РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ: ВОСПИТАНИЕ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Основное содержание статьи

Е.В. Шахова Email: EWS05@yandex.ru
Д.К. Щеглова Email: sdk@mc.asu.ru
А.С. Кащенко Email: al.cashenko@yandex.ru
В.М. Максимова Email: vik-maksimova88@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу религиозной идентичности молодежи в приграничных регионах Сибири, исследованию механизмов религиозного воспитания и практик участия в религиозных сообществах в условиях новой постсекулярной реальности. Актуальность исследования обусловлена сложными трансформациями идентификационных процессов в эпоху глобализации, миграции и культурного плюрализма, когда традиционные формы принадлежности переплетаются с новыми, гибридными и индивидуализированными. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса молодежи (2025 год, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Бурятия, Забайкальский край, N= 900 человек в возрасте 18-35 лет). Религиозная идентичность современной молодежи исследуемых регионов представляет собой гетерогенный и многомерный феномен. Молодежь преимущественно относится к категории «религиозной» как с позиции самооценки религиозной идентичности, так и на основании шкалы центральности религиозности Хубера Ш. (CRS). «Религиозная» молодежь придерживается демократических взглядов касательно религиозного воспитания детей, «высоко религиозные» молодые люди относятся к этому серьезнее. Формы участия в деятельности религиозной общины незначительно отличаются в зависимости от региона проживания: отмечена высокая степень вовлеченности «высоко религиозной» молодежи Республики Алтай и Забайкальского края. Показано, как религия «проникает» в повседневную жизнь через формы деятельности, актуальные для молодежи, адаптируясь к ее интересам и стилю жизни, что наглядно подтверждает интеграцию религиозного в секулярное пространство.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Шахова, Е., Щеглова, Д., Кащенко, А., & Максимова, В. (2025). РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ: ВОСПИТАНИЕ И ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПОСТСЕКУЛЯРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Society and Security Insights, 8(3), 65-83. https://doi.org/10.14258/SSI(2025)3-03
Раздел
ИНТЕГРАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРАНАХ АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Биографии авторов

Е.В. Шахова, ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Москва, Барнаул, Россия

Екатерина Владимировна Шахова – к. соц. н., доцент кафедры социальной и молодежной политики Алтайского государственного университета, научный сотрудник РОСБИОТЕХ, г. Барнаул, г. Москва, Россия.

Д.К. Щеглова, ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Москва, Барнаул, Россия

Дарья Константиновна Щеглова – старший преподаватель кафедры социальной и молодежной политики Алтайского государственного университета, научный сотрудник РОСБИОТЕХ, г. Барнаул, г. Москва, Россия.

А.С. Кащенко, ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Москва, Барнаул, Россия

Алексей Сергеевич Кащенко – директор центра трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью Алтайского государственного университета, научный сотрудник РОСБИОТЕХ, г. Барнаул, г. Москва, Россия.

В.М. Максимова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Виктория Максимовна Максимова – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия.

Литература

Вавилова Е. Ю., Хандурова Е. Н. Религиозная идентичность: современные подходы // Инновационная наука. 2018. №7-8. С.78-81.
Максимова С., Омельченко Д. и Ноянзина О. 2022. Религиозная идентичность и духовная безопасность населения приграничных регионов России. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 1, 12 (июн. 2022), 142-152.
Максимова С. Г., Омельченко Д. А., Ноянзина О. Е. Духовная безопасность приграничных регионов в оценках жителей с различным уровнем религиозности: имеет ли вера значение? // Религиоведение. 2024. № 2. С. 150–166.
Максимова С. Г., Омельченко Д. А., Ноянзина О. Е., Максимов М. Б. Религиозная идентичность, религиозные практики и духовность населения Азиатского приграничья России // Society and Security Insights. 2023. Т.6. №3. С. 75-95.
Максимова С.Г., Суртаева О.В., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е., Атясова Н.Ю. Конативный компонент религиозной идентичности населения приграничных регионов России // Социодинамика. 2023. №11. С. 78-98.
Омельченко Д. А., Максимова С. Г. Этничность и религиозность: взаимосвязи и различия в условиях полиэтничного региона российского приграничья // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2022. С. 205-214.
Пруцкова Е. В. Конфессиональная идентичность молодежи в современной России: между наследием и выбором // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 318—339.
Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 415 с.
Рыжова С. В. Религиозность в контексте культуры доверия // Социологический журнал. 2017. Т. 23, № 3. С. 44–63.
Рыжова С. В. Этническая идентичность в общественном измерении. СНиСП. 2020. №3 (31). С.165-181.
Рыжова С. В. Этническая идентичность и толерантность в поликультурном обществе: общероссийская перспектива и ситуация в Кабардино-Балкарии. Социологическая наука и социальная практика. 2023. Том. 11. № 4. С. 156-177. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.7.
Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023. №2. С.127-144.
Тумгоева Т. А. О подходах к изучению религиозной идентичности // Вестник ГУУ. 2014. №15.
Федорова М. В. Религиозная идентичность в современном цифровом мире // Социодинамика. 2020. №6. С.66-79.
Ходибоева А. А. Теоретико-методологические аспекты понятия религиозной идентичности / А. А. Ходибоева // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. – 2020. – № 2(260). – С. 25-30.
Хубер Ш. Шкала центральности религиозности (CRS) / Ш. Хубер, О. В. Хубер // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2018. – № 47. – С. 144-171.
Цыплаков Д. А. К вопросу об изучении российской постсекулярности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – Т. 38, № 4. – С. 314–339.
Casanova J. (2019). Still secular? Explorations in secular and post-secular. In J. D. Faubion (Ed.), The object of the social sciences (pp. 27–44). Routledge.
Glock C. Y., & Stark R. (1966). American Piety: The Nature of Religious Commitment. University of California Press.
Habermas J. Postmetaphysical Thinking II: Essays and Replies. Cambridge, MA: Polity Press, 2017.
Hjelm T. (2018). Is God back? The politics of religion in the age of Trump: A review essay. Journal of Sociology, 54(4), 637–648.
Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.
Măcelaru, Marcel V. 2014a. “Burdens of Identity –On Christian Existence in a Post-Christian World.” In Values of Christian Relationships, edited by Corneliu Constantineanu, Georgeta Rațăand Patricia Runcan, 169–74. Bucharest: DidacticaandPedagogica PublishingHouse.
Stryker S. Symbolic Interactionism: A Social Structural Version. Menlo Park, CA: Benjamin/Cummings, 1980.
Turner B. S. (2010). The new Blackwell companion to the sociology of religion. Wiley-Blackwell.
Wimberley R. C. (1989). «Religion and Role-Identity: A Structural Symbolic Interactionist Conceptualization of Religiosity.» Sociological Quarterly, 30(1), 125-142.

