Семантика изображения птиц на древнетюркских изваяниях
Основное содержание статьи
Аннотация
В статье систематизируется и анализируется информация о всех известных на сегодняшний день находках древнетюркских каменных изваяний с изображением птицы, а также рассматриваются трактовки исследователей относительно семантики этого образа. Принимая во внимание крайнюю редкость изваяний с птицей и привлекая релевантные этнографические материалы, автор приходит к предположению, что в данном случае птица символизирует не отлетающую душу, как обычно думают, а провожатого души умершего. Выдвигается гипотеза, что такие памятники воздвигали в честь людей, при жизни прославившихся как охотники с хищной птицей, так как все изображения птиц на древнетюркских статуях очень похожи именно на крылатых хищников. Особые, можно сказать мистические, отношения, которые складывались между охотником и его птицей, позволяют предполагать, что она «сопровождала» душу своего хозяина в Верхний мир, оберегая ее от различных опасностей этого путешествия. Поскольку большинство обнаруженных к настоящему времени изваяний с изображением птицы локализуются в Семиречье, в контактной зоне кочевого тюркского и оседлого согдийского миров, можно предположить, что их удостаивались скорее ассимилировавшиеся согдийцы, чем тюрки, иначе их сохранилось бы гораздо больше. Идея птицы-провожатого, возможно, восходит к фравашам зороастрийской религии, которые, как считалось, помогали душе усопшего попасть на небо.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата : Наука, 1984. 176 с.
Акишев А. К., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата : Изд-во АН Каз. ССР, 1963. 320 с.
Альбаум Л. И. Живопись Афрасиаба. Ташкент : Фан, 1975. 160 с.
Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек : Илим, 2001. 582 с.
Атаходжаев А. М. Тюрко-согдийские отношения в политических, социально-экономических и этнокультурных процессах в раннем средневековье : автореф. дис. . д-ра ист. наук. Ташкент, 2011. 59 с.
Бабаяров Г. Б., Кубатин А. В. К вопросу о новом прочтении и интерпретации некоторых слов и фраз в енисейских памятниках Е-144, Е-48, Е-37, Ю-10 // Эпиграфика Востока. М. : ИВ РАН, 2016. Вып. XXXII. С. 13-25.
Бабаяров Г. Б., Кубатин А. В. Новые предложения относительно чтения слов и фраз в некоторых древнетюркских Енисейских памятниках // Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2016. Vol. 22. P. 13-21.
Бабур-наме. Записки Бабура. Ташкент: Гл. ред. энциклопедий Ин-та Востоковедения АН Узбекистана, 1993. 464 с.
Базылхан Н. Хищные птицы в древнетюркской этносимволике (по этноархеологиче-ским и источниковедческим материалам) // Культуры и народы Северной и Центральной Азии в контексте междисциплинарного изучения : сборник Музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского. Томск : Изд-во ТГУ, 2013. Вып. 3. С. 163-172.
Байбосынов К. Жамбыл ошршдеп тас мусшдер (Каменные изваяния Жамбылской области). Фотоальбом. Алматы : Онер, 1996. 176 с.
Байпаков К. М., Воякин Д. А. Выдающиеся археологические памятники Казахстана. Алматы : Асыл Сез, 2014. 504 с.
Байпаков К. М., Капекова Г. А., Воякин Д. А., Марьяшев А. Н. Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области. Тараз : Археологическая экспертиза, 2011. 620 с.
Бартольд В. В. Отчет о командировке в Среднюю Азию // В. В. Бартольд. Сочинения. М. : Наука, 1966. Т. IV. С. 111-115.
Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг. // В. В. Бартольд. Сочинения. М. : Наука, 1966. Т. IV. С. 21-94.
Бернштам А. Н. Археологический очерк Северной Киргизии. Фрунзе : Комитет наук при СНК Киргизской ССР, 1941. 138 с.
Бернштам А. Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. 348 с.
Бернштам А. Н. Историко-культурное прошлое северной Киргизии по материалам Большого Чуйского канала. Фрунзе, 1943. 68 с.
