Особенности моделей взаимодействия старообрядцев бегунского (страннического) толка и советских органов власти в 20‑е гг. XX в
Основное содержание статьи
Аннотация
Отечественная историческая наука, пережившая опыт влияния сначала советской мировоззренческой системы, а затем, в 1990-е и 2000-е гг., и антисоветских клише, с одинаковой тенденцией к упрощенному толкованию исторических событий и стремлением описать многогранные процессы, происходившие в нашей стране в прошлом веке, устаревшим языком бинарных оппозиций, в последние годы обозначает для себя путь к объективному взгляду на события последних ста лет. Путем нахождения парадоксов в столь привычных черно-белых антагонистических схемах мы можем продемонстрировать, насколько сложными порой предстают взаимоотношения, казалось бы, непримиримых противников. Одним из подобных парадоксальных примеров могут служить взаимоотношения религиозных организаций и советского государства в первые послереволюционные годы. В настоящей статье проанализированы некоторые перипетии взаимодействия представителей такого мощного русского религиозно-мировоззренческого движения, как староверие и, конкретно, его крайнего направления — бегунства-странничества с официальными советскими органами.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX — начало XXI в.). Томск, 2007. 414 с.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество : в 2 т. / сост. Г. М. Прохоров; общ. ред. В. В. Нехотина. М., 2009. 688 с.
Комелина Н. Г. Христофор Зырянов и его последователи в Вятском крае: из истории конфессиональных стереотипов // Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре. СПб., 2013. С. 147-177 (Россия — Запад — Восток: Литературные и культурные связи).
Мальцев А. И. Старообрядческий наставник XX в. инок Арсений (А. В. Рябинин): материалы к биографии. 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://starajavera.narod.ru/ Malcev8.html (дата обращения: 29.08.2017).
Мальцев А. И. Страннический наставник XX века Христофор Иванов и его учение. 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://starajavera.narod.ru/Malcev14.html (дата обращения: 21.08.2017).
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола / пер. с фр. С. С. Толстого; науч. ред. перевода Е. М. Юхименко. М., 2011. 680 с.
Петров С. Г. Староверы-странники и Советская власть: очерк истории странствующих православных христиан для председателя ВЦИК М. И. Калинина [Электронный ресурс]. URL: http://starajavera.narod.ru/IstoriaStranniki2.html (дата обращения: 21.08.2017).
Пыжиков А. М. Истоки и траектория русского социализма // Свободная мысль. 2016. № 5 (1659). С. 71-86.
Пыжиков А. М. Корни сталинского большевизма. М., 2015. 384 с.
Сажин Б. Б. Отношение к старообрядчеству и религиозному сектантству в революционном народничестве в 70-е гг. XIX в. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : материалы VI Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2015. С. 114-120.
Симоненков К. В. Старообрядчество Курского края в условиях советской антирелигиозной кампании 1920-х — 1930-х гг. // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. СПб., 2012. С. 119-126.
Сляднев М. Старообрядчество на Южном Урале (политика местных государственных органов по отношению к старообрядческим религиозным объединениям. 1917-
2002 гг.). // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2003. Т. 10. № 2 (3). С. 248-254.
Шигапов С. Р. Советская власть и староверы: развитие взаимоотношений в 19201930-е гг. (на материалах Томского уезда) // Вестник Томского гос. ун-та. 2016. № 3 (41). С. 44-49.
Эткинд А. М. Секты, литература и революция. М., 1998. 688 с.