Образ верблюда в доисламском искусстве Средней Азии (культово-религиозный аспект)

Основное содержание статьи

Т. И. Гюль

Аннотация

Образ верблюда прослеживается в изобразительном искусстве Средней Азии с эпохи бронзы. Это крупное, могучее животное, имевшее высокую ценность в хозяйстве кочевых племён пустынных — полупустынных зон Великой Степи, заняло прочную нишув их религиозных верованиях. Оно воплощало такие качества, как силу, воинственную свирепость, плодовитость. С развитием религиозных представлений индоиранцев образ бактриана эволюционировал от тотемистических представлений к космогоническим; в первой мировой религии — зороастризме (маздеизме) в образе этого животного является ряд божеств, обладающих аналогичными выдающимися качествами.


В статье сделана попытка проследить развитие культово-религиозного образа верблюда-бактриана в доисламской Средней Азии на примере памятников изобразительного  искусства Хорезма и Согда. Особое внимание уделено согдийским памятникам раннего Средневековья — периода, когда культурно-исторические области региона переживали один из ярчайших этапов своего расцвета. С приходом в регион ислама старые культы теряют своё значение, но образ верблюда еще долго сохраняет свое сакраль ное, магикоохранительное значение в народных представлениях и искусстве.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Гюль , Т. И. (2020). Образ верблюда в доисламском искусстве Средней Азии (культово-религиозный аспект). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(22), 117-129. https://doi.org/10.14258/nreur(2020)1-09
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Т. И. Гюль , Институт истории АН РУз, Ташкент (Узбекистан)

докторант (PhD) Института истории АН РУз, Ташкент (Узбекистан)

Литература

Авеста / пер. и комм. И. М. Стеблин-Каменского. Душанбе : Адиб, 1990. 176 с.
Акишев А. К. Образ верблюда в легендах Центральной Азии // Этнография народов Сибири. Новосибирск : Наука, 1984. С. 69–76.
Альбаум Л. И. Живопись Афрасиаба. Ташкент : Фан, 1975. 160 с.
Беленицкий A. M., Маршак Б. И. Черты мировоззрения согдийцев VII–VIII вв. в искусстве Пенджикента // История и культура народов Средней Азии: Древность и средние века. М. : Наука, 1976. С. 75–89.
Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. ; Л.: изд. АН СССР, 1950. Т. II. 338 с.
Вайнберг Б. И. Монеты древнего Хорезма. М. : Наука, 1977. 223 с.
Вайнберг Б. И. Этногеография Турана в древности (VII в. до н. э. — VIII в. н.э.). М.: Восточная литература, 1999. 358 с.
Горячева В. Д. Кыргызстан // Религии Центральной Азии и Азербайджана. Т. II: Зороастризм и верования маздеистского круга. Самарканд : МИЦАИ, 2017. С. 76–134.
Дорошенко А. Р. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.: Наука, 1982. 133 с.
Дьяконова Н. В., Смирнова О. И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // Советская археология. 1967. № 1. С. 74–83.
Зеймаль Е. В. Монеты Великих Кушан в собрании Государственного Эрмитажа // Труды Гос. Эрмитажа. Т. IX. Л. : Советский художник, 1967. С. 55–86.
Калалы-гыр 2. Культовый центр в Древнем Хорезме IV–II вв. до н. э. / отв. ред. Б. И. Вайнберг. М. : Восточная литература, 2004. 300 с.
Кой-крылган-кала — памятник культуры древнего Хорезма (IV в. до н. э. — IV в. н.э.) // ТХАЭЭ V / отв. ред. С. П. Толстов, Б. И. Вайнберг. М. : Наука, 1967. 350 с.
Кошеленко Г. А. Булла с изображением двугорбого верблюда с городища Гебеклы // Российская археология. 2004. № 3. С. 144–146.
Кулакова Л. Памятники монументального искусства с городища Варахша // Собрание государственного Эрмитажа. Ч. I (VIII). Ташкент : Zamon press info, 2017. С. 210–215.
Мифологический словарь / глав. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Советская энциклопедия, 1991. Т. I. 422 с.
Оськин А. В. Символика небесных светил в петроглифах внутренних Кызылкумов // Культура и искусство древнего Хорезма. М. : Наука, 1981. С. 111–120.
Пугаченкова Г. А. Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье. М. : Искусство, 1982. 288 с.
Ремпель Л. И. Фрагмент бронзовой статуи верблюда из Самарканда и крылатый верблюд Варахши (к вопросу о природе согдийского искусства) // Средняя Азия в древности и средневековье. История и культура. М. : Наука, 1977. С. 95–101.
Сарианиди В. И. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов. М. : Наука, 1967. 109 с.
Сарианиди В. И. Гонур-депе. Город царей и богов. Ашхабад: Turkmendöwlethabarlary, 2005. 327 с.
Смирнова О. И. Сводный каталог согдийских монет. Бронза. М. : Наука, 1981. 550 с.
Средняя Азия в древности и средневековье. История и культура. М. : Наука, 1977. 190 с.
Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. М. : Наука, 1999. 378 с.
Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1937. 74 с.
Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М. : Восточная литература, 1962. 322 с.
Филанович М. И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. Ташкент : Узбекистан, 2010. 311 с.
Шишкин В. А. Варахша. М. : изд. АН СССР, 1963. 265 с.
Шкода В. Г. Б. И. Маршак и живопись Пенджикента (метод исследователя) // Согдийцы, их предшественники, современники и наследники. Труды государственного Эрми-тажа LXII. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. С. 147–158.