Бертельс Е. Э. История персидско-таджикской литературы // Избранные труды. М. : Изд-во восточной литературы, 1960. Т. 1. 556 с.
Бичеев Б. А. Культ правителя в центральноазиатской регионе // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул : Азбука, 2008. С. 12-14.
Благова Г. Ф. «Бабур-наме»: Язык, прагматика текста, стиль. К истории чагатайского литературного языка. М. : Восточная литература, 1994. 403 с.
Большой академический монгольско-русский словарь. М. : Academia, 2001. Т. 2. 485 с.
Брусенко Л. Г. Глазурованная керамика Чача IX-XII веков. Ташкент : Фан, 1986. 89 с.
Васильев Д. Д. Восстановленные фрагменты тюркской рунической надписи стелы могильника Уйтаг (Республика Хакасия РФ) // Эпиграфика Востока. М. : ИВ РАН, 2016. Вып. XXXII. С. 40-56.
Васильев Д. Д., Насилов Д. М. К прочтению Абаканского памятника // Средневековый Восток: история, культура, источниковедение. М. : Наука, 1980. С. 60-66.
Винник Д. Ф. История изучения каменных изваяний Кыргызстана // Из истории и археологии древнего Тянь-Шаня. Бишкек : Илим, 1995. C. 160-175.
Винник Д. Ф. К историко-топографическому изучению урочища Кой-Сары (по материалам работ Иссык-Кульского археологического отряда, 1960) // Известия АН Кирг. ССР. Серия общественных наук. 1963. Т. 5. Вып. 1. С. 25-43.
Войтов В. Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М. : Изд-во Государственного музея Востока, 1996. 152 с.
Воробьева С. Н., Нефедов Н. Ю. Золотые изделия из Еркургана // Общественные науки в Узбекистане. 1988. № 7. С. 40-42.
Гафферберг Э. Г. Пережитки религиозных представлений у белуджей // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М. : Наука, 1975. С. 224-247.
Геродиан. История императорской власти после Марка. Кн. 4 // Вестник древней истории. 1972. № 3. С. 241-261.
Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны // Путешествия в восточные страны. М. : Мысль, 1997. С. 86-189.
Досымбаева А. Культурный комплекс тюркских кочевников Жетысу. II в. до н. э. — V в. н. э. Алматы : Тюркское наследие, 2007. 216 с. Древнетюркский словарь. Л. : Наука, 1969. 676 с.
Дробышев Ю. И. К вопросу об изображении птицы на головном уборе Кюль-тегина и на плите из Ихе-Асхете // Азия и Африка: Наследие и современность : материалы XXIX Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21-23 июня 2017 г. СПб. : НП-Принт, 2017. Т. 1. С. 181-182.
Дробышев Ю. И. Семантика изображений птицы на древнетюркских каменных изваяниях // Мир Центральной Азии — 4. Иркутск : Оттиск, 2017. С. 93-97.
Дробышев Ю. И. Ошибочные и неподтвержденные сообщения о находках древне-тюркских изваяний с изображением птицы // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая : материалы IX Международной научной конференции (Улан-Удэ, 10-14 сентября 2018 г.). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. Т. II. С. 43-45.
Дубровский Д. В. Жертвенный конь в погребальном обряде кочевников улуса Джу-чи // Тюркологический сборник-2001. М. : Наука, 2002. С. 198-211.
Елеукенова Г. Ш. Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана. Алматы : Гылым, 1999. 219 с.
Ермоленко Л. Н. Древнетюркское изваяние с птицей из Восточного Казахстана // Археология, этнография и музейное дело. Кемерово : Никалс, 1999. С. 86-91.
Ермоленко Л. Н. Еще раз о голове статуи Кюль-Тегина // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово : Изд-во КемГУ, 1998. С. 96-97.
Ермоленко Л. Н. Могли ли раскрашиваться древнетюркские изваяния? // Степи Евразии в древности и средневековье: материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. Кн. II. СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. С. 23-239.
