва, 1995. 320 с.
Мурзин В. Ю. О каменных «крепидах» скифских курганов // Старожитності Степового Причорномор’я і Криму. Т. ХІХ. 2016. С. 94–112.
Ніколова А. В. Абсолютна хронологія ямної культури Північного Надчорномор’я в світлі дендродат // Археологія. 2012. № 4. С. 14–31.
Новоженов В. А. Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии. М., 2012. 499 с.
Плетнева Светлана. Половцы. М., 2010. 211 с.
Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. 272 с. + карта.
Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1960. Т. 3. 542 с.
Страбон. География: в 17 кн. / перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского. М., 1964. 957 с.
Тишкин А. А., Дашковский П. К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с.
Хрестоматія з Історії України. Киiв, 1996. 332 с.
Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків. Львів, 1990. Т. 1. 319 с.