Роль пушкинской традиции в организации системы персонажей романа К. Г. Паустовского «Дым отечества»
The role of the Pushkin tradition in the organization of the system of characters in K. G. Paustovsky's novel "The Smoke of the Fatherland"
Аннотация
Актуальность статьи связана с возрождающимся в последние годы интересом к творчеству К.Г. Паустовского, что подтверждается появлением научных и публицистических работ о жизни и наследии писателя. Цель исследования – рассмотрение роли пушкинской традиции в организации системы персонажей романа «Дым отечества». Работа выполнена в рамках историко-литературного подхода. Результаты исследования показывают, что обращение к пушкинской традиции в романе, посвященном Великой Отечественной войне, говорит об отношении к поэту как символу русской культуры, оказавшейся на грани гибели. Герои, изображенные в романе, так или иначе, имеют отношению к Пушкину (пушкинист, актриса, напоминающая Татьяну Ларину, другие творческие личности). Сам же Пушкин становится для них духовным ориентиром. Кроме того, сделан вывод о том, что помимо возникновения образа Пушкина через духовную связь с ним героев Паустовский обращается и к мотивам творчества, актуальным для поэта, таким как дружба, любовь к родине, сила искусства, побеждающего смерть.
Скачивания
Metrics
Литература
Артамонова И. В. "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя" (к вопросу о Пушкинской традиции в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого) // Пушкинские чтения: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 49–54.
Арьев А. Ю. «Великолепный мрак чужого сада». Царское Село в русской поэтической традиции и «Царскосельская ода» Ахматовой // Звезда, 1999. № 6. С. 220 – 238.
Ачкасова Л. С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского. Издательство Казанского университета, 1972. 202 с.
Борисова Д. М. Мотив грозы в творчестве К. Г. Паустовского // Вопросы культурологии, 2022. № 8. С. 655–659. DOI 10.33920/nik-01-2208-06. EDN SHDIPV.
Бутов М. Самый потерянный роман о войне. И обретенный. 2020. Электронный ресурс https://unost.org/authors/mihail-butov/samyj-poteryannyj-roman-o-vojne-i-obretennyj/
Васильев Н. Л., Жаткин Д. Н. Метафора дым отечества в прошлом и настоящем: литературные истоки, семантика, речевые функции // Русская речь, 2019. № 3. С. 60–72. DOI 10.31857/S013161170005211-1. EDN TKRLDL.
Голованевский А. Л. Дым в прозе И.С. Тургенева и поэзии Ф.И. Тютчева // Русская речь, 2018. № 6. С. 22–28. DOI 10.31857/S013161170003002-1. EDN WVVZVY.
Грибоедов А. С. Горе от ума. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1963. 190 с.
Грот Я. К. Примечания. Державин Г. Р. Сочинения: В 9 т. с объяснительными примечаниями Я. К. Грота. СПб. В типографии императорской Академии наук (1864–1883).
Девятиярова О. Я. Нравственные искания героев романа К. Г. Паустовского "Дым отечества" // Актуальные вопросы филологических наук: Материалы Международной научной конференции, Чита, 20–23 ноября 2011 года. С. 47–49.
Державин Г. Р. Сочинения. Издательство «Правда», 1985. 578 с.
Жэнь Сытун. Сравнительное исследование образов Анны Карениной и Татьяны Лариной в аспекте «беглых» женщин в русской литературе XIX века // Мир науки, культуры, образования, 2024. № 3(106). С. 445–447.
Карпушкина Л. А. Образ А. С. Пушкина в русской литературе конца XIX – начала XX веков и проблема литературной рецепции [дисс… канд. филол. наук: 10.01.01. Москва], 2000. 152 с.
Киселева Л. Ф. Пушкин в мире русской прозы XX века. Наследие, 1999. 362 с.
Круглов Р. Г. Пушкинская традиция, пушкинский миф и пушкинский текст в русской поэзии второй половины ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice, 2024. Том 17 Выпуск 8. С. 2728–2734.
Налегач Н. В. Творческое преломление пушкинского мотива поэтического бессмертия в диалогической "поэтике отражений" И. Анненского // Критика и семиотика, 2017. № 2. С. 134–145.
Паустовский К. Г. Потерянные романы. Калужское книжное издательство,1962. 259 с.
Паустовский, К. Г. Собрание сочинений в восьми томах. Том второй. Романы и повести. Издательство «Художественная литература», 1967. 559 с.
Пога Д. С. Система персонажей как способ выражения авторской позиции в повести В. Токаревой «всё нормально, всё хорошо...». // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2024. № 1(80). С. 55–64. DOI 10.26456/vtfilol/2024.1.055. EDN FKPZMM.
Пушкин А. С. Собрание сочинений, Т. 2. Стихотворения 1823–1836. Государственное издательство художественной литературы. 1959. 799 с.
Рамазанова Р. Р. Своеобразие жанра литературного портрета в творчестве К. Паустовского // Вестник института языков, 2024. № 1(53). С. 218–223.
Семухина И. А. «…Словно в рулетку проигрался»: мотивно-тематический комплекс азартной игры в романе И.С. Тургенева «Дым» // Филологический класс, 2018. №1(51). С. 25–32. DOI 10.26710/fk18-01-04. EDN YTVCKY.
Скороходов М. В. К. Г. Паустовский - читатель: к вопросу о круге чтения и библиотеках писателя и героев его произведений // Русская словесность. 2023. № 3. С. 55–62. DOI 10.47639/0868-9539_2023_3_55. EDN AEFUST.
Трунин К. Паустовский. Критика и анализ литературного наследия. Издательские решения. 2023.
Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. Издательский центр «Классика», 2003. Т. 2. Стихотворения, 1850—1873. 657 с.
Федорова Е. А. Пушкинское слово в произведениях Ф. М. Достоевского и В. В. Набокова как способ характеристики героя. Слово.ру: балтийский акцент. 2020. Т. 11, № 2. С. 47—57.
Чувакин А. А. Концепт Алтай в художественной прозе К.Г. Паустовского // Филология и человек, 2016. № 2. С. 11–20. EDN WGCEAP.
Шарыпова Т. П. Работа над анализом романа "Война и мир" Л.Н. Толстого с целью рассмотрения эпохи и исторических личностей на занятиях по литературе со студентами первого курса факультета непрерывного образования // Современные наукоемкие технологии, 2021. № 2. 219–223. DOI 10.17513/snt.38522. EDN CCZMMB.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.