Ермоленко Л. Н. Об изваяниях с птицей // История и культура народов Евразии: древность, средневековье и современность (Первые Валидовские чтения) : Международная научная конференция. 22-24 сентября 1992 г. Уфа : Изд-во БГУ, 1992. С. 94-96.
Ермоленко Л. Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 132 с.
Ершов С. А. Некоторые итоги археологического изучения некрополя с оссуарными захоронениями в районе города Байрам-Али (раскопки 1954-1956 гг.) // Труды Института истории, археологии и этнографии АН ТССР. 1959. Вып. V. С. 160-204.
Зуев Ю. А. К этнической истории усуней // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. ССР. Алма-Ата : Изд-во АН Каз. ССР, 1960. Т. 8. С. 5-25.
Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы : Дайк-Пресс, 2002. 338 с.
Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку : Элм, 1986. 427 с.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 346-349.
Ильясова С. Р., Ильясов Дж. Я., Имамбердиев Р. А., Исхакова Е. А. «Нет блага в богатстве.». Глазурованная керамика Ташкентского оазиса IX-XII веков. М. : Фонд Мар-джани, 2016. 595 с.
Иностранцев К. А. К истории домусульманской культуры Средней Азии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Пг. : Типогр. Академии наук, 1917. Т. 24. С. 133-144.
Калалы-гыр 2: культовый центр в Древнем Хорезме IV-II вв. до н. э. М. : Восточная литература, 2004. 286 с.
Кетмень-Тюбе: археология, история. Фрунзе : Илим, 1977. 228 с.
Киселев С. В. Неизданные надписи енисейских кыргызов // Вестник древней истории. 1939. № 3. С. 124-134.
Кляшторный С. Г. Всадники Кочкорской долины // Евразия сквозь века. СПб. : Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2001. С. 213-215.
Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2003. 560 с.
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб. : Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2005. 346 с.
Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков : Изд-во Харьковского госуниверситета, 1956. 347 с.
Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1941. 619 с.
Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1958. 284 с.
Константинов Н. А., Соёнов В. И. Соколиная охота в Горном Алтае // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Улан-Бато : Изд-во МонГУ, 2012. Т. 2, вып. 3. С. 374-381.
Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика, текстология. М. : Наука, 2008. 341 с.
Кошеленко Г. А. Родина парфян. М. : Советский художник, 1977. 176 с.
Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск : Наука, 1984. 232 с.
Кубарев В. Д., Забелин В. И. Авифауна Центральной Азии по древним рисункам и археолого-этнографическим источникам // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 2 (26). С. 87-103.
Кубарев В. Д., Кубарев Г. В. Каменные изваяния древних тюрок Южной Сибири: каталог коллекции Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и Ис-торико-архитектурного музея под открытым небом ИАЭТ СО РАН. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2013. 79 с.
Кубарев Г. В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 400 с.
Кызласов Л. Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей // Советская археология. 1964. № 2. С. 27-39.
Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. М. : Изд-во МГУ, 1969. 212 с.
Кычанов Е. И. Карлук Боянь Цзундао — юаньский конфуцианец // Тюркологический сборник 2003-2004. М. : Восточная литература, 2005. С. 145-151.
Лившиц В. А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. СПб. : Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2008. 414 с.
Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века) // Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан : Магаданское кн. изд-во, 1983. 176 с.
Липец Р. С. Отражение погребального обряда в тюрко-монгольском эпосе // Обряды и обрядовый фольклор. М. : Наука, 1982. С. 212-236.
Лубсан Данзан. Алтан тобчи. М. : Наука, 1973. 440 с.
Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1951. 451 с.
Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. 116 с.
Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1959. 112 с.
Мартынов А. И., Чигаева В. Ю. Композиционное рассмотрение сюжетов с птицами в наскальном искусстве Северной Азии // Современные проблемы археологии России. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. II. С. 315-318.
Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М. : Наука, 1971. 191 с.
Маршак Б. И., Распопова В. И. Кочевники и Согд // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата : Наука, 1989. С. 416-426.
Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы : Дайк-пресс, 2005. 1281 с.
Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-турк (Свод тюркских слов). М. : Восточная литература, 2010. Т. 1. 460 с.
Мейтарчиян М. Б. Погребальные обряды зороастризма. М. ; СПб. : ИВ РАН : Летний сад, 2001. 248 с.
Мешкерис В. А. Коропластика Согда. Душанбе : Дониш, 1977. 126 с.
Мешкерис В. А. Терракоты Самаркандского музея. Каталог древних статуэток и других мелких скульптурных изделий из обожжённой глины, хранящихся в Республиканском Музее истории и культуры и искусства УзССР в городе Самарканде. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 140 с.
Модоров Н. С. Каменные изваяния и наскальные рисунки Горного Алтая // Археология и краеведение Алтая (тезисы докладов к конференции). Барнаул : Новоалтайская типография, 1972. С. 47-48.
Монголын археологийн ев. V боть. Монголын хун чулуу. Улаанбаатар : [Б. и.], 2016 (на монгол. яз.)
Мухаммед Юсуф мунши. Муким-ханская история. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1956. 303 с.
Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. М. : Наука, 1984. 309 с.
Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск : Наука, 1990. 141 с.
Новгородова Э. А. Образ птицы как один из символов историко-культурного единства алтайских народов Центральной Азии // Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности (XXIX сессия ПИАК, Ташкент, 1986). М. : [Б. и.], 1986. Т. I. С. 55-56.
Ожередов Ю. И. Древнетюркская монументальная скульптура из Семиречья в собрании Томского государственного университета // Актуальные проблемы археологии Евразии : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 25-летию Института археологии им. А. Х. Маргулана. Алматы : Ин-т археологии им. А. Х. Маргулана, 2016. С. 457-470.
Ожередов Ю. И. Древнетюркские изваяния в Завхане (к своду археологических памятников Западной Монголии) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири : материалы Междунар. науч. конф. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2010. С. 258-262.
Плано Карпини. История монгалов // Путешествия в восточные страны. М. : Мысль, 1997. С. 29-85.
Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния. М. : Наука, 1974. 200 с.
Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Самаркандские очажки // Из истории искусства великого города (к 2500-летию Самарканда). Ташкент : Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1972. С. 206-234.
Радлов В. В. Предварительный отчет о результатах снаряженной с Высочайшего соизволения Императорскою Академиею Наук экспедиции для археологического исследования бассейна р. Орхона. Приложение III. Предварительный отчет об исследованиях по р. Толе, Орхону и в Южном Хангае члена экспедиции Н. М Ядринцева // Сборник трудов Орхонской экспедиции. СПб. : Типография Имп. Акад. наук, 1892. Вып. 1. 113 с.
Рапопорт Ю. А. Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии). М. : Наука, 1971. 128 с.
Распопова В. И. Гончарные изделия согдийцев Чуйской долины. По материалам раскопок на Ак-Бешиме в 1953-1954 гг. // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. М. : Изд-во АН СССР, 1960. Т. IV. С. 138-163.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Кн. 1 / пер. Л. А. Хетагурова. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. Т. I. 220 с.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Кн. 2 / пер. О. И. Смирновой. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. Т. I. 316 с.
Савинов Д. Г. Изобразительные памятники и ритуал (по материалам эпохи бронзы Южной Сибири) // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово : Никалс, 2000. Т. 2. С. 197-206.
Самашев З. С. Отчет о работах Западноказахстанской археологической экспедиции ИА МОН РК на территории Атырауской области РК в 1999 г. Алматы, 2000. С. 4-24.
Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков (Общетюркские и межтюркские основы на гласные). М. : Наука, 1974. 768 с.
Семенов А. А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза. М. : Т-во скоропечатни Левенсон А. А., 1903. 112 с.
Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (ритуальный и практический аспекты). СПб. : Петербургское востоковедение, 1998. 312 с.