REFERENCES
Vavilova, E. Y., & Khandurova, E. N. (2018). Religious identity: Modern approaches. Innovacionnaja nauka, 7-8, 78–81. (In Russ.).
Maksimova, S. G., Omelchenko, D. A., & Noyanzina, O. E. (2022). Religious identity and spiritual security of the population in the border regions of Russia. Social'naja integracija i razvitie jetnokul'tur v evrazijskom prostranstve, 1(12), 142–152. (In Russ.).
Maksimova, S. G., Omelchenko, D. A., & Noyanzina, O. E. (2024). Spiritual security of border regions in the assessments of residents with different levels of religiosity: Does faith matter? Religiovedenie, 2, 150–166. (In Russ.).
Maksimova, S. G., Omelchenko, D. A., Noyanzina, O. E., & Maksimov, M. B. (2023). Religious identity, religious practices and spirituality of the population in Russia's Asian borderland. Society and Security Insights, 6(3), 75–95. (In Russ.).
Maksimova, S. G., Surtayeva, O. V., Omelchenko, D. A., Noyanzina, O. E., & Atiasova, N. Y. (2023). The conative component of religious identity of the population in the border regions of Russia. Sociodinamika, 11, 78–98. (In Russ.).
Maksimova, S. G., & Omelchenko, D. A. (2022). Ethnicity and religiosity: Interconnections and differences in the conditions of a multiethnic region of the Russian borderland. . Social'naja integracija i razvitie jetnokul'tur v evrazijskom prostranstve, 1, 205–214. (In Russ.).
Prutskova, E. V. (2021). Denominational identity of youth in modern Russia: Between heritage and choice. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 4, 318–339. (In Russ.).
Mchedlov, M. P. (Ed.). (2008). Religion in the self-consciousness of the people (the religious factor in identification processes). Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
Ryzhova, S. V. (2017). Religiosity in the context of a culture of trust. Sociological Journal, 23(3), 44–63. (In Russ.).
Ryzhova, S. V. (2020). Ethnic identity in the public dimension. Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika, 3(31), 165–181. (In Russ.).
Ryzhova, S. V. (2023). Ethnic identity and tolerance in a multicultural society: An all-Russian perspective and the situation in Kabardino-Balkaria. Sociologicheskaja nauka i social'naja praktikа, 11(4), 156–177. (In Russ.).
Seliverstova, N. A., & Zubok, Y. A. (2023). Religious identity in the semantic self-regulation of youth. Research result. Sociology and Management, 9(2), 127–144. (In Russ.).
Tumgoeva, T. A. (2014). On approaches to the study of religious identity. Vestnik Universiteta, 15, 112–119. (In Russ.).
Fedotova, M. V. (2020). Religious identity in the modern digital world. Sociodinamika, 6, 66–79. (In Russ.).
Khodiboeva, A. A. (2020). Theoretical and methodological aspects of the concept of religious identity. Izvestija Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan. Otdelenie obshhestvennyh nauk, 2, 25–30. (In Russ.).
Huber, S., & Huber, O. W. (2018). The Centrality of Religiosity Scale (CRS). Sociology: methodology, methods, mathematical modeling, 47, 144–171. (In Russ.).
Tsyplakov, D. A. (2020). On the study of Russian post-secularity. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 38(4), 314–339. (In Russ.).
Casanova, J. (2019). Still secular? Explorations in secular and post-secular. In J. D. Faubion (Ed.), The object of the social sciences (pp. 27–44). Routledge.
Glock, C. Y., & Stark, R. (1966). American piety: The nature of religious commitment. University of California Press.
Habermas, J. (2017). Postmetaphysical thinking II: Essays and replies. Polity Press.
Hjelm, T. (2018). Is God back? The politics of religion in the age of Trump: A review essay. Journal of Sociology, 54(4), 637–648.
Homans, G. C. (1974). Social behavior: Its elementary forms. Harcourt Brace Jovanovich.
Măcelaru, M. V. (2014). Burdens of identity – On Christian existence in a post-Christian world. In C. Constantineanu, G. Rață, & P. Runcan (Eds.), Values of Christian relationships (pp. 169–174). Didactica and Pedagogica Publishing House.
Stryker, S. (1980). Symbolic interactionism: A social structural version. Benjamin/Cummings.
Turner, B. S. (2010). The new Blackwell companion to the sociology of religion. Wiley-Blackwell.
Wimberley, R. C. (1989). Religion and role-identity: A structural symbolic interactionist conceptualization of religiosity. Sociological Quarterly, 30(1), 125–142.