Симаков Г. Н. Соколиная охота и военное дело у кочевников Средней Азии и Казахстана // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб. : МАЭ РАН, 1994. Вып. 5-6.
Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. СПб. : Евразия, 2013. 382 с.
Смирнова О. И. Очерки из истории Согда. М. : Наука, 1970. 287 с.
Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М. : Наука, 1969. 336 с.
Соёнов В. И., Константинов Н. А. Охотничья деятельность населения Алтая в I тыс. н. э. Горно-Алтайск : ГАГУ, 2014. 310 с.
Соколова З. П. Культ животных в религиях. М. : Наука, 1972. 214 с.
Сокровища древнего Тараза : фотоальбом. Алматы : Мектеп, 2008. 183 с.
Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М. : Наука, 2006. 907 с.
Тудэв Л. Чулуужсан хун. «Дал» сонины газраас хэвлуулэв. Улаанбаатар, 201 (на монгол. яз.).
Табалдиев К. Ш. Древнетюркские рунические надписи Кочкорской долины // Наследие материальной и духовной культуры Кыргызстана. Бишкек : Илим, 2005. С. 21-25.
Тенишев Э. Р. О наддиалектном характере языка тюркских рунических памятников // Turcologica: К семидесятилетию академика А. Н. Кононова. Л. : Наука, 1976. С. 164-172.
Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. М. : Восточная литература, 2013. 326 с.
Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Баку : Элм, 1987. 128 с.
Флоринский В. М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии: Историко-географический очерк Сибирских и Туркестанских равнин. О каменных и костяных орудиях и о так называемом каменном веке. О гончарных и стеклянных изделиях // Известия Императорского Томского ун-та. Кн. 9. Томск: типо-литография П. И. Макушина, 1896. Ч. 2, вып. 1. 272 с.
Флоринский В. М. Примечания к описанию археологического музея Сибирского университета // Археологический музей Томского университета. Томск : типо-литография Михайлова и Макушина, 1888. 275 с.
Чариков А. А. Новые находки средневековых изваяний в Казахстане // Советская археология. 1989. № 3. С. 184-192.
Чигаева В. Ю. Птицы в искусстве эпохи бронзы народов Сибири (основные сюжеты в духовной и материальной культуре, параллели) // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул : Азбука, 2008. С. 109-11.
Чугуевский Л. И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дунь-хуана // Страны и народы Востока. М. : Наука, 1971. Вып. Х. С. 147-156.
Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. Ташкент : SAN'AT, 2008. 485 с.
Шарипов Р. Г. Мировоззрение древнетюркской кочевой элиты и культ каменных изваяний // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1. С. 324-330.
Шастина Н. П. Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов // Татаро-монголы в Азии и Европе. М. : Наука, 1977. С. 462-483.
Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М. ; Л. : Наука, 1966. 140 с.
Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи
Тан. М. : Наука, 1981. 614 с.
Эрдэнэбат У Монгол шувуулахуй (Туух, этноархеологи, соёлын антропологийн судалгаа). Улаанбаатар: Сэлэнгэпресс, 2014. 328 с. (на монгол. яз.).
Юрченко А. Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб. : Евразия, 2012. 432 с.
Ямаева Е. Е. Наскальные рисунки эпохи средневековья: уйгуры в Горном Алтае (по материалам памятников долины Каракол) // Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. 2009. № 4. С. 57-61.
Arden-Wong L. Tang Governance and Administration in the Turkic Period // Journal of Eurasian Studies. 2014. Vol. VI. Is. 2. P. 9-20.
Baumann B. By the Power of Eternal Heaven: The Meaning of Tenggeri to the Government of the Pre-Buddhist Mongols Source // Extreme-Orient Extreme-Occident. 2013. № 35. Р. 233-284.
Belli O. Stone Statues and Balbals in Turkic World // TUBA-AR. 2003. Vol. VI. P. 85-116.
Bogenbaev N., Shaldarbekova A., Zhalmyrza A. Symbolic Image of Kut in the Ancient Turkic' Worldview // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. P. 615-619.
Bombaci A. Quthry bolzun! A Contribution to the Concept of "Fortune" among the Turks // Ural-Altaische Jahrbucher. 1965. Vol. 36. Fasc. 3-4. Р. 284-291.
Bombaci A. Quthry bolzun! A Contribution to the Concept of "Fortune" among the Turks // Ural-Altaische Jahrbucher. 1966. Vol. 38. Р. 13-43.
Chen Ling. A Study of Turkic Royal Crowns: With a Discussion of Turkic Xian-Zoroastrian Beliefs // Eurasian Studies. English Edition. 2017. № 5. Р. 139-198.
Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford: Oxford University Press, 1972. 990 p.
Expedition scientifique fronquise en Russia, en Siberie et dans be Turkestan, par Ch. E. de Uijfalvy de Mezo-Kovesd. Paris, 1879. Vоl. II. 208 p.
Hayashi T. Several Problems about the Turkic Stone Statues // Turk dili arastirmalari yilligi (Yearbook of Turkic Studies). Belleten. 2000. Ankara: Turkish language institution, 2001. P. 221-240.
Jisl L. The Orkhon Turks and Problems of the Archaeology of the Second Eastern Turk Kaghanate (published post mortem in cooperation of Vera Jislova and Jiff Sima) // Annals of the Naprstek Museum 18. Praha: National Museum, Naprstek Museum of Asian, African and American Cultures, 1997. Р. 1-112.
Kageyama E. The Winged Crown and the Triple-crescent Crown in the Sogdian Funerary Monuments from China: Their Relation to the Hephthalite Occupation of Central Asia // Journal of Inner Asian Art and Archaeology. 2007. Vol. 2. Р. 11-22.
Krippes K. Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians // Central Asiatic Journal. 1991. Vol. 35. № 1/2. Р. 67-80.
L'empire de Gengis-khan dans la miniature Mogole. Photographies de B. et W. For-man, texte de J. Marek et H. Knizkova. Praha: Artia, 1963. 48 p.
Lerner J. A. Aspects of Assimilation: The Funerary Practices and Furnishings of Central Asians in China // Sino-Platonic Papers. № 168 (December, 2005). 56 р.
Liu Mau-Tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Turken (T'u-kue). Buch I. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958. 484 p.
Pugachenkova G. A. The Form and Style of Sogdian Ossuaries // Bulletin of the Asia Institute. New Series. 1994. Vol. 8. P. 227-243.
Schafer E. H. Falconry in T'ang Times // T'oung Pao. Second Series. 1958. Vol. 46. Livr. 3/5. P. 293-338.
Stark S. Some Remarks on the Headgear of the Royal Turks // Journal of Inner Asian Art and Archaeology. 2009. Vol. 4. P. 119-133.
Talat Tekin. A Grammar of Orkhon Turkic. Bloomington: Indiana University, 1968. 419 p.
Tryjarski E. Zwyczaje pogrzebowe ludow tureckich na tle ich wierzen. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe, 1991. 415 p.
Aydin E., Alimov R., Yildirim F. Yenisey — Kirgizistan Yazitlari ve Irk Bitig. Ankara: BilgeSu, 2013. 512 s.
Ces,meli i. Kok turklerde ikonografik acidan ku§ figurleri // Art-Sanat Dergisi. 2015. Vol. 4. P. 67-80.
Osawa T. Mogolistan'daki Eski Turk Anit ve Yazitlar Uzerine Yeni Ara§tirmalar // Turk Dillleri Arastirmalari 10. 2000. Р. 191-204.
User H. §. Yenisey Yazitlarinin Okunma ve Anlamlandirilmasi Uzerine Yeni Oneriler-II // Orhon Yazitlarinin Bulunusundan 120 Yil Sonra Turkluk Bilimi ve 21. Yuzyil konulu III. Uluslararasi Turkiyat Ara§tirmalari Sempozyumu, 26-29 Mayis 2010. Bildiriler Kitabi. 2. Cilt. Ankara: Hacettepe Universitesi Basimevi, 2011. P. 767-774.